Пути повышения доступности отдаленных районов Крайнего Севера

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

Обоснование. Отдаленные районы Крайнего Севера играют стратегическую роль в развитии экономики и безопасности Российской Федерации [1], обладая значительным запасом природных ресурсов и особым географическим положением. Однако низкая транспортная доступность этих территорий остается одной из наиболее актуальных проблем транспортной отрасли Российской Федерации. На данный момент существует большое количество сдерживающих инфраструктурных, климатических и социальных факторов, не позволяющих в должной степени реализовать существующий потенциал для повышения транспортной доступности отдаленных районов Крайнего Севера.

Цель — выявить пути повышения транспортной доступности, необходимые для разработки комплексной программы развития транспорта отдаленных районов Крайнего Севера.

Методы. В рамках данного научного исследования предлагается использовать комплекс различных методов для выявления конкретных проблем, связанных с низкой транспортной доступностью отдаленных регионов для последующей разработки мер, направленных на решение этих трудностей. Сравнительно-географический метод позволяет изучить, грамотно адаптировать и спроецировать успешный международный опыт на процесс развития отдаленных территорий России [2]. Важную роль играют методы социологического исследования, позволяющие собрать всеобъемлющую информацию от разных участников транспортного процесса, и методы экономико-математического моделирования, благодаря которым удается рассчитать необходимые показатели, демонстрирующие эффективность транспортного процесса. С помощью современных геоинформационных систем [3] становится возможным процесс детального анализа потоков всех видов транспорта. Благодаря использованию данного комплекса методов в вопросе транспортной доступности отдаленных регионов Крайнего Севера были выявлены следующие проблемы:

  1. Несовершенство нормативно-правовой базы.
  2. Недостаточно развитая инфраструктура.
  3. Географические и климатические особенности.
  4. Отсутствие современных информационных систем.
  5. Неиспользование транспортного потенциала.
  6. Дефицит квалифицированных кадров.

Результаты. Были выявлены основные направления разработки комплексной программы, направленной на устойчивое и планомерное развитие транспортной доступности отдаленных районов Крайнего Севера. Концепция, призванная решить проблему низкой транспортной доступности, состоит из пяти стратегических пунктов, описанных в табл. 1, и подразумевает параллельное их применение.

 

Таблица 1. Программа развития транспортной доступности отдаленных районов Крайнего Севера

Выявленная проблема

Пункт программы, направленный на ее решение

Несовершенство нормативно-правовой базы

Законодательное закрепление статуса труднодоступных территорий и выделение целевого финансирования

Недостаточно развитая инфраструктура

Инфраструктурная модернизация — строительство логистических центров, обновление парка техники, использование современных технологий строительства в условиях вечной мерзлоты и заболоченной местности

Географические и климатические особенности

Отсутствие современных информационных систем

Внедрение цифровых технологий для управления перевозками

Неиспользование транспортного потенциала

Развитие мультимодальных перевозок и разработка программ по реставрации устаревших объектов транспортной инфраструктуры

Дефицит квалифицированных кадров

Подготовка кадров через специализированные образовательные программы

 

Важно отметить, что для демонстрации эффективности применяемой системы мер все предложенные решения должны работать в тесном взаимодействии и быть своего рода «замкнутой экосистемой», которая позволит обеспечить грамотную политику в области обеспечения транспортной доступности регионов Крайнего Севера [1, 2].

Выводы. Проведенное научное исследование демонстрирует, что процесс повышения транспортной доступности отдаленных регионов Крайнего Севера требует комплексного подхода, а каждый из этапов по достижению поставленной цели требует достаточно большого количества ресурсов. Разработка комплексной программы развития, направленная на реализацию выявленных путей повышения транспортной доступности, в значительной мере позволит не только повысить экономические показатели регионов, но и поспособствовать развитию транспортного комплекса в целом, достигая тем самым комфортного уровня жизни населения.

Full Text

Обоснование. Отдаленные районы Крайнего Севера играют стратегическую роль в развитии экономики и безопасности Российской Федерации [1], обладая значительным запасом природных ресурсов и особым географическим положением. Однако низкая транспортная доступность этих территорий остается одной из наиболее актуальных проблем транспортной отрасли Российской Федерации. На данный момент существует большое количество сдерживающих инфраструктурных, климатических и социальных факторов, не позволяющих в должной степени реализовать существующий потенциал для повышения транспортной доступности отдаленных районов Крайнего Севера.

