Язык фанатов фигурного катания: специфика бытования

Cover Page
  • Authors: 1
  • Affiliations:
    1. Самарский государственный социально-педагогический университет
  • Issue: Vol 2 (2024)
  • Pages: 99-100
  • Section: ЧАСТЬ II. Русское языкознание и теория языка
  • URL: https://gynecology.orscience.ru/osnk-sr2024/article/view/631579
  • ID: 631579

Cite item

Full Text

Abstract

Обоснование. Языковые средства неформальной коммуникации спортивных болельщиков представляют собой динамичную и постоянно развивающуюся систему. В данной сфере общения наблюдаются интересные языковые процессы, которые заслуживают внимательного изучения и подробного анализа. Взаимодействие фанатов на спортивных мероприятиях и в интернет-пространстве способствует формированию уникальных языковых единиц и конструкций, которые становятся неотъемлемой частью спортивной культуры и общения в данной среде.

Цель — анализ языковых особенностей и специфики бытования языка спортивных болельщиков в сфере фигурного катания.

Методы. Основной метод исследования — описательный, включающий приемы наблюдения, систематизации и интерпретации языкового материала. Языковой материал (более 150 единиц) отобран путем сплошной выборки при помощи поисковых систем, телеграм-каналов и сайтов Яндекс Дзен и Sports.ru.

Результаты. Рассматриваемые нами формы коммуникации болельщиков — кричалки и надписи на баннерах, которые болельщики разворачивают во время соревнований, — исследователи относят к городскому фольклору. Одной из важных отличительных черт этого жанра является традиционность — относительная устойчивость текста и напева [1].

Традиционные формулы построения фанатских текстов представляют собой конструкции типа «Имя/фамилия, ты лучший/мы любим тебя/вперед и т. д.», являются низкочастотными в рамках рассмотренного языкового материала, наиболее полно реализуются в кричалках. Оригинальное словотворчество фанатов составляет более 60 % проанализированного материала. Такая коммуникация осуществляется в основном посредством баннеров на трибунах. Оригинальные языковые единицы не имеют конкретной модели, можно выделить две основные группы:

1) цитаты и высказывания, ставшие прецедентными в сфере фигурного катания: «Он золотой», «Петр первый»;

2) выражения, непосредственно придуманные фанатами с целью поддержки того или иного спортсмена: «Марк, ты наш джаз», «По полюшку, Саша, к победе» (здесь и далее орфография и пунктуация сохранены).

Выделены следующие лексико-семантические особенности:

1) оценочная лексика, представляющая собой слова и выражения, направленные на поддержание духа спортсменов (16 %): «Яркая, Волшебная, Косторная», «Золотая наша» и др.;

2) лексика, указывающая на «принадлежность» спортсмена к государству, нации, фанатскому сообществу (12 %): «За нашу Дашу», «Мы русские, с нами Марк» и др.

Среди структурных особенностей неформальной коммуникации в сфере фигурного катания превалируют обращения (48 %): «Саша, ты космос», «Камила, мы любим тебя». Менее частотны восклицательные предложения (30 %): «Андрей! Мы за тебя!», «Сделано!». Также встречается имитация диалога (10 %): «Лиза, выходи за меня», «А где Алина?»; имитация интернет-коммуникации вне интернет-дискурса (12 %), например «#СвояЗагитова», «#Русская ракета» и др. Процентное соотношение структурных особенностей представлено на диаграмме (рис. 1).

 

Рис. 1. Соотношение структурных особенностей коммуникации фанатов фигурного катания

 

Выводы. Проанализированные языковые единицы служат средством общения внутри фанатского сообщества и способом взаимодействия фанатов со спортсменами. Оригинальное словотворчество болельщиков среди рассмотренного языкового материала является высокочастотным. Преимущественно лексические единицы носят эмоционально-оценочный (мелиоративный) характер. Вариативность формулировок проанализированных единиц обусловлена обращением к конкретным личностям в данном виде спорта, спортивная карьера которых ограничена во времени.

