Влияние сенсорно-когнитивных упражнений на показатели восприятия, внимания и памяти у лиц пожилого возраста

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

В работе представлено исследование влияния сенсорно-когнитивных упражнений на показатели восприятия, внимания и памяти у лиц пожилого и старческого возраста. В экспериментальную группу вошли 16 испытуемых-добровольцев пожилого и старческого возраста (средний возраст 73 ±1.7 лет), не имеющих в анамнезе выраженных возраст-зависимых сенсорных и неврологических проблем (данные опроса). Все испытуемые прошли курс сенсорно-когнитивных упражнений в течение 4-х недель, а также психофизическое тестирование и оценку ресурсов психологического здоровья до начала занятий и после их окончания.

Показано достоверное улучшение целевых сенсорно-когнитивных показателей (восприятие, внимание, память) в группе обследования и приведена динамика ряда индивидуально-психологических характеристик (тревожности, иерархии в системе ценностей, жизнестойкости и жизнерадостности). Результаты позволяют сделать вывод о том, что разработанный курс сенсорно-когнитивных упражнений способствует актуализации как потенциала сенсорно-когнитивных процессов, так и ресурсов психологического здоровья пожилых людей. Это свидетельствуют о профилактической важности функционального тренинга в контексте снижения возрастных рисков развития деменции и достижения целей активного долголетия.

Об авторах

И. С. Медведев

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт физиологии им. И.П. Павлова Российской академии наук

Email: ogorodnikovaea@infran.ru
Россия, 199034, Санкт-Петербург, наб. Макарова, д. 6

С. П. Пак

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт физиологии им. И.П. Павлова Российской академии наук

Email: ogorodnikovaea@infran.ru
Россия, 199034, Санкт-Петербург, наб. Макарова, д. 6

Е. А. Огородникова

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт физиологии им. И.П. Павлова Российской академии наук

Автор, ответственный за переписку.
Email: ogorodnikovaea@infran.ru
Россия, 199034, Санкт-Петербург, наб. Макарова, д. 6

