Психологический журнал
Научный рецензируемый журнал, выходит 6 раз в год с 1980 года.
Издается под руководством Отделения общественных наук РАН.
Учредители
- Российская академия наук
Издатель
- Российская академия наук
119991, г. Москва, Ленинский пр., 14.
Главный редактор
чл.-корр. РАО, профессор А.Л. Журавлев
ORCID ID 0000-0002-2555-7599
О журнале
В журнале публикуются статьи по фундаментальным проблемам психологии, ее методологическим, теоретическим и экспериментальным основаниям, а также результаты исследований, связанных с прикладными вопросами общественной и научной жизни.
Концепция
Журнал публикует оригинальные законченные научные работы, выполненные в контексте актуальных проблем в различных областях психологии или находящихся на стыке с ней пограничных дисциплин в различных жанрах:
- теоретические и методологические статьи;
- статьи, описывающие эмпирические исследования;
- новые методические приемы;
- краткие сообщения (описание эмпирических исследований и новых методик);
- обзоры литературы (информационно-аналитические и критико-аналитические);
- материалы по истории психологии,
- а также комментарии к ранее опубликованным материалам и ответы авторов, рецензии на книги, обзоры текущей научной печати, сообщения и отчеты о состоявшихся научных мероприятиях (конгрессах, съездах, конференциях, симпозиумах), научную хронику и информационные материалы, посвященные известным психологам (включая статьи к юбилейным датам и некрологи).
Ключевые направления
- теоретические и методологические проблемы психологии
- социальная психология
- экономическая психология
- юридическая психология
- когнитивная психология
- психология индивидуальных различий
- инженерная психология
- психология труда
- психофизиология
- клиническая психология
- нейропсихология
- кросскультурная и этническая психология
- политическая психология
- психология и Интернет
- психология личности
- психология понимания
- психология развития
- психология речи
- психолингвистика
- психология профессиональной деятельности
- психология субъекта
- психология эмоций
- психофизика
- междисциплинарные исследования
- психотерапия
- методы и методики
- история психологии
- тезаурус психологических понятий
- психологическое консультирование
- сравнительная психология
- дискуссии
- психология и общество
- психология и практика
Индексация
Включен в перечень ВАК.
Свидетельство о регистрации СМИ: № 0110161 от 05.02.1993
Текущий выпуск



Том 45, № 6 (2024)
К 100-летию Л. И. Анцыферовой
Людмила Ивановна Анцыферова: наукометрический анализ научного творчества (к 100-летию со дня рождения)
Аннотация
В статье представлены результаты наукометрического анализа публикационной активности выдающегося отечественного психолога Л.И. Анцыферовой (1924–2013). В ходе исследования была составлена полная библиография трудов ученого и определены периоды ее научно-исследовательской деятельности. Представлены результаты библиографического (количественная динамика трудов и соавторов) и тематического (наиболее частотные термины и ключевые словосочетания) анализа, а также количество ежегодных цитирований всех работ ученого, ссылок на труды каждого периода ее научного творчества, цитирований по организациям, журналам, типам, тематике и ключевым словам. Полученные данные дополняют и расширяют материалы к научной биографии Л.И. Анцыферовой и дают представление о востребованности ее трудов в хронологической перспективе.



Методологические конструкты в подходе Л.И. Анцыферовой к личности и их реализация в исследовании идентичности
Аннотация
В статье приведены выделенные Л.И. Анцыферовой методологические конструкты, существенные для рассмотрения личности, ее бытия, идентичности с позиций субъектного, динамического, субъектно-бытийного и иных субъектно-ориентированных подходов. Идентичность предстает как развивающаяся система рефлексируемых личностью индивидуальных особенностей, проявляемых ею по-разному в разные возрастные периоды жизненного пути в различных пространствах ее бытия. Личность представлена как субъект самоидентификации (“личное Я”) в рефлексивной определенности к признакам, отличающим ее от других (“уникальное Я”) либо, напротив, объединяющим ее с другими (“отраженное Я”). Эмпирическое исследование включало создание, апробацию и применение методики диагностики личностной идентичности, фиксирующей параметры осознавания личностью себя, рефлексии личностных особенностей и их понятийной фиксации в различные возрастные периоды жизни. В исследовании приняли участие 700 респондентов (42.6% — мужчины, 57.4% — женщины) в возрасте от 12 до 90 лет (6 возрастных периодов). Была применена “Методика диагностики личностной идентичности”, разработанная авторами. В результате выполненного исследования были установлены значимые различия (р ≤ 0.05) в уровне выраженности определенных самоидентификаций респондентов различных возрастов. Сделан вывод о том, что личностная идентичность является сложноорганизованным феноменом, включающим различные структурные и содержательные элементы, динамика которых неоднородна и зависит от последовательности перехода от одного этапа жизненного периода к следующему в связи с изменяющимися бытийными задачами, которые решает личность как субъект на конкретных этапах своего жизненного цикла.



