ЗАЩИТА БОЛГАРИЕЙ «ИСТОРИЧЕСКИХ ОБЩНОСТЕЙ» В КОНТЕКСТЕ РАСШИРЕНИЯ ЕС

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

В статье проанализирована внешнеполитическая деятельность Болгарии на западнобалканском направлении в контексте дальнейшего расширения ЕС. Цель исследования оценка стратегии и тактики Софии по защите болгарских общностей в Албании, Косово, Сербии и Северной Македонии на фоне внутренней ситуации в стране. Особое внимание уделено институту президентской власти, обеспечивающему преемственность внешней политики в условиях кризиса партийной и парламентской систем. Утвержденная болгарским правительством в 2014 г. Национальная стратегия по отношению к болгарским гражданам и историческим болгарским общностям в мире не получила дальнейшего развития. Болгария в двусторонних отношениях c Албанией, Косово и Сербией настаивает на конституционных гарантиях статуса и прав болгарских исторических общностей. Внесение болгар в перечень национальных меньшинств в законодательстве Албании служит прецедентом в переговорах с двумя другими странами. В отношениях с Республикой Северная Македония (РСМ) София выдвигает на первый план соблюдение принципа добрососедства, закрепленного в Договоре о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве от 1 августа 2017 г., и включает в повестку наряду с конституционным признанием болгарского меньшинства вопросы истории и языка титульного населения РСМ. Действия Болгарии, основанные на стратегической оценке перспектив соседних государств, обосновываются правовыми нормами ЕС и Совета Европы и находят поддержку в обществе на фоне жесткого внутриполитического кризиса.

Об авторах

Д. И ПОЛЫВЯННЫЙ

Ивановский государственный университет

Email: dipol53@mail.ru
Доктор исторических наук, профессор, Зав. научно-образовательным центром интеграции науки и образования Иваново, Россия

Список литературы

  1. Българска академия на науките (2008) За официалния език на Република Северна Македония. Академично издателство «Марин Дринов», София, България. 63 с.
  2. Иванов Л. (2008) Българската политика спрямо Република Македония. Фондация «Манфред Вьорнер», София, България. 79 с.
  3. Кайчев Н. (2023) България и развитието на Република (Северна) Македония след 1990 г. България и Македония: история и политика. Ч. 2. По нов път. Тангра ИК, София, България. С. 501-538.
  4. Кандель П.Е. (2024) О «постполитике» в эпоху «постнауки». Новые тенденции в электоральных процессах в странах Юго-Восточной Европы. ИЕ РАН, Москва. 150 с.
  5. Подчасов Н.А. (2023) Политические «горки» в Болгарии: электорат «статус-кво» vs электорат «перемен». Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. № 4. С. 33-41.
  6. Смирнов П.А. (2021) Болгарский вектор внешней политики Северной Македонии: проблема идентичности. Евразийская интеграция: экономика, право, политика. № 1. С. 86-96. doi: 10.22394/2073-2929-2021-02-86-96.
  7. Тодорова К. (2020). Правителството на Филип Димитров и признаването на Република Македония (8.XI.1991-30.XII.1992). Анамнеза. No. 4. P. 92-124. URL: http://www.anamnesis.info/node/1681 (дата обращения: 18.09.2024).
  8. Brunnbauer U. (2022) Side Effects of “Phantom Pains”: How Bulgarian Historical Mythology Derails North Macedonia’s EU Accession. Comparative Southeast European Studies. No. 70(4). P. 722-739.
  9. Fouéré Е. (2023). EU Enlargement and the Resolution of Bilateral Disputes in the Western Balkans. Open Society Foundations. European Policies Center. 17 p. URL: https://cdn.ceps.eu/wp-content/uploads/2023/07/EU-enlargement-and-the-resolution-of-bilateral-disputes-in-the-Western-Balkans.pdf (дата обращения: 18.09.2024).
  10. Kaytchev N. (2023) Perspectives for North Macedonia’s EU Integration after the French EU Framework Solution in 2022. Foreign Policy Review. No. 1. P. 146-159. doi: 10.47706/KKIFPR.2023.1.146-159.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Российская академия наук, 2024