Меры государственной политики по формированию гражданской идентичности российской молодежи: анализ влияния государства на мотивацию участия в студенческих отрядах
- Autores: 1
-
Afiliações:
- Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
- Edição: Volume 2 (2025)
- Páginas: 413-414
- Seção: ЧАСТЬ II. Государственное и муниципальное управление
- ##submission.dateSubmitted##: 22.05.2025
- ##submission.dateAccepted##: 06.06.2025
- ##submission.datePublished##: 06.11.2025
- URL: https://gynecology.orscience.ru/osnk-sr2025/article/view/680173
- ID: 680173
Citar
Texto integral
Resumo
Обоснование. В реалиях современного мира формирование гражданской идентичности молодых граждан приобретает особую значимость, так как молодежь является ресурсом для будущего страны. Студенческие отряды уже давно зарекомендовали себя как эффективный инструмент для активного вовлечения молодежи в гражданскую жизнь.
Цель — выявление влияния государственной политики на мотивацию молодежи к участию в студенческих отрядах.
Методы. Исследование базировалось на применении комплекса методов, включающих анализ, контент-анализ, терминологический анализ, исторический анализ, описание практических примеров, качественный анализ мнений и участие в мероприятиях.
Результаты. Гражданская идентичность — это ощущение единства личности с обществом во всех его проявлениях культуры и социальной среды [1]. Гражданская идентичность включает в себя: патриотизм, социальную ответственность, правовую культуру, гражданскую активность, культурную идентификацию.
Молодежь — социально-демографическая группа населения, состоящая преимущественно из лиц в возрасте от 14 до 30 лет. Молодежь характеризуется активной жизненной позицией, стремлением к самостоятельности, экспериментированию и освоению новых форм поведения. Гражданская идентичность помогает молодежи лучше ориентироваться в вопросах, касающихся судьбы своей страны, общества и всего человечества. Общаясь с представителями различных культур, этносов и социальных слоев, молодые люди учатся уважительно относиться к другим и проявлять эмпатию, что приобретает особую значимость в условиях глобализации.
Реализация государственных мер по развитию гражданской идентичности важна для формирования активных и ответственных граждан, способствующих устойчивому развитию общества.
Перечень методов и технологий государственной политики по укреплению гражданской идентичности в РФ:
- создание дискуссионных пространств и проведение тематических форумов;
- организация массовых мероприятий и патриотических акций;
- формирование и популяризация национального имиджа;
- усиление информационной пропаганды посредством российских СМИ и т.д.
Студенческие отряды — наиболее эффективный инструмент воспитания гражданской идентичности [3]. Члены студенческих отрядов принимают активное участие в федеральных, региональных и местных мероприятиях — военно-спортивных играх, социальных акциях и трудовых кампаниях, что способствует всестороннему развитию личности, повышению уровня гражданской активности и укреплению связи внутри сообщества [2].
Государство способно стимулировать интерес молодежи к участию в студенческих отрядах посредством мер, таких как:
- правовое оформление льгот и привилегий для участников студенческих отрядов;
- государственная поддержка движения;
- использование нематериальных видов мотивации.
Некоторые примеры государственного воздействия на мотивацию молодежи на участие в студенческих отрядах:
- в 2003 г. Министерство образования РФ запустило программу поддержки студенческих отрядов;
- в 2009 г. Государственная Дума РФ законодательно закрепила образование студенческих отрядов;
- с 2021 г. введена программа бесплатного приобретения рабочей специальности и летнего трудоустройства.
Перечисленные мероприятия, реализуемые в течение последних двадцати лет, свидетельствуют о стабильных положительных трендах и высоких оценках со стороны участников.
Выводы. Современные методы изучения патриотического воспитания в контексте работы студенческих отрядов можно считать важной частью агитационной деятельности, направленной на молодежь. Такие подходы помогают формировать чувство ответственности и любви к Родине, а также способствуют созданию активного гражданского общества, в котором молодежь играет значимую роль.
Palavras-chave
Texto integral
Обоснование. В реалиях современного мира формирование гражданской идентичности молодых граждан приобретает особую значимость, так как молодёжь является ресурсом для будущего страны. Студенческие отряды уже давно зарекомендовали себя как эффективный инструмент для активного вовлечения молодёжи в гражданскую жизнь.