Современность идей Л. И. Анцыферовой (к 100-летию со дня рождения Л. И. Анцыферовой)
Аннотация
В юбилейной статье раскрывается несколько тем, которые разрабатывались Л.И. Анцыферовой. Показано, что поставленные ею вопросы и предлагаемые решения остаются востребованными и в настоящее время. Ее анализ ограничений субъектно-деятельностного подхода указал на его проблемные места. Этот подход не исчерпывает всю полноту личностного существования, концентрируясь на деятельностном аспекте в развитии личности. Анализируя представления С.Л. Рубинштейна, она отмечает неясность дифференциации понятий субъекта и личности. Анцыферова предлагает свое понимание соотношения данных понятий. Субъект ставит цели и намечает жизненные планы, избирает стратегии жизни, тогда как личность реализует их в деятельности. Предлагается иное решение данного соотношения с позиций системно-субъектного подхода. Именно личность как содержательная составляющая человека направляет взаимодействия с окружением, а субъект как интегративная составляющая сообразно со своими индивидуальными ресурсами и задачами реализует их. В таком случае снимается противоречие, при котором субъект направляет деятельность личности, делая ее все более субъектной. Л.И. Анцыферова, обсуждая соотношение субъекта и личности, указывает на то, что постановка вопроса о групповой личности неправомерна. Намечена гипотеза о функциях коллективной личности по аналогии с индивидуальной: когнитивная функция — коллективная направленность, ценности, смыслообразование, рефлексия; регулятивная функция — коллективные переживания; коммуникативная функция — выделение объектов и субъектов коммуникативных взаимодействий. В качестве структуры коллективной личности предложена концепция Я–МЫ–ОНИ как объединяющая общность, так и ограничивающая ее. Л.И. Анцыферова отстаивала необходимость изменения отношения к старческому периоду как упадку, интеллектуальному снижению, творческому бессилию. В этой связи рассматриваются современные исследования эйджизма и значение представлений о старении для состояния когнитивных функций, здоровья, продолжительности жизни. Показана возможность динамики феномена самовосприятия возраста в короткие промежутки времени, что соотносится с идеями Л.И. Анцыферовой о непрерывности личностных переходов в пространстве жизни.



Теоретические и методологические проблемы психологии
Методологические основания изучения персоналий в истории психологии на основе их публикационной активности
Аннотация
Рассмотрена и обоснована актуальность персонологических разработок в истории психологии (обеспечение системности историко-психологических исследований, выявление механизмов преемственности научного познания, его научно-организационных и коммуникационных характеристик; развитие самостоятельной области истории психологии — биографической психологии; содействие расширению границ психологического познания и др.). Показано, что количество работ, посвященных исследованию творческого наследия ученых, стабильно занимает существенное место в современных историко-психологических исследованиях. Рассмотрены достижения отечественных историков психологии в разработке теоретико-методологических и методических разработок проводимых биографических исследований. Изложены методологические основания использования библиометрического метода при анализе публикационной активности ученого в биографических исследованиях и проведении сопоставительного анализа продуктов деятельности нескольких изучаемых персоналий. Предложена программа такого исследования, включающая пять этапов; обозначены ее достоинства и ограничения, а также пути преодоления последних.



