Оценка влияния таможенных и экономических факторов на ввоз автомобилей в Россию с помощью регрессионного анализа

封面

如何引用文章

全文:

详细

Обоснование. Актуальность исследования подтверждается значительным дисбалансом между объемом продаж автомобилей на внутреннем рынке и уровнем их производства в России за период с 2002 по 2024 годы (рис. 1). Высокий спрос на автомобили при недостаточном внутреннем производстве подчеркивает важность импорта автомобилей для поддержания баланса на рынке [1].

Цель — проведение оценки влияния таможенных и экономических факторов на объемы ввоза автомобилей в Россию с использованием регрессионного анализа.

Методы. Решение задач исследования проведено на основании методов математической статистики и аналитической обработки 23 таможенных и экономических факторов [2], полученных из открытых источников (баз данных ФТС России [3], Федеральной службы государственной статистики (Росстат) [4], ООО «Автостат» [5]). Расчеты осуществлялись в программе IBM SPSS Statistics [6].

 

Рис. 1. Объемы продаж и производства автомобилей в России за период 2002–2024 гг., млн шт.

 

Результаты. Разработана методика анализа, включающая последовательные этапы отбора релевантных и статистически значимых факторов с применением методов корреляционного и регрессионного анализа. На последнем этапе анализа использовался метод пошаговой регрессии, который позволил получить значения трех статистически значимых коэффициентов регрессии для выбранной мультипликативной модели ввоза автомобилей в Россию (табл. 1). Проверка качества модели показала: высокую детерминацию (R2 = 0,992), высокую точность моделирования (стандартная ошибка 0,07), отсутствие автокорреляции остатков (статистика Дарбина–Уотсона 1,639), статистическую значимость модели (F-статистика 776,723; p < 0,001). Проверка значимости полученных коэффициентов модели показала: отсутствие мультиколлинеарности (коэффициент инфляции дисперсии VIF < 10 для всех переменных (максимальный VIF = 1,792 для зарплаты)), t-тесты (статистика Стьюдента) для всех коэффициентов (|t| > 2 при p < 0.001), что подтверждает гипотезу о неслучайности связи между коэффициентами.

 

Таблица 1. Интерпретация результатов и основные выводы

Фактор

Значение
коэффициента
(эластичность)

Интерпретация

Выводы (предложения)

Стоимость
ввозимых
автомобилей

+1,03

1 % рост стоимости →
1.03 % рост ввоза.

Высокая чувствительность

Эффект масштаба: чем больше ввозят,
тем ниже цена за единицу

Спрос на премиум-авто: рост стоимости
связан с увеличением ввоза дорогих моделей

Среднегодовая
 заработная
плата

–0,34

1 % рост зарплаты →
0.34 % снижение ввоза.

Нестандартный эффект

Насыщение рынка: люди с высокими
зарплатами уже купили автомобили

Данные по зарплате могут отражать нецелевую
аудиторию импортных авто

Среднегодовая
инфляция

0,15

1 % рост инфляции →
0.15 % рост ввоза.
Слабый стимулирующий эффект

Инфляционные ожидания: люди покупают
авто как «защитный актив» от обесценивания денег

Курс валюты: инфляция может коррелировать с
девальвацией, делая импортные авто
выгодными для перепродажи

 

Выводы. Проведенное исследование позволило выявить статистически значимые ключевые факторы, влияющие на объемы ввоза автомобилей в Россию, и предложить некоторые практические рекомендации по изменению ценовой политики, учету в модели доходов населения и возможных макроэкономических рисков.

全文:

Обоснование. Актуальность исследования подтверждается значительным дисбалансом между объемом продаж автомобилей на внутреннем рынке и уровнем их производства в России за период с 2002 по 2024 годы (рис. 1). Высокий спрос на автомобили при недостаточном внутреннем производстве подчеркивает важность импорта автомобилей для поддержания баланса на рынке [1].

Цель — проведение оценки влияния таможенных и экономических факторов на объемы ввоза автомобилей в Россию с использованием регрессионного анализа.

Методы. Решение задач исследования проведено на основании методов математической статистики и аналитической обработки 23 таможенных и экономических факторов [2], полученных из открытых источников (баз данных ФТС России [3], Федеральной службы государственной статистики (Росстат) [4], ООО «Автостат» [5]). Расчеты осуществлялись в программе IBM SPSS Statistics [6].