Цель — выявить пути повышения транспортной доступности, необходимые для разработки комплексной программы развития транспорта отдаленных районов Крайнего Севера.

Методы. В рамках данного научного исследования предлагается использовать комплекс различных методов для выявления конкретных проблем, связанных с низкой транспортной доступностью отдаленных регионов для последующей разработки мер, направленных на решение этих трудностей. Сравнительно-географический метод позволяет изучить, грамотно адаптировать и спроецировать успешный международный опыт на процесс развития отдаленных территорий России [2]. Важную роль играют методы социологического исследования, позволяющие собрать всеобъемлющую информацию от разных участников транспортного процесса, и методы экономико-математического моделирования, благодаря которым удается рассчитать необходимые показатели, демонстрирующие эффективность транспортного процесса. С помощью современных геоинформационных систем [3] становится возможным процесс детального анализа потоков всех видов транспорта. Благодаря использованию данного комплекса методов в вопросе транспортной доступности отдаленных регионов Крайнего Севера были выявлены следующие проблемы:

  1. Несовершенство нормативно-правовой базы.
  2. Недостаточно развитая инфраструктура.
  3. Географические и климатические особенности.
  4. Отсутствие современных информационных систем.
  5. Неиспользование транспортного потенциала.
  6. Дефицит квалифицированных кадров.

Результаты. Были выявлены основные направления разработки комплексной программы, направленной на устойчивое и планомерное развитие транспортной доступности отдаленных районов Крайнего Севера. Концепция, призванная решить проблему низкой транспортной доступности, состоит из пяти стратегических пунктов, описанных в табл. 1, и подразумевает параллельное их применение.

 

Таблица 1. Программа развития транспортной доступности отдаленных районов Крайнего Севера

Выявленная проблема

Пункт программы, направленный на ее решение

Несовершенство нормативно-правовой базы

Законодательное закрепление статуса труднодоступных территорий и выделение целевого финансирования

Недостаточно развитая инфраструктура

Инфраструктурная модернизация — строительство логистических центров, обновление парка техники, использование современных технологий строительства в условиях вечной мерзлоты и заболоченной местности

Географические и климатические особенности

Отсутствие современных информационных систем

Внедрение цифровых технологий для управления перевозками

Неиспользование транспортного потенциала

Развитие мультимодальных перевозок и разработка программ по реставрации устаревших объектов транспортной инфраструктуры

Дефицит квалифицированных кадров

Подготовка кадров через специализированные образовательные программы

 

Важно отметить, что для демонстрации эффективности применяемой системы мер все предложенные решения должны работать в тесном взаимодействии и быть своего рода «замкнутой экосистемой», которая позволит обеспечить грамотную политику в области обеспечения транспортной доступности регионов Крайнего Севера [1, 2].

Выводы. Проведенное научное исследование демонстрирует, что процесс повышения транспортной доступности отдаленных регионов Крайнего Севера требует комплексного подхода, а каждый из этапов по достижению поставленной цели требует достаточно большого количества ресурсов. Разработка комплексной программы развития, направленная на реализацию выявленных путей повышения транспортной доступности, в значительной мере позволит не только повысить экономические показатели регионов, но и поспособствовать развитию транспортного комплекса в целом, достигая тем самым комфортного уровня жизни населения.

×

About the authors

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Author for correspondence.
Email: artemf163@yandex.ru

студент, группа 1426-230301D, институт авиационной и ракетно-космической техники

Russian Federation, Самара

References

  1. government.ru [Электронный ресурс]. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года. утв. распоряжением Правительства РФ от 22 ноября 2008 г. № 1734-р (ред. от 11.06.2022). Режим доступа: http://government.ru/docs/22047/ Дата обращения: 22.05.2025.
  2. Кузнецов П.С. Логистика в условиях Крайнего Севера: теория и практика. Санкт-Петербург: СПбГУ, 2020. 180 с.
  3. Смирнов Д.К. Геоинформационные системы в управлении транспортными потоками // Инновации на транспорте. 2022. № 4. С. 33–40.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2025 Федоров А.И.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.