Творческое наследие Жан-Мишеля Баския: интерпретация знаков и символов

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

Обоснование. В современном мире обострилась проблема поиска своей идентичности, а также способов ее выражения с помощью знаков и символов. Особенно эта тенденция характерна для личностей творческих — художников, скульпторов и других деятелей искусства. Поэтому на протяжении всей истории живописи мастера использовали в своих произведениях различные знаки и символы. Они помогали живописцам передать сложные идеи и чувства или зашифровать в визуальном образе те или иные послания и социокультурные ценности. Одним из таких художников является Жан-Мишель Баския — ярчайший представитель неоэкспрессионизма, прославившийся написанием картин, сочетающих в себе элементы абстракции и фигуративизма. В своих произведениях Жан-Мишель Баския поднимает острые социальные проблемы: бедность, расизм, классовое неравенство, — используя определенные знаки и символы.

Цель — анализ творческого наследия Жан-Мишеля Баския и интерпретация символов, наиболее часто встречающихся в его живописных работах.

Методы. Визуальный анализ произведения искусства, семиотический, типологический.

Результаты. В результате анализа произведений Баския, было установлено, что наиболее часто встречающимися знаками и символами в его картинах являются корона, буква Е, черепа и маски, текст и другие.

Корона. Этот символ встречается в работах художника чаще всего. Можно предположить, что Баския позаимствовал его из мира граффити, ведь таким образом некоторые уличные художники отмечали свои лучшие работы. Жан-Мишель Баския с помощью данного символа обозначает в своих работах важные и значимые для него темы и сюжеты (например, расизм, классовое неравенство и др.), а также выделяет главных для него героев (преимущественно темнокожих). Одним из примеров является картина Баския «Отель "Корона" (Мона Лиза на чёрном фоне)» (1982).

Еще один символ, который также нередко встречается в произведениях Баския, — это буква «Е», которую художник изображал в своих уличных работах (граффити) тремя горизонтальными линиями. Некогда этот символ использовался бродягами, которые странствовали по стране, отмечая на стенах домов и иных поверхностях места своего пребывания. Баския был знаком не понаслышке с проблемами людей, не имеющих постоянного места жительства. Поэтому в знак солидарности со всеми, кому нужна помощь и защита, Баския в свои графические работы включал данный символ — букву «Е».

В произведениях Жан-Мишеля Баския часто встречаются черепа и маски. Эти символы говорят о ритуальных традициях и смерти, о которой важно помнить человеку, поскольку она — неизбежный конец любой жизни. Это можно проследить в таких работах, как «Без Названия. Череп» (1981), «Филистимляне» (1982) «Верхом на смерти» (1988) и других.

В работах Баския встречаются различные надписи и текстовые послания. «Буквы, слова, знаки и фигуры в работах Баскии создают живописный ритм, сравнимый с акустическими стихами дадаистов, например, Курта Швиттерса» [1]. «Что касается живописных техник, которые применял Баския, то они были весьма разнообразны и нетривиальны. Его арсенал средств включал в себя как традиционные кисти, так и различные маркеры, спреи (дань «граффитизму») и другие инструменты» [2, с. 341].

Выводы. Картины Жан-Мишеля Баския представляют собой совокупность знаков и символов, отражающих мысли и жизненный опыт художника, выложенные на холст. Он применяет на первый взгляд несвязанные детали и элементы, которые в его композициях органично сочетаются друг с другом и передают зрителю определенное послание.

Full Text

Обоснование. В современном мире обострилась проблема поиска своей идентичности, а также способов ее выражения с помощью знаков и символов. Особенно эта тенденция характерна для личностей творческих — художников, скульпторов и других деятелей искусства. Поэтому на протяжении всей истории живописи мастера использовали в своих произведениях различные знаки и символы. Они помогали живописцам передать сложные идеи и чувства или зашифровать в визуальном образе те или иные послания и социокультурные ценности. Одним из таких художников является Жан-Мишель Баския — ярчайший представитель неоэкспрессионизма, прославившийся написанием картин, сочетающих в себе элементы абстракции и фигуративизма. В своих произведениях Жан-Мишель Баския поднимает острые социальные проблемы: бедность, расизм, классовое неравенство, — используя определенные знаки и символы.

Цель — анализ творческого наследия Жан-Мишеля Баския и интерпретация символов, наиболее часто встречающихся в его живописных работах.

Методы. Визуальный анализ произведения искусства, семиотический, типологический.

Результаты. В результате анализа произведений Баския, было установлено, что наиболее часто встречающимися знаками и символами в его картинах являются корона, буква Е, черепа и маски, текст и другие.

Корона. Этот символ встречается в работах художника чаще всего. Можно предположить, что Баския позаимствовал его из мира граффити, ведь таким образом некоторые уличные художники отмечали свои лучшие работы. Жан-Мишель Баския с помощью данного символа обозначает в своих работах важные и значимые для него темы и сюжеты (например, расизм, классовое неравенство и др.), а также выделяет главных для него героев (преимущественно темнокожих). Одним из примеров является картина Баския «Отель "Корона" (Мона Лиза на чёрном фоне)» (1982).

Еще один символ, который также нередко встречается в произведениях Баския, — это буква «Е», которую художник изображал в своих уличных работах (граффити) тремя горизонтальными линиями. Некогда этот символ использовался бродягами, которые странствовали по стране, отмечая на стенах домов и иных поверхностях места своего пребывания. Баския был знаком не понаслышке с проблемами людей, не имеющих постоянного места жительства. Поэтому в знак солидарности со всеми, кому нужна помощь и защита, Баския в свои графические работы включал данный символ — букву «Е».

В произведениях Жан-Мишеля Баския часто встречаются черепа и маски. Эти символы говорят о ритуальных традициях и смерти, о которой важно помнить человеку, поскольку она — неизбежный конец любой жизни. Это можно проследить в таких работах, как «Без Названия. Череп» (1981), «Филистимляне» (1982) «Верхом на смерти» (1988) и других.

В работах Баския встречаются различные надписи и текстовые послания. «Буквы, слова, знаки и фигуры в работах Баскии создают живописный ритм, сравнимый с акустическими стихами дадаистов, например, Курта Швиттерса» [1]. «Что касается живописных техник, которые применял Баския, то они были весьма разнообразны и нетривиальны. Его арсенал средств включал в себя как традиционные кисти, так и различные маркеры, спреи (дань «граффитизму») и другие инструменты» [2, с. 341].

Выводы. Картины Жан-Мишеля Баския представляют собой совокупность знаков и символов, отражающих мысли и жизненный опыт художника, выложенные на холст. Он применяет на первый взгляд несвязанные детали и элементы, которые в его композициях органично сочетаются друг с другом и передают зрителю определенное послание.

×

About the authors

Самарский государственный институт культуры

Author for correspondence.
Email: chujko17@gmail.com

студент, группа КМ421, факультет культурологии, социально-культурных и информационных технологий

Russian Federation, Самара

References

  1. Гречушникова Т.В. Литература «на всех каналах» III — возврат к изустному // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Филология. 2013. № 5. С. 22–29. EDN: QCQUJL
  2. Ярцева О.А. Жан-Мишель Баскиа и нью-йоркская художественная сцена 1980-х годов // Искусство Евразии. 2020. № 1(16). С. 335–343. doi: 10.25712/ASTU.2518-7767.2020.01.025 EDN: PIIFDO

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2025 Чуйко В.В.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.