Труд и работа в этике современного православия: восстановление крестьянского дома, монастыря и Святой Руси
- Авторы: Яровая П.Р.1
-
Учреждения:
- Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики” в Санкт-Петербурге
- Выпуск: № 6 (2024)
- Страницы: 81-96
- Раздел: Специальная тема номера: Экономическая антропология домохозяйства современной России за пределами мегаполисов
- URL: https://gynecology.orscience.ru/0869-5415/article/view/672376
- DOI: https://doi.org/10.31857/S0869541524060057
- EDN: https://elibrary.ru/VTSLKR
- ID: 672376
Цитировать
Аннотация
Отталкиваясь от случая ремонта крестьянского дома жителями полуразрушенного православного монастыря на Русском Севере, статья ставит вопрос о соотношении теологии и экономики хозяйственной этики. Ремонт дома вписывается священником в общее восстановление Церкви в условиях современности и ее вызовов. В центре этнографического анализа категории “труд” и “работа”. В предлагаемом кейсе теологическое понимание “труда” и “трудника” противопоставляется экономическому (мирскому) пониманию “работы” и “работника”. Восстановление Церкви представляется настоятелю и его подопечным не столько “работой” по ремонту памятников культуры, сколько “трудом” по возрождению дореволюционного уклада жизни, который является прототипом утопического рая – Святой Руси. “Работа” и “труд” отличны по своей темпоральности: первая совершается для результата в будущем, второй как духовная практика лежит в основе возвращения в прошлое. В статье рассматривается, как методология идеальных типов протестантской этики и капитализма может быть применена к православной хозяйственной этике через “понимающую” методологию М. Вебера. Автор обращает внимание на несостоятельность бинарных оппозиций, используемых для интерпретации практик труда и работы в православном монастыре, и на необходимость анализировать эти практики в контексте исторической непрерывности их самих и их смыслов.
Ключевые слова
Полный текст

Об авторах
Полина Романовна Яровая
Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики” в Санкт-Петербурге
Автор, ответственный за переписку.
Email: pryarovayaa@gmail.com
ORCID iD: 0009-0002-0828-7854
стажер-исследователь, аспирант
Россия, Санкт-ПетербургСписок литературы
- Гирц К. Интерпретация культур. М.: РОССПЭН, 2004.
- Дубовка Д.Г. В монастырь с миром: в поисках светских корней современной духовности. СПб.: Изд-во Европейского ун-та в Санкт-Петербурге, 2020.
- Забаев И.В. Основные категории хозяйственной этики современного русского православия: социологический анализ. М.: Изд-во ПСТГУ, 2012.
- Забаев И.В. Смирение в хозяйственной этике Русской православной церкви. Использование социологии религии Макса Вебера для анализа современного русского православия // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2018. Т. 36. №. 4. С. 175–202. https://doi.org/10.22394/2073-7203-2018-36-4-175-202
- Кормина Ж.В., Панченко А.А., Штырков С.А. Сны Богородицы: исследования по антропологии религии. СПб.: Изд-во Европейского ун-та в Санкт-Петербурге, 2006.
- Кормина Ж.В., Панченко А.А., Штырков С.А. Изобретение религии: десекуляризация в постсоветском контексте. СПб.: Изд-во Европейского ун-та в Санкт-Петербурге, 2015.
- Платонов О.А. Русский труд. М.: Современник, 1991.
- Смолкин В. Свято место пусто не бывает: история советского атеизма. НЛО, 2021.
- Ссорин-Чайков Н.В. Антропология времени: очерк истории и современности // Этнографическое обозрение. 2021. № 6. С. 83–103.
- Тошева Д. От восстановления храма к созданию общины: самоограничение и материальные трудности как источники приходской идентичности // Приход и община в современном православии: корневая система российской религиозности / Под ред. А. Агаджаняна, К. Русселе. М.: Весь мир, 2011. С. 277–297.
- Asad T. Formations of the Secular: Christianity, Islam, Modernity. Stanford: Stanford University Press, 2003.
- Bauman Z. “Retrotopia” // Revista Española de Investigaciones Sociológicas (REIS). 2018. Vol. 163. P. 155–158.
- Ferguson J. The Bovine Mystique: Power, Property and Livestock in Rural Lesotho // Man. New Series. 1985. Vol. 20. No. 4. P. 647–674. https://doi.org/10.2307/2802755
- Harding S.F. Convicted by the Holy Spirit: The Rhetoric of Fundamental Baptist Conversion // Klass M., Weisgrau M. Across the Boundaries of Belief. L.: Routledge, 2018. P. 381–401. https://doi.org/10.4324/9780429502569
- Hobbes T. Leviathan // Democracy: A Reader / Eds. R. Blaug, J. Schwarzmantel. N.Y.: Columbia University Press, 2016. P. 37–42.
- Kruglova A. Social Theory and Everyday Marxists: Russian Perspectives on Epistemology and Ethics // Comparative Studies in Society and History. 2017. Vol. 59. No. 4. P. 759–785. https://doi.org/10.1017/S0010417517000275
- Mannheim K. Ideology and Utopia. N.Y.: Routledge, 2013.
- Rev I. Retrotopia: Critical Reason Turns Primitive // Current Sociology. 1998. Vol. 46. No. 2. P. 51–80. https://doi.org/10.1177/001139219804600200
- Robbins J. Secrecy and the Sense of an Ending: Narrative, Time, and Everyday Millenarianism in Papua New Guinea and in Christian Fundamentalism // Comparative Studies in Society and History. 2001. Vol. 43. No. 3. P. 525–551. https://doi.org/10.1017/S0010417501004212
- Slezkine Y. The House of Government: A Saga of the Russian Revolution. Princeton: Princeton University Press, 2017.
- Strathern M. Partial Connections. Savage: Rowman & Littlefield Publishers, 2004.
- Tumarkin N. Lenin Lives!: The Lenin Cult in Soviet Russia. Cambridge, Mass: Harvard University Press, 1997.
- Weber M. “Objectivity” in Social Science and Social Policy // Weber M. The Methodology of the Social Sciences. Glencoe: The Free Press, 1949. P. 49–112.
- Weber M. The Protestant Ethic and the “Spirit” of Capitalism and Other Writings. L.: Penguin, 2002.
- Weber M. Bureaucracy // Social Theory Re-Wired: New Connections to Classical and Contemporary Perspectives / Eds. W. Longhofer, D. Winchester. L.: Routledge, 2023. P. 271–276.
- Yurchak A. Bodies of Lenin: The Hidden Science of Communist Sovereignty // Representations. 2015. Vol. 129. No. 1. P. 116–157. https://doi.org/10.1525/rep.2015.129.1.116
- Yurchak A. The Canon and the Mushroom: Lenin, Sacredness, and Soviet Collapse // HAU: Journal of Ethnographic Theory. 2017. Vol. 7. No. 2. P. 165–198. https://doi.org/10.14318/hau7.2.021
Дополнительные файлы
