Ограничения на въезд российских граждан в страны ЕС: политические и правовые аспекты

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

В 2022 г. произошло существенное ухудшение отношений России и ЕС. Евросоюз впервые предпринял меры, направленные на ограничение въезда граждан РФ, таким образом распространив санкции на рядовых граждан. Эти действия можно квалифицировать как направленные на создание неблагоприятных последствий для России. Принятые на национальном и союзном уровнях меры по ограничению въезда обусловлены исключительно гражданством иностранца. Для государств-членов Евросоюза - это новый феномен в политической и правовой практике. Цель статьи - комплексный анализ мер по ограничению въезда российских граждан на территорию ЕС. Выявлены их ключевые характеристики, возможные последствия и соответствие данных мер базовым принципам современного демократического общества. Сделан вывод, что меры по ограничению въезда российских граждан, за исключением приостановки Соглашения об упрощении выдачи виз, не соответствуют праву Евросоюза и нормам международного права. Наиболее спорными являются национальные меры по запрету въезда на территорию стран ЕС, граничащих с РФ. Они являются контрпродуктивными, поскольку наносят ущерб рядовым гражданам и не приносят политической или экономической выгоды странам, которые их вводят.

Об авторах

Вадим Валентинович Войников

МГИМО МИД России;Балтийский Федеральный университет имени Канта

Email: voinicov@yandex.ru
Россия, Москва;Россия, Калининград

Список литературы

  1. Берлингуэр А. (2012) "Мягкое право" против "жесткого права" в Европейском союзе. Современное право. № 12. С. 119-124.
  2. Войников В.В. (2018) Правовые аспекты визовой политики ЕС. Современная Европа. № 4. С. 79-89.
  3. Громыко Ал.А. (рук.), Гусев К.Н. (отв. ред.) (2022) Этап специальной военной операции на Украине. Анатомия антироссийской политики в Европе. Институт Европы РАН, Москва, 194 с.
  4. Жбанков В.А., Трубачева К.И., Слепак В.Ю. (2015) Правовой режим ограничительных мер в европейском праве. Актуальные проблемы российского права. № 10(59). С. 240-255.
  5. Лифшиц И.М. (ред) (2020) Международное финансовое право и право Европейского союза: взаимодействие и взаимовлияние. Юстицинформ, Москва. 548 с.
  6. Тимофеев И. (2021) Политика санкций Европейского Союза. Опыт событийного анализа. Современная Европа. № 2. С. 17-27.
  7. Хернандес-и-Сагрера Р. (2011) Установление сотрудничества между Европейским союзом и Россией по вопросу миграции: от "общих пространств" к фактической реализации. Балтийский регион. № 3(9). С. 114-121. doi: 10.5922/2074-9848-2011-3-12
  8. Brouwer E.R., de Vries K.M. (2015) Third-country nationals and discrimination on the ground of nationality: article 18 TFEU in the context of article 14 ECHR and EU migration law: time for a new approach. Equality and human rights: nothing but trouble? Ed. by M. Van den Brink, S. Burri, J. Goldschmidt. Utrecht University, Utrecht, Netherlands. P. 123-146.
  9. Hernández i Sagrera R. (2010) The EU-Russia readmission-visa facilitation nexus: an exportable migration model for Eastern Europe? European Security. Vol. 19. Issue 4. P. 569-584. doi: 10.1080/09662839.2010.526934
  10. Korneev O. (2012) Deeper and wider than a common space: European Union-Russia cooperation on migration management. European Foreign Affairs Review. Vol. 17. No. 4. P. 605-624.
  11. Trauner F., Kruse I. (2008) EC Visa Facilitation and Readmission Agreements: A New Standard EU Foreign Policy Tool? European Journal of Migration and Law. No 10. P. 411-438. doi: 10.1163/157181608X376872

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Российская академия наук, 2023