Цель: выявление влияния государственной политики на мотивацию молодёжи к участию в студенческих отрядах.
Методы. Исследование базировалось на применении комплекса методов, включающих анализ, контент-анализ, терминологический анализ, исторический анализ, описание практических примеров, качественный анализ мнений и участие в мероприятиях.
Результаты. Гражданская идентичность – это ощущение единства личности с обществом во всех его проявлениях культуры и социальной среды [1]. Гражданская идентичность включает в себя: патриотизм, социальную ответственность; правовую культуру, гражданскую активность, культурную идентификацию.
Молодёжь – социально-демографическая группа населения, состоящая преимущественно из лиц в возрасте от 14 до 30 лет. Молодёжь характеризуется активной жизненной позицией, стремлением к самостоятельности, экспериментированию и освоению новых форм поведения. Гражданская идентичность помогает молодёжи лучше ориентироваться в вопросах, касающихся судьбы своей страны, общества и всего человечества. Общаясь с представителями различных культур, этносов и социальных слоёв, молодые люди учатся уважительно относиться к другим и проявлять эмпатию, что приобретает особую значимость в условиях глобализации.
Реализация государственных мер по развитию гражданской идентичности важно для формирования активных и ответственных граждан, способствующих устойчивому развитию общества.
Перечень методов и технологий государственной политики по укреплению гражданской идентичности в РФ:
- создание дискуссионных пространств и проведение тематических форумов;
- организация массовых мероприятий и патриотических акций;
- формирование и популяризация национального имиджа;
- усиление информационной пропаганды посредством российских СМИ и т.д.
Студенческие отряды – наиболее эффективный инструмент воспитания гражданской идентичности [3]. Члены студенческих отрядов принимают активное участие в федеральных, региональных и местных мероприятиях – военно-спортивных играх, социальных акциях и трудовых кампаниях, что способствует всестороннему развитию личности, повышению уровня гражданской активности и укреплению связи внутри сообщества [2].
Государство способно стимулировать интерес молодёжи к участию в студенческих отрядах посредством мер, таких как:
- Правовое оформление льгот и привилегий для участников студенческих отрядов.
- Государственная поддержка движения.
- Использование нематериальных видов мотивации.
Некоторые примеры государственного воздействия на мотивацию молодёжи на участие в студенческих отрядах:
- В 2003 г.: Министерство образования РФ запустило программу поддержки студенческих отрядов.
- В 2009 г.: Государственная Дума РФ законодательно закрепила образование студенческих отрядов.
- С 2021 г.: введена программа бесплатного приобретения рабочей специальности и летнего трудоустройства.
Перечисленные мероприятия, реализуемые в течение последних двадцати лет, свидетельствуют о стабильных положительных трендах и высоких оценках со стороны участников.
Выводы. Современные методы изучения патриотического воспитания в контексте работы студенческих отрядов можно считать важной частью агитационной деятельности, направленной на молодёжь. Такие подходы помогают формировать чувство ответственности и любви к Родине, а также способствуют созданию активного гражданского общества, в котором молодёжь играет значимую роль.
Sobre autores
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
Autor responsável pela correspondência
Email: faizulina2003@mail.ru
студентка, группа 7440-380304D, институт экономики и управления, кафедра государственного и муниципального управления
Rússia, СамараBibliografia
- Невеличко Л.Г., Воротилкина И.М. Гражданская идентичность молодежи: теоретические и эмпирические аспекты исследования // Власть и управление на Востоке России. 2022. № 1(98). С. 107–116. doi: 10.22394/1818-4049-2022-98-1-107-116 EDN: FAMJKW
- Сайганова Е.В., Стифорова В.А. Патриотическое воспитание молодежи в организации «Российские Студенческие Отряды» // Тенденции развития науки и образования. 2021. № 76–3. С. 109–111. doi: 10.18411/lj-08-2021-103 EDN: SQBBNF
- Ивус О.Н., Симоненко Е.С., Попова И.В. Роль стройотрядов в формировании гражданско-патриотического сознания студентов Аграрного вуза // Международный научно-исследовательский журнал. 2022. № 7–3(121). С. 42–45. doi: 10.23670/IRJ.2022.121.7.084 EDN: TXBYMN
Arquivos suplementares



