Взросление мальчика за рулем двухколесного велосипеда (реконструкция второй половины ХХ в. по современным воспоминаниям)

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

Велосипед во второй половине ХХ в. являлся атрибутом повседневности большинства советских мальчиков. В этой связи возникает возможность использовать ретроспекцию событий, связанных с велосипедом, в реконструкции процесса взросления этой категории населения. Интерес вызывают пространственно-временные параметры веломобильности, культурные практики использования данного транспортного средства, приключения юных велосипедистов. Эмпирическую часть исследования составили материалы, полученные в ходе экспедиций 2018–2020 гг. в 11 городов России (метод полуструктурированных нарративно-ориентированных интервью); респондентами выступили 52 мужчины 1949–1978 г.р. Использовалась также мемуарная и художественная литература. На основе анализа источников удалось охарактеризовать этапы взросления советских мальчиков, маркированные эксплуатацией разных моделей велосипеда и постепенным расширением освоенной территории, а также детско-родительскими конвенциями, регламентирующими веломобильность.

Полный текст

Доступ закрыт

Об авторах

Борис Викторович Куприянов

Московский городской педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: bvkupriyanov@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-1041-6056

д. пед. н., профессор департамента педагогики Института педагогики и психологии образования

Россия, Москва

Павел Александрович Смирнов

Костромской государственный университет

Email: smirnopascha@yandex.ru
ORCID iD: 0009-0000-3818-6582

старший преподаватель кафедры истории

Россия, Кострома

Список литературы

  1. Беловинский Л.В. Повседневная жизнь человека советской эпохи. М.: Академический проект; Трикста, 2017.
  2. Бочавер А.А., Корзун А.Н., Поливанова К.Н. Уличный досуг детей и подростков // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2017. Т. 14. № 3. С. 470–490. https://doi.org/10.17323/1813-8918-2017-3-470-490
  3. Гадицкая М.А. Мотоциклы и велосипеды как новые средства передвижения в повседневности южнороссийских колхозников 1930-х гг. // Власть. 2018. Т. 26. № 8. С. 233–238. https://doi.org/10.31171/vlast.v26i8.6071
  4. Жидченко А.В., Рыженко В.Г. История повседневной жизни омского городка Нефтяников в 1950–60-е гг. Омск: Амфора, 2013.
  5. Королёва Я.П. Перемещение подростков по городу: мотивы, возможности и ограничения // Городские исследования и практики. 2020. Т. 5. № 3. С. 54–65. https://doi.org/10.17323/usp53202054-65
  6. Куприянов Б.В. Жевательная резинка в жизненном мире советских детей 1960–1980 годов (реконструкция по современным воспоминаниям) // Этнографическое обозрение. 2023. № 6. С. 192–210. https://doi.org/10.31857/S086954152306012X
  7. Куприянов Б.В., Кудряшев А.В., Арапова П.И. Внешкольные пространства социализации советских школьников (социально-педагогическая реконструкция). М.: Сам Полиграфист, 2023.
  8. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб.: Питер, 2020.
  9. Радаев В.В. Раскол поколения миллениалов: историческое и эмпирическое обоснование (Первая часть) // Социологический журнал. 2020. Т. 26. № 3. С. 30–63. https://doi.org/10.19181/socjour.2020.26.3.7395
  10. Рахманкулова Д.Р. Вещь как мера культуры человека. Автореф. дис. … канд. филос. наук. Нижний Новгород, Нижегородский гос. педагогический ун-т, 2005.
  11. Сивак Е.В., Глазков К.П. Жизнь вне класса: повседневная мобильность школьников // Вопросы образования. 2017. № 2. С. 113–133. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2017-2-113-133
  12. Тендрякова М.В. Антропология детства. Прошлое о современности. СПб.: Образовательные проекты, 2022.
  13. Толвайшис Л., Филипова А.Г. География детства как новое исследовательское направление // Комплексные исследования детства. 2019. Т. 1. № 3. С. 167–173. https://doi.org/10.33910/2687-0223-2019-1-3-167-173
  14. Урри Д. Мобильности. М.: Праксис, 2012.
  15. Херлихи Д. История велосипеда. М.: НЛО, 2009.
  16. Jones O. Tomboy Tales: The Rural, Nature and the Gender of Childhood // Gender, Place & Culture. 1999. Vol. 6 (2). P. 117–136. http://dx.doi.org/10.1080/09663699925060
  17. Jong S.L., Yunmi P., Tae-Hyoung T.G. Getting to School on Your Own: The Correlates of Independence and Modes of Active School Travel // Journal of Asian Architecture and Building Engineering. 2023. Vol. 22. No. 3. P. 1430–1443. https://doi.org/10.1080/13467581.2022.2085721
  18. Larsen H.B. Children of the City, a Study of Street Children in Kathmandu, Their Social Practices and Territoriality. Bergen: The University of Bergen, 2003.
  19. Moore R.C. Childhood’s Domain: Play and Place in Child Development. L.: Routledge, 2017. https://doi.org/10.4324/9781315121895
  20. Moore R.C., Young D. Childhood Outdoors: Toward a Social Ecology of the Landscape // Children and the Environment / Eds. I. Altman, J.F. Wohlwill. N.Y.: Springer, 1978. P. 83–130. https://www.sci-hub.ru/10.1007/978-1-4684-3405-7_4?ysclid=ls693oxkws50124830

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Мальчишки и их велосипеды. 1983 г. Фото из архива А.Б. Попова

Скачать (301KB)

© Российская академия наук, 2024