Социальная психология
Психологические эффекты ранней социализации в семье с наемным работником (няней)
Аннотация
Актуальность исследования. Делегирование мамой своих функций по уходу за ребенком раннего возраста наемному работнику может приводить к формированию у ребенка ненадежной материнской привязанности. Психологические эффекты социализации детей в таких семьях недостаточно изучены, что указывает на актуальность выполненного в статье анализа. Цель исследования — системный анализ результатов многолетних исследований автора, выполненных совместно с коллегами и учениками. Выборка. В работе принимали участие: дети дошкольного возраста от 4.5 до 6.5 года (n = 222) разного пола (по 50% — мальчики и девочки), их мамы (n = 180), папы (n = 42) и няни (n = 71). Выборка детей в равной степени включала тех из них, которые с рождения и до 3 лет воспитывались в семьях с нянями, и тех, которые не имели в этом возрасте няни (группа сравнения). Все няни в семьях работали полную рабочую неделю (не менее 8 часов в день). Семьи дошкольников с разными условиями социализации были выровнены по: составу (полная), уровню материального дохода (средний, выше среднего, высокий). Методология. Опирались на теорию привязанности Дж. Боулби и его последователей, системно-субъектный подход Е.А. Сергиенко, представления о социально-психологической зрелости и структуре совместной деятельности А.Л. Журавлева, о роли отца в психическом развитии ребенка А.Б. Холмогоровой и др. Результаты. Образы матери и отца в представлениях детей из семей с наемным работником (няней) свидетельствуют о ненадежности отношений привязанности с родителями. Дошкольники, воспитывающиеся с нянями, отличаются от сверстников по выраженности социально-психологических свойств и стратегий взаимодействия с другими детьми. Психологические эффекты ранней социализации в семьях с нянями объясняются действием комплексной причины — готовности мамы к делегированию своих обязанностей няне, стилем профессионального взаимодействия няни с воспитанником, особенностями самоотношения ребенка, сформированного к актуальному этапу развития. Практическая значимость. Представленные в работе результаты могут стать научной основой просветительской работы с родителями.



Психология личности
Динамика актуализации интрасубъектных ресурсов и успешность субъекта
Аннотация
Цель исследования — изучение связей динамики профессионального становления субъекта и условий его внутренней среды, актуализируемых как ресурсов. Гипотезы: 1. Условия внутренней среды субъекта, актуализируемые как ресурсы на разных этапах его профессионального становления, изменяют силу влияния и валентность (знак). 2. В разных профессиональных сферах условия внутренней среды субъекта как ресурсы различаются. 3. У лиц с разной социальной успешностью (карьеры, самореализации в семье и др.) динамика актуализации условий внутренней среды субъекта различаются. 4. В сферах деятельности с разными уровнями управленческой иерархии (интервалом должностного продвижения) связи динамики профессионального становления субъекта и актуализируемых ресурсов различаются. Для проверки гипотез использовалась авторская методика “Динамика стиля профессиональной жизни”. Респондентами оценивались в баллах условия социальной среды как “факторы профессионализма”, динамика своего профессионализма от 20 до 65 лет (ретроспективно и проспективно), фиксировались их социально-демографические и служебно-должностные характеристики. Опрошено 218 человек (104 государственных служащих, 56 менеджеров, 58 учителей), 89 мужчин и 129 женщин 30–60 лет (М = 40.4; SD = 9.1). Анализировались особенности актуализации условий внутренней среды как интрасубъектных ресурсов; использовались описательная статистика, t-сравнение для независимых групп и множественный регрессионный анализ (МРА), метод Forward (прямой). Предложено уточнение рабочих понятий: профессиональное становление субъекта (ПСС), социальная успешность, “высокая”/“плоская” управленческая иерархия, операциональные механизмы. Наибольшие вариации переменных, периодически изменяющих знак и силу влияния, отмечены в десятилетних возрастных интервалах от 30 до 50 лет у представителей трех разных сфер деятельности; наибольшие изменения переменных — в “финальной” части карьеры (50–65 лет). Описана двухуровневая структура: функциональные системы (ФС), формирующиеся на основе индивидных особенностей, и операционные системы (ОС), формирующиеся у субъекта деятельности, в которой выделены операциональные механизмы — процессы приведения отдельных условий внутренней среды субъекта в активное состояние, процессы “действия” системы, фаза мобилизации нового состава системы на достижение цели. В разнообразии условий успешности предложена общая схема “Субъект1 — функциональные системы — операционные системы — операциональные механизмы — Субъект2” (С1—ФС—ОС—ОМ—С2); особенным и единичным в разных системах выступают операциональные механизмы (ОМ). Сделан вывод о том, что проблема интрасубъектных ресурсов относится ко второй половине карьеры. Взаимодействия условий внешней и внутренней среды субъекта формируют особые пространства-время его жизнедеятельности, ведут к “накоплению” специфических его изменений как индивида, субъекта, личности.



