


№ 1 (2023)
Статьи
Социальная травма и особенности памяти
Аннотация
История России наполнена трагедиями и, безусловно, травматична, причем эти трагедии относятся к разным хронологическим периодам, связаны с различными крайне болезненными процессами и затрагивают очень разные группы населения. Эта тематика раскрывается на примерах судеб людей, угнанных в Германию во время Второй мировой войны, депортированных калмыков и бывших обитателей Валаамского монастыря. Также обсуждается память народов Северного Кавказа о Кавказской войне и своеобразная казачья историческая память. В тематический блок вошли статьи Э.-Б.М. Гучиновой, Е.А. Захариной и Е.Ф. Кринко, Е.А. Мельниковой, В.А. Танайловой, В.А. Шнирельмана.
Этнографическое обозрение. 2023;(1):5-10



Травматический опыт остарбайтеров и способы его преодоления в советской и постсоветской культуре памяти
Аннотация
Долгое время остарбайтеры или “восточные рабочие” оставались своеобразной фигурой умолчания в поле исторической памяти и не могли открыто говорить о трагических событиях своего прошлого. В данной статье рассмотрены особенности преодоления травматического опыта бывшими “восточными рабочими” в советский и постсоветский периоды. Авторы обратились к широкому кругу источников, которые с разных сторон помогают взглянуть на данную проблему. Внимание обращено на то, какое место занимали бывшие остарбайтеры в официальном нарративе о Великой Отечественной войне и в мемориальном пространстве. На материалах литературы и кинематографа был прослежен генезис и развитие художественных образов “восточных рабочих”. Отдельно рассмотрены проблемы взаимодействия остовцев с другой группой жертв национал-социализма - узниками концентрационных лагерей. На материалах интервью проанализированы характерные варианты нарративов остовцев и их стратегии повествования о своем прошлом.
Этнографическое обозрение. 2023;(1):11-29



Память о депортации калмыков “поколения 1,5”: конструирование нарратива
Аннотация
Память о депортации калмыков как о травматическом событии неоднородна. Женщины и мужчины, высланные подростками либо взрослыми, или рожденные спецпереселенцами калмыцкие дети имели разный опыт выселения и выживания и по-разному помнят эти годы. Собранные мной устные истории показывают память сообщества через личные нарративы, открывая многообразие персональных стратегий выживания и сопротивления. В этой публикации я хотела бы на примере одного интервью показать особенности социальной памяти о депортации калмыков и специфику нарратива об этом “поколения 1,5”. Основная исследовательская задача состояла в том, чтобы проанализировать сюжеты, образы, оценки, с помощью которых формируется нарратив о депортации калмыков у “детей Сибири”. Другие задачи публикации: выяснить как работает язык травмы в повествовании о депортации калмыков, показать возможности комментария как научного жанра. Статья состоит из трех частей: введения, фрагментов текста спонтанного интервью и комментариев к ним. В исследовании использованы метод дискурсивного анализа и поколенческая теория. Полевой материал представлен в виде транскрибированного текста интервью, записанного автором в 2006 г. Дискурсивные стратегии нарратива говорят о его позитивном характере.
Этнографическое обозрение. 2023;(1):30-44



Разломы валаамской памяти: мемориальное сообщество Валаама в поисках утраченного острова
Аннотация
Статья посвящена мемориальному сообществу Валаама, сложившемуся после того, как сооружения Валаамского монастыря были переданы Русской православной церкви и местные жители были вынуждены покинуть остров. Я обращаюсь к анализу различных типов воспоминаний и разных форм включения истории архипелага в личные биографии его недавних обитателей. Рассматривая Валаам как важное место памяти в судьбах его бывших жителей, я пытаюсь ответить на вопрос о том, почему в отличие от других мигрантов, возвращающихся на родину в поисках следов своего прошлого, переселенцы с Валаама отказываются приезжать сюда, предпочитая говорить об острове как утраченном и недоступном. В статье дается краткая история послевоенного заселения архипелага, формирования сообщества “хранителей” в 1970-1980-е годы и прослеживается несколько биографий местных жителей, чья молодость была связана с жизнью и работой на острове. Опираясь на исследования, посвященные воспоминаниям мигрантов, я показываю специфику современной памяти об архипелаге как территории фантомной боли, обусловленной не только вынужденным переселением людей, но и утратой ими статуса экспертов и защитников исторического и культурного наследия Валаама. В статье использованы полевые материалы 2020-2021 гг.
Этнографическое обозрение. 2023;(1):45-66