Full Text

Обоснование. Языковые средства неформальной коммуникации спортивных болельщиков представляют собой динамичную и постоянно развивающуюся систему. В данной сфере общения наблюдаются интересные языковые процессы, которые заслуживают внимательного изучения и подробного анализа. Взаимодействие фанатов на спортивных мероприятиях и в интернет-пространстве способствует формированию уникальных языковых единиц и конструкций, которые становятся неотъемлемой частью спортивной культуры и общения в данной среде.

Цель — анализ языковых особенностей и специфики бытования языка спортивных болельщиков в сфере фигурного катания.

Методы. Основной метод исследования — описательный, включающий приемы наблюдения, систематизации и интерпретации языкового материала. Языковой материал (более 150 единиц) отобран путем сплошной выборки при помощи поисковых систем, телеграм-каналов и сайтов Яндекс Дзен и Sports.ru.

Результаты. Рассматриваемые нами формы коммуникации болельщиков — кричалки и надписи на баннерах, которые болельщики разворачивают во время соревнований, — исследователи относят к городскому фольклору. Одной из важных отличительных черт этого жанра является традиционность — относительная устойчивость текста и напева [1].

Традиционные формулы построения фанатских текстов представляют собой конструкции типа «Имя/фамилия, ты лучший/мы любим тебя/вперед и т. д.», являются низкочастотными в рамках рассмотренного языкового материала, наиболее полно реализуются в кричалках. Оригинальное словотворчество фанатов составляет более 60 % проанализированного материала. Такая коммуникация осуществляется в основном посредством баннеров на трибунах. Оригинальные языковые единицы не имеют конкретной модели, можно выделить две основные группы:

1) цитаты и высказывания, ставшие прецедентными в сфере фигурного катания: «Он золотой», «Петр первый»;

2) выражения, непосредственно придуманные фанатами с целью поддержки того или иного спортсмена: «Марк, ты наш джаз», «По полюшку, Саша, к победе» (здесь и далее орфография и пунктуация сохранены).

Выделены следующие лексико-семантические особенности:

1) оценочная лексика, представляющая собой слова и выражения, направленные на поддержание духа спортсменов (16 %): «Яркая, Волшебная, Косторная», «Золотая наша» и др.;

2) лексика, указывающая на «принадлежность» спортсмена к государству, нации, фанатскому сообществу (12 %): «За нашу Дашу», «Мы русские, с нами Марк» и др.

Среди структурных особенностей неформальной коммуникации в сфере фигурного катания превалируют обращения (48 %): «Саша, ты космос», «Камила, мы любим тебя». Менее частотны восклицательные предложения (30 %): «Андрей! Мы за тебя!», «Сделано!». Также встречается имитация диалога (10 %): «Лиза, выходи за меня», «А где Алина?»; имитация интернет-коммуникации вне интернет-дискурса (12 %), например «#СвояЗагитова», «#Русская ракета» и др. Процентное соотношение структурных особенностей представлено на диаграмме (рис. 1).

 

Рис. 1. Соотношение структурных особенностей коммуникации фанатов фигурного катания

 

Выводы. Проанализированные языковые единицы служат средством общения внутри фанатского сообщества и способом взаимодействия фанатов со спортсменами. Оригинальное словотворчество болельщиков среди рассмотренного языкового материала является высокочастотным. Преимущественно лексические единицы носят эмоционально-оценочный (мелиоративный) характер. Вариативность формулировок проанализированных единиц обусловлена обращением к конкретным личностям в данном виде спорта, спортивная карьера которых ограничена во времени.

×

About the authors

Самарский государственный социально-педагогический университет

Author for correspondence.
Email: viktoriya.tsareva@sgspu.ru

студентка, группа ФФ-б20РЛо1, филологический факультет

Russian Federation, Самара

References

  1. Строганов М.В., Боровик Р.А. Футбольные кричалки и речевки как жанры городского фольклора // Культура и текст. 2014. № 2. С. 195–227.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Рис. 1. Соотношение структурных особенностей коммуникации фанатов фигурного катания

Download (199KB)

Copyright (c) 2024 Царева В.Е.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.