 

Рис. 1. Объемы продаж и производства автомобилей в России за период 2002–2024 гг., млн шт.

 

Результаты. Разработана методика анализа, включающая последовательные этапы отбора релевантных и статистически значимых факторов с применением методов корреляционного и регрессионного анализа. На последнем этапе анализа использовался метод пошаговой регрессии, который позволил получить значения трех статистически значимых коэффициентов регрессии для выбранной мультипликативной модели ввоза автомобилей в Россию (табл. 1). Проверка качества модели показала: высокую детерминацию (R2 = 0,992), высокую точность моделирования (стандартная ошибка 0,07), отсутствие автокорреляции остатков (статистика Дарбина–Уотсона 1,639), статистическую значимость модели (F-статистика 776,723; p < 0,001). Проверка значимости полученных коэффициентов модели показала: отсутствие мультиколлинеарности (коэффициент инфляции дисперсии VIF < 10 для всех переменных (максимальный VIF = 1,792 для зарплаты)), t-тесты (статистика Стьюдента) для всех коэффициентов (|t| > 2 при p < 0.001), что подтверждает гипотезу о неслучайности связи между коэффициентами.

 

Таблица 1. Интерпретация результатов и основные выводы

Фактор

Значение
коэффициента
(эластичность)

Интерпретация

Выводы (предложения)

Стоимость
ввозимых
автомобилей

+1,03

1 % рост стоимости →
1.03 % рост ввоза.

Высокая чувствительность

Эффект масштаба: чем больше ввозят,
тем ниже цена за единицу

Спрос на премиум-авто: рост стоимости
связан с увеличением ввоза дорогих моделей

Среднегодовая
 заработная
плата

–0,34

1 % рост зарплаты →
0.34 % снижение ввоза.

Нестандартный эффект

Насыщение рынка: люди с высокими
зарплатами уже купили автомобили

Данные по зарплате могут отражать нецелевую
аудиторию импортных авто

Среднегодовая
инфляция

0,15

1 % рост инфляции →
0.15 % рост ввоза.
Слабый стимулирующий эффект

Инфляционные ожидания: люди покупают
авто как «защитный актив» от обесценивания денег

Курс валюты: инфляция может коррелировать с
девальвацией, делая импортные авто
выгодными для перепродажи

 

Выводы. Проведенное исследование позволило выявить статистически значимые ключевые факторы, влияющие на объемы ввоза автомобилей в Россию, и предложить некоторые практические рекомендации по изменению ценовой политики, учету в модели доходов населения и возможных макроэкономических рисков.

×

作者简介

Самарский государственный технический университет

编辑信件的主要联系方式.
Email: annerotaru@yandex.ru

студентка, группа 5-ТЭФ-13, теплоэнергетический факультет

俄罗斯联邦, Самара

参考

  1. Лейзин И.Б., Неуструева А.С. Анализ автомобильного рынка России // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2020. № 7(49). С. 118–124. doi: 10.47581/2020/10.23.PS85/IE/7/49.018 EDN: CJYJGK
  2. Калугина О.В., Рохчин В.Е. Влияние макроэкономических факторов на развитие российского автомобильного рынка // Проблемы современной экономики. 2015. № 2(54) [Internet]. EDN: UFHFMP
  3. Итоги внешней торговли со странами дальнего зарубежья. Итоги внешней торговли со странами дальнего зарубежья за Январь 2022 (млрд. долларов) В: Федеральная таможеная служба [Internet]. Режим доступа: https://customs.gov.ru/folder/505 Дата обращения: 19.03.2025.
  4. Товарная структура экспорта и импорта Российской Федерации. В: Росстат [Internet]. Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/statistics/vneshnyaya_torgovlya Дата обращения: 19.03.2025.
  5. Рынок новых легковых автомобилей в 2024 году вырос на 48 %. В: Автостат Инфо [Internet]. Режим доступа: https://www.avtostat-info.com/News/11977 Дата обращения: 19.03.2025.
  6. IBM SPSS software [Internet]. Режим доступа: https://www.ibm.com/spss Дата обращения: 19.03.2025.

补充文件

附件文件
动作
1. JATS XML
2. Рис. 1. Объемы продаж и производства автомобилей в России за период 2002–2024 гг., млн шт.

下载 (206KB)

版权所有 © Ротару А.Л., 2025

Creative Commons License
此作品已接受知识共享署名 4.0国际许可协议的许可