Психофизиология
Межполушарные различия связей между ритмами ЭЭГ при полном и неполном пробуждении
Аннотация
В теории А.Р. Лурия описан структурно-функциональный блок, регулирующий цикл “сон–бодрствование”, который участвует в процессе пробуждения. Тем не менее особенности межполушарной асимметрии при пробуждении из разных фаз сна остаются недостаточно изученными. Практически отсутствуют работы по взаимодействию ритмов ЭЭГ при восстановлении деятельности сразу после пробуждения. Цель исследования заключалась в выявлении различий в работе полушарий мозга (в рамках теории А.Р. Лурия) при пробуждении с разной эффективностью восстановления психомоторной деятельности. Предполагалось выявить связанность одновременно функционирующих структур мозга в 1 блоке по А.Р. Лурия. Для анализа использовали данные 15 из 83 участников, прошедших всю процедуру исследования. Параллельно с выполнением бимануального психомоторного теста регистрировали многоканальную ЭЭГ. Оценку мощностных характеристик ЭЭГ проводили на основе “материнского” комплексного Morlet-вейвлета. Мерой амплитудно-амплитудного взаимодействия ритмов ЭЭГ служил коэффициент корреляции Кендалла. Полное пробуждение характеризуется наличием асимметричных связей ритмов ЭЭГ в обоих полушариях. Неполное пробуждение сопровождается связями ритмов только в левом полушарии. При полном пробуждении асимметрия связей ритмов ЭЭГ наблюдается в лобных и височных областях левого полушария и только в лобных — правого. При неполном — практически во всех областях левого полушария. Выполнение психомоторного теста характеризуется различной эффективностью восстановления деятельности после сна, и разные уровни эффективности характеризуются различиями в функционировании полушарий по показателю связей ритмов ЭЭГ. Выявлены связи ритмов ЭЭГ, на основе которых высказано предположение о сопряженной работе таламо-кортикальной и кортико-гиппокампальной систем в пределах 1 блока по А.Р. Лурия. Оба вида пробуждения характеризовались участием всех структурно-функциональных блоков по А.Р. Лурия, различающихся в полушариях в зависимости от вида пробуждения. Полное и неполное пробуждение характеризуется не только различным набором асимметричных связей ритмов ЭЭГ в полушариях, но и их локализацией.



История психологии
Философско-психологическая система рефлексивно-смысловой педагогики воспитания личности в российском человекознании (в связи со 145-летним юбилеем М. М. Рубинштейна)
Аннотация
На фоне краткого анализа гуманитарных дискуссий начала ХХ в. в европейской философии и в человекознании Серебряного века русской культуры по вопросам развития личности в образовании изучено жизнетворчество и дана характеристика идейного наследия выдающегося российского философа, психолога и педагога первой трети ХХ в. М.М. Рубинштейна. Обобщены социокультурные и историко-научные предпосылки его философского и педагогического творчества. Впервые эксплицирована логика развития его идей и разработки им оригинальной антропо-аксеологической концепции “смысла жизни” как экзистенциально-психологической основы формирования свободной творческой личности в процессах образования и созидания ценностей и продуктов культуры. Показано значение достижений М.М. Рубинштейна для актуального в современном человекознании психолого-педагогического обеспечения развития творческой личности в процессе модернизации образования.