“Медали, которыми нельзя гордиться...” Память о Кавказской войне в социальных сетях
Аннотация
В статье рассматривается память о Кавказской войне в пространстве социальных сетей (ВКонтакте, Telegram и др.) и возможности ее использования в качестве символического ресурса в процессе радикализации местных кавказских обществ. Суммарно количество подписчиков исследованных сообществ, каналов и страниц около 300 тыс. человек. Концептуальной основой работы выступает реляционный подход к понятию радикализации. Кроме того, автор рассматривает память, как один из символических ресурсов, определяющих процесс радикализации того или иного сообщества, и ссылается на таких исследователей, как Л.-Э. Сидерман, Дж. Гудвин, М. Сейджман. В работе исследуется не просто память о Кавказской войне, представленная в поле социальных сетей, а несколько национальных образов Кавказской войны, которые в этом поле сформировались.
Этнографическое обозрение. 2023;(1):67-83



Травматическая память и возрождение казачества
Аннотация
Травматическая память, как правило, включает два компонента: воспоминания о недавней трагедии и представления об утраченном золотом веке, т.е. виктимизация сочетается с глорификацией, призванной компенсировать утрату с помощью символических образов. Эта двойственность рассматривается на примере казачества, в памяти которого отложились как трагические события гражданской войны, в особенности выселение казаков, так и апелляция к ранней истории, связанной с автохтонными предками и мечтами о своей собственной государственности. Однако казачья версия истории входила в конфликт с образами истории у северокавказских народов, которые также подпитывались травматической памятью. Сшибка разных памятей провоцировала территориальный конфликт. Показано, как построения казачьих историков-эмигрантов влияли на постсоветских казачьих историков.
Этнографическое обозрение. 2023;(1):84-101



Материнство в миграции: стратегии, выбираемые женщинами-мигрантками из стран Средней Азии
Аннотация
В статье анализируется миграционный опыт матерей, уезжающих на заработки из стран Средней Азии в Россию. На основании интервью рассматриваются ситуации, когда женщины вынуждены оставлять детей на попечении родственников на родине и когда они имеют возможность привозить детей в Россию. Делается вывод, что основными проблемами, препятствующими совместному проживанию с детьми в миграции, являются не только низкий заработок мигрантов и невозможность на первых порах снимать отдельное жилье в России, но и ограниченный доступ к социальным институтам, таким как детские сады или школы, запись ребенка в которые сопряжена с большими сложностями. При планировании жизни в другой стране с ребенком для женщины также важно, сможет ли она заботиться о нем при ненормированном графике работы и обеспечить для него безопасное пребывание в России.
Этнографическое обозрение. 2023;(1):102-122



Формирование “китайского” сегмента уйгурcкой общины Казахстана в контексте адаптации переселенцев из Китая в СССР в 1950-1960-е годы
Аннотация
В статье рассматриваются особенности процесса адаптации мигрантов из Китая в СССР в 1950-1960-е годы на примере уйгуров Казахстана, миграция которых была инициирована “сверху”, т.е. согласована правительствами двух стран и осуществлялась планово, в рамках проводимой советским правительством репатриационной политики. Этот миграционный процесс был напрямую связан с кампанией освоения целинных и залежных земель Казахстана и должен был решить проблему нехватки рабочей силы. Адаптация мигрантов проходила по-разному для каждого этноса. Одним из важных последствий адаптации уйгуров в советской среде стало формирование “китайского” сегмента уйгурской общины Казахстана.
Этнографическое обозрение. 2023;(1):123-140



“Этнические мигранты” и начало их этнографического изучения в Центральной Европе
Аннотация
“Этнических мигрантов” можно рассматривать как участников специфического типа миграции, для которого характерно институциональное и материальное упрощение принимающей страной условий миграционного движения исключительно на основе этнического происхождения мигрантов. При этом заявленное такими мигрантами этническое происхождение, как правило, совпадает с этническим происхождением титульной нации, находящейся в принимающей стране. Цель данной статьи - отобразить способ реализации и методологические предпосылки одной из первых попыток этнографического анализа так наз. этнических мигрантов и передать, как тематические и методологические направления вышеупомянутого научного подхода привели к теоретическим инновациям немецкоязычной этнологии послевоенного периода. В качестве примера будут представлены исследования исчезающих этнографических феноменов, проведенные среди бессарабских переселенцев немецкого происхождения на территории тогдашнего протектората Богемии и Моравии.
Этнографическое обозрение. 2023;(1):141-157