Список литературы

  1. Бобошко М. Ю., Жилинская Е. В., Огородникова Е. А., Пак С. П., Салахбеков М. А. Анализ временных параметров звуковых сигналов в норме и при нарушениях слуха. Folia Otorhinolaryngologiae et Pathologiae Respiratoriae. 2015. V. 21. С. 47–54.
  2. Голованова Л. Е., Бобошко М. Ю., Квасов Е. А., Лаптева Е. С. Тугоухость у взрослого населения старших возрастных групп. Успехи геронтологии. 2019. Т. 32. № 1–2. С. 166–173.
  3. Голованова Л. Е., Бобошко М. Ю., Лаптева Е. С., Огородникова Е. А. Аудиологическое тестирование в комплексной гериатрической оценке пациентов. Успехи геронтологии. 2023. Т. 36. № 4. С. 525–531. doi: 10.34922/AE.2023.36.4.010
  4. Голованова Л. Е., Огородникова Е. А., Лаптева Е. С., Бобошко М. Ю. Возрастные аспекты качества жизни пациентов с нарушениями слуха. Успехи геронтологии. 2020. Т. 33. № 5. С. 885–892. doi: 10.34922/AE.2020.33.5.008
  5. Гусев Е. И., Боголепова А. Н. Когнитивные нарушения и деменция. М.: Ремедиум, 2019. 120 с. ISBN: 978–5–906499–44–8
  6. Королева И. В., Балякова А. А., Столярова Э. И., Пак С. П., Огородникова Е. А. Развитие процессов слухового анализа у пользователей кохлеарных имплантов с применением программных средств. Российский психологический журнал. 2023. Т. 20. № 3. С. 188–205. doi: 10.21702/rpj.2023.3.10
  7. Леонтьев Д. А. Методика изучения ценностных ориентаций. М.: Смысл, 1992.
  8. Леонтьев Д. А. Саморегуляция, ресурсы и личностный потенциал. Сибирский психологический журнал. 2016. № 62. С. 18–37.
  9. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. 8-е изд. Спб: Питер, 2023. 384 с. ISBN: 978–5–4461–1899–1
  10. Манукян В. Р., Муртазина И. Р., Гришина Н. В. Опросник для диагностики потенциала самоизменений личности. Консультативная психология и психотерапия. 2020. № 4. С. 35–58.
  11. Миронова Е. Е. Сборник психологических тестов. Часть II. Минск, 2006. 146 с.
  12. Огородникова Е.А, Лабутина О. В., Пак С. П. Имитация сложной акустической сцены при стимуляции через головные телефоны. Вестник психофизиологии. 2022. № 2. С. 140–146. doi: 10.34985/o0640–6924–4290-f
  13. Огородникова Е. А., Балякова А. А., Жилинская Е. В., и др. Слуховая тренировка как метод реабилитации пациентов с нарушениями слуха и речи. Folia Otorhinolaryngologiae et Pathologiae Respiratoriae. 2017. Т. 23. № 1. С. 33–42.
  14. Осин Е. Н., Рассказова Е. И. Краткая версия теста жизнестойкости: психометрические характеристики и применение в организационном контексте. Вестник Московского университета. Сер.: 14. (Психология). 2013. № 2. С. 147–165.
  15. Полушин А. Ю., Бобошко М. Ю., Гарбарук Е. С., Кожемякина М. В., Полушин Ю. С. Аудиологические методы исследования в диагностике послеоперационных нарушений когнитивных функций. Российский неврологический журнал. 2020. Т. 25. № 1. С. 43–51. URL: https://doi.org/10.30629/2658–7947–2020–25–1–43–51
  16. Сахарова Т. С. Смысло-жизненные ориентации людей пожилого возраста. Развитие личности. 2020. № 2. C.193–203.
  17. Соловьев А. Г., Новикова И. А., Местечко В. В. Профилактика когнитивных и эмоциональных нарушений (рекомендации для лиц пожилого возраста и их родственников). Архангельск: Северный государственный медицинский университет, 2015. 25 с.
  18. Amieva H., Ouvrard C., Giulioli C. et al. Self-reported hearing loss, hearing aids, and cognitive decline in elderly adults: a 25-year study. J Am Geriatr Soc. 2015. V. 63. P. 2099–2104. doi: 10.1111/jgs.13649
  19. Cuoco S., Cappiello A., Scarpa A. et al. Neuropsychological profile of hearing-impaired patients and the effect of hearing aid on cognitive functions: an exploratory study. Sci. Rep. 2021. V. 11. P. 9384. URL: https://doi.org/10.1038/s41598–021–88487-y
  20. Deary I. J., Corley J., Gow A. J. et al. Age-associated cognitive decline. Br Med Bull. 2009. V. 92. P. 135–152. doi: 10.1093/bmb/ldp033
  21. Dumassais S., Pichora-Fuller M.K., Guthrie D. et al. Strategies used during the cognitive evaluation of older adults with dual sensory impairment: a scoping review. Age and Ageing. 2024. V. 53. Article afae051. URL: https://doi.org/10.1093/ageing/afae051
  22. Foreman N., Hemmings R. The Gollin Incomplete Figures Test: A Flexible, Computerised Version. Perception. 1987. V. 16. P. 543–548. URL: https://doi.org/10.1068/p160543
  23. Fu X., Liu B., Wang S. et al. The relationship between hearing loss and cognitive impairment in a Chinese elderly population: the baseline analysis. Front. Neurosci. 2021. V. 26. Article 749273. URL: https://doi.org/10.3389/fnins.2021.749273
  24. Gates N. J., Sachdev P. S., Fiatarone Singh M. A., Valenzuela M. Cognitive and memory training in adults at risk of dementia: a systematic review. BMC Geriatr. 2011. V. 11. P. 55. doi: 10.1186/1471–2318–11–55
  25. Ge S., McConnell E., Wu B. et al. Longitudinal association between hearing loss, vision loss, dual sensory loss, and cognitive decline. J. Am. Geriatr. Soc. 2021. V. 69 P. 644–650. doi: 10.1111/jgs.16933
  26. Hyams A. V., Hay-McCutcheon M., Scogin F. Hearing and quality of life in older adults. J. clin. Psychol. 2018. V. 74. P. 1874–1883. URL: https://doi.org/10.1002/jclp.22648
  27. Lin F. R., Yaffe K., Xia J. et al. Hearing loss and cognitive decline in older adults. JAMA Intern. Med. 2013. V. 173. P. 293–299. doi: 10.1001/jamainternmed.2013.1868
  28. Livingston G., Sommerlad A., Orgeta V. et al. Dementia prevention, intervention, and care. Lancet. 2017. 390 2673–2734. doi: 10.1016/S0140–6736(17)31363–6
  29. Moulin A., Vergne J., Gallego S., Micheyl C. A new speech, spatial, and qualities of hearing scale short-form: Factor, cluster, and comparative analyses. Ear and Hearing. 2019. V. 40(4). P. 938–950. URL: https://doi.org/10.1097/AUD.0000000000000675
  30. Musiek F. E., Chermak G. D. Handbook of central auditory processing disorder. San Diego. Plural Publishing. 2014. V.1. Auditory neuroscience and diagnosis. 768 p.
  31. Panek P. E., Funk L. G., Nelson P. K. Reliability and validity of the group embedded figures test across the life span. Perceptual and Motor Skills. 1980. V. 50. P. 1171–1174.
  32. Park D. C., Bischof G. N. The aging mind: neuroplasticity in response to cognitive training. Dialogues in Clinical Neuroscience. 2013. V. 15.
  33. Shahabi S. R., Piri R. Normal Cognitive Aging: Age Related Cognitive Changes in Elderly. Journal of Aging Psychology. 2019. V. 5. Р. 101–116. doi: 10.22126/jap.1970.1179
  34. Su P., Hsu C. C., Lin H. C. et al. Age-related hearing loss and dementia: a 10-year national population-based study. Eur Arch. Otorhinolaryngol. 2017. V. 274. P. 2327–2334. URL: https://doi.org/10.1007/s00405–017–4471–5
  35. Tombaugh T. N. A comprehensive review of the Paced Auditory Serial Addition Test (PASAT). Arch Clin Neuropsychol.2006. V. 21. P. 53–76. doi: 10.1016/j.acn.2005.07.006
  36. Wallhagen M. I., Strawbridge W. J. Association Between Hearing Aid Use and Cognitive Decline. J Am Geriatr Soc. 2016. V. 64. P. 1147–1148. doi: 10.1111/jgs.14122
  37. Whitson H. E., Cronin-Golomb A., Cruickshanks K. J. et al. Aging Bench-to-Bedside Conference: Sensory Impairment and Cognitive Decline in Older Adults. J Am Geriatr Soc. 2018. V. 66. P. 2052–2058. doi: 10.1111/jgs.15506

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Российская академия наук, 2024