Методы и методики
Применение опросника пространственного слуха (SHQ) для коммуникантов двух возрастных групп
Аннотация
Бинауральный слух, в основе которого лежит обработка тонкой временной структуры сигнала, ухудшается с возрастом, что может иметь последствия для коммуникации и социализации. Опросник пространственного слуха SHQ широко применяется в мировой практике, однако не использовался ранее для выявления возрастных изменений в восприятии коммуникативных ситуаций. Данное исследование направлено на выяснение валидности опросника и его чувствительности к возрасту респондента. В опросе участвовало 113 респондентов с нормальным слухом, разделенных на две группы: 1) молодого, 2) среднего и пожилого возраста. Факторный анализ выявил пять факторов, влияющих на восприятие коммуникативных ситуаций. Анализ подшкал опросника SHQ не выявил значимых различий в исследованных группах респондентов. Получены нормативные данные опросника SHQ для коммуникантов в широком возрастном диапазоне — от 18 до 75 лет.



Русскоязычная адаптация методики “Шкала отношения к досугу” (Leisure Attitude Scale (LAS)) Дж. Г. Брид и М. Г. Рагеб
Аннотация
Статья посвящена адаптации иностранной методики Leisure Attitude Scale (LAS) на российской выборке. Апробация LAS проводилась в три этапа, поскольку каждый последующий этап вытекал из результатов предыдущего. Всего в исследовании приняли участие 270 респондентов от 18 до 30 лет. В итоге удалось достичь высокой надежности методики, а также соответствия факторной структуры эмпирических данных теоретической модели. Из 3 шкал LAS удалось проверить валидность только Аффективной и Поведенческой шкалы. Когнитивная шкала прошла проверку на валидность лишь частично. Методику LAS можно использовать в дальнейших исследованиях по психологии досуга.



Памятные даты
Психология коллектива как научное наследие А. И. Донцова
Аннотация
Статья посвящена описанию жизненного пути и научного творчества известного отечественного психолога Александра Ивановича Донцова. Выделены этапы и направления его научной деятельности. Особое внимание уделено всестороннему изучению малой группы, коллектива, совместной деятельности, феномена групповой сплоченности в трудах А.И. Донцова. Отмечены его многолетняя преподавательская деятельность на кафедре социальной психологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова в звании профессора, плодотворная работа по организации учебного процесса и научных исследований на факультете в качестве декана и заведующего кафедрой социальной психологии. Отмечается талант А.И. Донцова как организатора науки, подчеркивается его вклад в строительство здания современной отечественной социальной психологии.



Научная жизнь
IV Международная научно-практическая конференция “Современное состояние и перспективы развития психологии труда и организационной психологии”
Аннотация
17–18 октября 2024 г. в Институте психологии РАН состоялась IV Международная научно-практическая конференция “Современное состояние и перспективы развития психологии труда и организационной психологии”, собравшая более 120 участников из России и зарубежных стран. Конференция была приурочена к 50-летию лаборатории психологии труда, эргономики, инженерной и организационной психологии Института психологии РАН. Программа конференции включала пленарную сессию, секционные заседания и круглый стол, где рассматривались теоретические, методологические и прикладные аспекты психологии труда, организационной психологии, инженерной психологии, эргономики и жизнеспособности профессионала. Особенностью форума стало расширение тематики: были добавлены секции “История психологии труда” и “Военная психология”. Среди обсуждаемых вопросов были вызовы, стоящие перед науками о труде в условиях глобальных изменений: переход к многополярности мира, смена технологического уклада, международная напряженность, специальная военная операция, экономические санкции и последствия пандемии. Доклады охватывали широкий спектр тем, включая применение искусственного интеллекта, историко-психологический анализ, проблемы мотивации, профессионального выгорания, жизнеспособности профессионала, взаимодействия человека и техники, а также инновационные подходы в управлении организациями. Конференция стала важным научным событием, обозначившим основные тенденции в развитии психологической науки, актуальные вызовы и перспективы, а также подтвердившим высокий уровень интереса к психологии труда, организационной и инженерной психологии.



Наши юбиляры
Владимиру Николаевичу Панферову — 85 лет



Владимиру Дмитриевичу Шадрикову — 85 лет


