Активное и пассивное экранное время детей 5–6 лет

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

В статье представлены результаты анкетирования матерей 663 детей 5–6 лет. Показано, что у детей время просмотра видеоконтента почти в два раза больше времени интерактивного использования цифровых устройств для игр, общения и обучения. Также выявлено превышение экранного времени в выходные дни, достигающее трех часов, что на час превышает рекомендованные возрастные нормы. По половому признаку различий не зафиксировано, но обнаружена слабая обратная корреляция экранного времени с уровнем образования матери, а также то, что не более 30% детей разделяют экранное время с родителями.

Полный текст

Доступ закрыт

Об авторах

Елена Алексеевна Чичинина

МГУ имени М. В. Ломоносова

Автор, ответственный за переписку.
Email: alchichini@gmail.com

младший научный сотрудник кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии

Россия, Москва

Алла Александровна Твардовская

Казанский (Приволжский) федеральный университет; ФНЦ ПМИ

Email: taa.80@ya.ru

кандидат психологических наук, доцент кафедры дошкольного образования Института психологии и образования; научный сотрудник лаборатории психологии детства и цифровой социализации

Россия, Казань

Александр Николаевич Веракса

МГУ имени М. В. Ломоносова; ФНЦ ПМИ

Email: veraksa@yandex.ru

доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии; заместитель директора лаборатории

Россия, Москва

Список литературы

  1. Бухаленкова Д. А., Веракса А. Н. и др. Роль уровня образования российских родителей в формировании интуитивных теорий воспитания детей // Образование и саморазвитие. 2021. № 16(1). C. 82–92.
  2. Курганский А. М., Гурьянова М. П., Храмцов П. И. Медицинские и социально-педагогические риски использования детьми младшего школьного возраста цифровых устройств: эмпирическое исследование // Вестник РУДН. Сер.: Психология и педагогика. 2023. № 20(3). C. 501–525. doi: 10.22363/2313-1683-2023-20-3-501-525.
  3. Проект Ю. Л., Спасская Е. Б. и др. Оценка влияния использования мобильных устройств на образовательные результаты школьников: мета-анализ второго порядка // Российский психологический журнал. 2024. № 21(2). С. 35–59. doi: 10.21702/rpj.2024.2.3.
  4. Руднова А. Н., Корниенко Д. С. и др. Родительские убеждения как фактор когнитивного и социально-эмоционального развития ребенка. Вестник Московского ун-та. Сер. 14. Психология. 2024. № 47(2). С. 134–152. doi: 10.11621/LPJ-24-18.
  5. Руднова Н. А., Корниенко Д. С. и др. Цифровая родительская медиация и ее связь с показателями психологического благополучия детей школьного возраста // Наука телевидения. 2023. № 19(1). С. 175–198. doi: 10.30628/1994-9529-2023-19.1-175-198.
  6. Собкин В. С., Скобельцина К. Н. Игровые предпочтения современных дошкольников (по материалам опроса родителей) // Психологическая наука и образование. 2011. № 16(2). С. 56–67.
  7. Шакирова Е. В., Кузьмин С. В. Понимание воспитателями значения электронных средств обучения в образовательной деятельности дошкольников: угроза общению или возможность для развития? // Современное дошкольное образование. 2023. № 2(116). С. 44–53. doi: 10.24412/2782-4519-2023-2116-44-53.
  8. Шишова Е. О. Влияние профессионального мастерства и личностных особенностей педагога на психическое развитие ребенка в разных типах образовательной среды // Национальный психологический журнал. 2024. № 19(1). С. 197–207. doi: 10.11621/npj.2024.0114.
  9. Belolutskaya A., Vachkova S., Patarakin E. The Connection of the Digital Learning Component with the Development of Preschool and School-age Children: A Review of Research and International Educational Practices // Education and Self Development. 2023. No. 18(2). P. 37–55. doi: 10.26907/esd.18.2.04.
  10. Bukhalenkova D. A., Chichinina E. A., Almazova O. V. How Does Joint Media Engagement Affect the Development of Executive Functions in 5- to-7 years-old Children? // Psychology in Russia: State of the Art. 2023. No. 16(4). P. 109–127. doi: 10.11621/pir.2023.0407.
  11. Dore R. A., Zimmermann L. Coviewing, scaffolding, and children’s media comprehension // The International Encyclopedia of Media Psychology. 2020. No. 9. P. 139–145. doi: 10.1002/9781119011071.iemp0233.
  12. Gath M., McNeill B., Gillon G. Preschoolers’ screen time and reduced opportunities for quality interaction: Associations with language development and parent-child closeness // Current Research in Behavioral Sciences. 2023. No. 5. P. 100140. doi: 10.1016/j.crbeha.2023.100140.
  13. Guidelines on physical activity, sedentary behaviour and sleep for children under 5 years of age. World Health Organization, 2019. URL: https://apps.who.int/iris/handle/10665/311664 (дата обращения: 18.04.2024).
  14. McNeill J., Howard S. J. et al. Cross-Sectional Associations of Application Use and Media Program Viewing with Cognitive and Psychosocial Development in Preschoolers // International journal of environmental research and public health. 2021. No. 18(4). P. 1608. doi: 10.3390/ijerph18041608.
  15. Nikolaeva E. I., Kalabina I. A. et al. Ground Rules for Preschooler Exposure to the Digital Environment: A Review of Studies // Psychology in Russia: State of the Art. 2023. No. 16(4). P. 37–54. doi: 10.11621/pir.2023.0403.
  16. Radesky J., Miller A. L. et al. Maternal mobile device use during a structured parent-child interaction task // Acad Pediatr. 2015. No. 15(2). P. 238–244. doi: 10.1016/j.acap.2014.10.001.
  17. Tun J. E., Arshat Z., Ismailet N. Sex Differences in Screen Time and Playfulness among Chinese Preschool Children // Turkish Journal of Computer and Mathematics Education (TURCOMAT). 2021. No. 12(10). P. 4293–4297.
  18. Veraksa A. N., Veraksa N. E. The Interconnection of Metacognition and Executive Functions in Childhood: A Cultural-Historical Perspective // New Ideas in Child and Educational Psychology. 2023. No. 3(3–4). P. 43–65. doi: 10.11621/nicep.2023.0503.
  19. Xie G., Deng Q. et al. Digital screen time and its effect on preschoolers’ behavior in China: results from a cross-sectional study // Ital J Pediatr. 2020. No. 46(1). P. 9. doi: 10.1186/s13052-020-0776-x.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. ЭВ детей 5–6 лет, в зависимости от города проживания, года и дня недели (мин. в день).

Скачать (91KB)
3. Рис. 2. ЭВ детей 5–6 лет, в зависимости от пола и города проживания (мин. в неделю).

Скачать (97KB)

© Российская академия наук, 2024