Автономный район Внутренняя Монголия в реализации образовательной политики Китая во Внутренней Азии

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

Статья посвящена краткому обзору основных тенденций в образовательном сотрудничестве между Россией, Китаем и Монголией. В фокусе исследования — Автономный район Внутренняя Монголия как особое культурно-образовательное пространство, в рамках которого реализуется взаимодействие в сфере высшего образования. На основе статистических данных выявлено, что студенты из Монголии и регионов Сибири и Дальнего Востока России представляют подавляющее большинство в доле иностранных студентов региона. В качестве основных «факторов притяжения» выступают стипендиальные программы различных уровней — Правительства КНР, Народного правительства Внутренней Монголии и вузов региона. Существенным стимулом является выделение специальных квот для поступающих из Монголии, а также вузов-партнеров из России. Определено, что вузы АРВМ за последние 15 лет стали одними из ключевых центров привлечения иностранных студентов из Монголии и российских регионов Внутренней Азии. Руководство Китая рассматривает Внутреннюю Монголию как важный регион для реализации внутренней национальной политики. В последние годы данный регион играет важную роль в выстраивании отношений с Монголией и Россией в контексте реализации глобальных инициатив Китая и гуманитарного сотрудничества в целом. Выдвигается предположение, что в перспективе Внутренняя Монголия будет выполнять стратегические задачи как с точки зрения внутренней политики, так и реализации внешнеполитического курса КНР.Благодарности: Выражаю глубокую благодарность профессору Ло Цзяньцзиню (罗见近教授) за его руководство, помощь и поддержку, оказанную во время моей научной стажировки в Институте Ли Ди Института истории науки и техники Педагогического университета Внутренней Монголии (内蒙古师范大学科学技术史研究学院李迪书院).

Об авторах

Иннокентий Галималаевич Актамов

Институт монголоведения, буддологии, тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук

Email: pdvjournal@mail.ru
670047, Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, 6

Список литературы

  1. Батунаев Э.В., Григорьева Ю.Г. Российско-монгольские отношения: от спада до всеобъемлющего стратегического партнерства // Известия Восточного института. 2019. № 3. С. 98–109. DOI: dx.doi.org/10.24866/2542–1611/2019–3/98–109
  2. Гомбоев Б.О., Харимаева В.Г. Сбалансированное развитие пастбищного животноводства в степном комплексе районов Внутренней Азии: актуализация исследования природных, хозяйственных и культурных оснований // Вестник Бурятского государственного университета. Биология, география. 2023. № 1. С. 41–50. doi: 10.18101/2587–7143–2023–1–41–50
  3. Гулева, М.А., Ши Ш., Гао М. Развитие человеческого капитала в КНР // Проблемы Дальнего Востока. 2023. № 3. С. 175–190. doi: 10.31857/S013128120025967–4
  4. Гурулева Т.Л. Евразийское образовательное пространство России: предпосылки формирования и теоретические аспекты моделирования (на примере образовательного сотрудничества с КНР) // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 5. С. 457–466.
  5. Двусторонние договоры. Правовой департамент МИД России // Официальный сайт МИД РФ. URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/international_contracts/international_contracts/2_contract/47900/ (дата обращения: 05.07.2023).
  6. Завьялова О.И. Языковая политика в Китае: новейшие полевые исследования // Проблемы Дальнего Востока. 2022. № 4. С. 160–167. doi: 10.31857/S013128120021422–5
  7. Резник Ю.Н., Гурулева Т.Л. Формирование международного поликультурного образовательного региона Сибири, Дальнего востока России и Северо-восточных провинций Китая // Вестник Читинского государственного университета. 2009. № 6 (57). С. 85–92.
  8. Семенова С.С. Образование в Китае: история и современность // Вестник ТГПУ. 2012. 5 (120). С. 126–130.
  9. Тарантул Р.В. Монгольский национальный фактор в КНР и китайско-монгольских отношениях // Проблемы Дальнего Востока. 2023. № 1. С. 36–52. doi: 10.31857/S013128120024367–4
  10. Хроника встреч глав государств Китайской Народной Республики и Российской Федерации // Китайский информационный интернет-центр. 10.12.2002. URL: http://russian.china.org.cn/russian/52942.htm (дата обращения: 05.07.2023).
  11. Хухбатор Б. Советский ученый Г.П. Сердюченко и литературный язык: исторические особенности развития литературного языка МНР и монголов Внутренней Монголии на основе архивных материалов 1950 х гг. // Вестник Бурятского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук. 2021. № 1 (41). С. 48–60. doi: 10.31554/2222–9175–2021–41–48–60
  12. Энхбаяр Д. Трансформация системы образования Монголии // Власть. 2011. № 3. С. 96–99.
  13. 姜永志, 白红梅. 一带一路”倡议背景下中蒙俄民族教育智库建设:价值、困境与路径 (Цзян Юнчжи, Бай Хунмэй. Создание китайско-монгольско-российского образовательного аналитического центра в контексте инициативы «Пояс и путь»: значение, препятствия и перспективы) //民族教育文摘. 2023年. 第三期目录(总第二十五期). URL: http://epc.swu.edu.cn/info/1192/4493.htm (дата обращения: 05.07.2023).
  14. 中俄教育合作的历史 (История китайско-российского сотрудничества в сфере образования) // 汉斯留学. URL: http://www.hansiliuxue.com/h-nd-28.html (дата обращения: 01.07.2023).
  15. 中共中央 国务院关于建立更加有效的区域协调发展新机制的意见 (Отдельные тезисы Центрального комитета Коммунистической партии Китая и Государственного совета о создании нового более эффективного механизма регионального скоординированного развития) // 中华人民共和国中央人民政府. URL: https://www.gov.cn/zhengce/2018–11/29/content_5344537.htm (дата обращения: 22.07.2023).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Российская академия наук, 2023