Рудольф Вирхов и эпидемиологическое благополучие как антропоэкологическое понятие
Аннотация
В настоящей статье рассматривается антропоэкологическое понимание санитарно-эпидемиологического благополучия и предпринимаются шаги по выстраиванию генеалогии такого понимания. Работы немецкого врача Рудольфа Вирхова о культурных, административных, биологических и географических факторах развития пандемии тифа рассматриваются как антропоэкологические тексты. Такое истолкование его работ позволяет подчеркнуть два существенных аспекта антропоэкологического понимания эпидемиологического благополучия. Во-первых, его отличие от понимания благополучия как отсутствия рисков, сепарации человеческой популяции от инфекционных агентов. Во-вторых, миссия ученого и врача по достижению эпидемиологического благополучия предполагает участие не только в санитарных мероприятиях, но прежде всего в указании путей к достижению экологической устойчивости определенного культурного сообщества.
Этнографическое обозрение. 2023;(1):158-174



Туризм на археологических местах среднего Зауралья: переосмысление статуса ландшафта и режимы наследия
Аннотация
В статье исследуется феномен туристической коммодификации археологических мест среднего Зауралья. Превращение зауральского Притоболья в профессиональный ландшафт археологической науки, связанной с городскими центрами региона, а также попытки создания в регионе инфраструктуры внутреннего туризма, направляемые как государственной, так и частной инициативой, вовлекают в городскую экономику отдаленные ландшафты, хранящие память о глубокой древности. Эта экспансия описывается нами с точки зрения нарративов и практик, связанных с переосмыслением статуса ландшафта, объявляемого ресурсом нового типа. В процесс прояснения позиций по поводу этого вопроса вовлекаются все социальные группы, претендующие на место в ландшафте, а также сам ландшафт, видоизменяющийся в соответствии с групповыми представлениями об археологическом наследии (режимами наследия) и с вызовами, порождаемыми межгрупповым взаимодействием. На материале полевых исследований в Курганской области и на юге Тюменской области мы описываем группы, активно декларирующие свое мнение по поводу целей популяризации археологического наследия, а также практики совместной модификации археологических мест, порождающие характерную материальность переосмысляемых ландшафтов.
Этнографическое обозрение. 2023;(1):175-198



Воспроизводство титульных языков республик Поволжья и Приуралья: единство индивидуальных и коллективных практик
Аннотация
На материалах конкретно-социологических исследований 2012-2021 гг. (массовых опросов и интервью с лидерами мнения) раскрывается сложносоставный характер языковых практик жителей Республики Татарстан и других национальных республик Поволжья и Приуралья, в которых язык титульной национальности является родным для большинства ее представителей и государственным наряду с русским. В статье оцениваются соотношение индивидуального и коллективного в языковом репертуаре граждан, значение языка как маркера этнического в условиях растущей индивидуализации, размывания этнической приверженности и формирования множественных идентичностей. C позиций соотношения свободы речевых предпочтений и воспроизводства языка и культуры этнической общности автор отдельное внимание уделяет восприятию лидерами мнения республик Волго-Уралья (национальной интеллигенцией, работниками СМИ и представителями общественных организаций) изменений в преподавании родных языков, инициированных федеральными органами власти в 2017-2018 гг.
Этнографическое обозрение. 2023;(1):199-216



Донские казаки-духоборцы в архангельской ссылке
Аннотация
Статья посвящена истории пребывания казаков-духоборцев в ссылке в Архангельской губернии в 1778-1802 и 1812-1818 гг. На основе впервые введенных в научный оборот архивных материалов показаны жизнь группы ссыльных, отступивших от православной церкви, в экстремальных условиях Севера России, попытка создания ими религиозной общины с привлечением местных жителей, выбранная тактика поведения в общении с государственными чиновниками разных уровней. Автор рассматривает проявление духоборческой ментальности в условиях ссылки. В статье на конкретном материале показана политика светской власти в отношении вероотступников.
Этнографическое обозрение. 2023;(1):217-237



Политическая кухня как феномен и объект мультидисциплинарного изучения (рец. на: Montanari M. (a cura di). Cucina politica. Il linguaggio del cibo fra pratiche sociali e rappresentazioni ideologiche. Bari, 2021)
Этнографическое обозрение. 2023;(1):238-242


