Повышение качества поверхности блоков шестерен комбинированной отделочной обработкой

Cover Page

Cite item

Full Text

Open Access Open Access
Restricted Access Access granted
Restricted Access Subscription Access

Abstract

При изготовлении зубчатых колес и блоков шестерен образуется большое количество брака из-за термических прижогов и трещин. В статье представлен процесс комбинированной отделочной обработки для снижения дефектов — прижогов и термических трещин на эвольвентой поверхности блоков шестерен. Проведены теоретические исследования влияния режимов комбинированной отделочной обработки на температуру в зоне резания, величину и знак остаточных напряжений после комбинированной отделочной обработки. Проведено сравнение полученных значений с экспериментальными исследованиями.

Full Text

Restricted Access

About the authors

А. Ю. Албагачиев

Институт машиноведения им. А. А. Благонравова РАН

Email: yakovleva525@mail.ru
Russian Federation, Москва

А. П. Яковлева

Институт машиноведения им. А. А. Благонравова РАН; Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана

Author for correspondence.
Email: yakovleva525@mail.ru
Russian Federation, Москва; Москва

А. Г. Караванова

Институт машиноведения им. А. А. Благонравова РАН

Email: yakovleva525@mail.ru
Russian Federation, Москва

References

  1. Горленко О. А., Бишутин С. Г. Методология аналитического исследования процесса формирования функциональных параметров качества поверхностей деталей машин при шлифовании // Славянтрибо-4: материалы междунар. науч.-практич. симпозиума. Рыбинск, 1997. Ч. 3. С. 43.
  2. Суслов А. Г., Бишутин С. Г., Захаров Л. А. Исследование процесса обработки плоских поверхностей абразивными брусками // Проблемы определения технологических условий по заданным показателям качества изделий: матер. российской науч.-техн. конф. Рыбинск, 2003. С. 222.
  3. Лурье Г. Б. Шлифование металлов. М.: Машиностроение, 1991. 75 с.
  4. Полянчиков Ю. Н., Секачев С. А., Усов В. В., Поступаев Ю. Н. Многокритериальная оптимизация процесса хонингования // Инструмент и технологии. 2002. № 7–8. С. 157.
  5. Калинин Е. П. Оптимизация режимов профильного зубошлифования методом копирования с учетом затупления инструмента // Современные технологические в машиностроении, качество, точность, эффективность обработки материалов: материалы междунар. науч.-техн. конф. СПб.: ПИМаш, 2004. С. 46.
  6. Калинин Е. П., Милиганов И. Е. Оптимизация режимов профильного шлицешлифования с учетом затупления инструмента // Прогрессивные технологии, машины и механизмы в машиностроении: материалы междунар. науч.-техн. конф. Калининград: КГТУ, 2002. С. 30.
  7. Кузнецов В. А., Черепахин А. А., Смирнов А. В. Системный анализ и моделирование технологических методов изготовления детали. М.: Русайнс, 2019. 248 с.
  8. Калашников А. С., Моргунов Ю. А., Аббясов В. М., Караванова А. Г. Технологические возможности повышения прочности цилиндрических зубчатых колес // Вестник машиностроения. 2022. № 2. С. 34.
  9. Калашников А.С., Моргунов Ю. А., Караванова А. Г. Шлифование зубьев цилиндрических колёс червячными высокопористыми кругами // Международная научно-практическая конференция «Сборник научных трудов ИТМ». 2020. № 5. С. 234.
  10. Горленко О. А., Бишутин С. Г. Модель рабочей поверхности абразивного инструмента // СТИН. 1999. № 2. С. 25.
  11. Григорьянц А. Г., Сафонов А. Н., Майоров В. С., Басков А. Ф., Ивашов Г. П. Распределение остаточных напряжений на поверхности сталей, упрочненных непрерывным СО2-лазером // Металловедение и термическая обработка металлов. 1987. № 9. С. 45.
  12. Кузнецов В. А. Синтез и исследование технологических структур методов механической обработки поверхностей деталей машин: Дис. … докт. техн. наук. Москва, 2000. 421 с.
  13. Поздеев А. А., Няшин Ю. И., Трусов П. В. Остаточные напряжения: теория и приложения. М.: Наука, 1982. 112 с.
  14. Поздеев А. А., Трусов П. В., Няшин Ю. И. Большие упругопластические деформации: теория, алгоритмы, приложения. М.: Наука, 1986. 232 с.
  15. Yakovleva A. P., Albagachiev A. Y. Тheoretical Investigation of the Influence of Combined Machining Modes on the Value and Character of Residual Stresses in the Surface Layer of Cylindrical Friction Pairs // J. of Mach. Manuf. and Reliab. 2020. V. 49 (3). С. 237.
  16. Биргер И. А. Остаточные напряжения. Издание второе, М.: ЛЕНАНД, 2015. 234 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Fig. 1. Example of a gear block in an aircraft engine.

Download (109KB)
3. Fig. 2. Temperature measurement during combined finishing treatment: (a) - measuring device; (b) - technique of defects determination in the zone of samples treatment; (c) - fan structure of teeth surface after gear grinding (1) and gear honing (2).

Download (198KB)
4. Fig. 3. Results of temperature measurements during combined finishing treatment: (a) - gear grinding; (b) - gear honing.

Download (99KB)
5. Fig. 4. Theoretical determination of the magnitude and sign of residual stresses after CCS on the MerKulon “Tensor” device.

Download (164KB)
6. Fig. 5. Results of residual stress measurements: 1 - after the first working stroke; 2 - after the second working stroke.

Download (52KB)

Copyright (c) 2025 Russian Academy of Sciences