Становление мировоззрения Веры Карловны Боянус, ее служение в церкви и миру
- Authors: 1
-
Affiliations:
- Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
- Issue: Vol 2 (2024)
- Pages: 19-20
- Section: ЧАСТЬ II. История
- URL: https://gynecology.orscience.ru/osnk-sr2024/article/view/631807
- ID: 631807
Cite item
Full Text
Abstract
Обоснование. В отечественной историографии состояние представителей дворянства и служителей церкви, способы их адаптации и интеграции в советском обществе, как в центре, так и на местах, а также государственная политика по отношению к ним только становятся предметом исследования [1–4]. В прошлом Веры Карловны Боянус — дворянки, принявшей монашеский постриг, после 1917 года со всей полнотой встала проблема самосохранения и достойного служения людям в условиях репрессивной активности советской власти к представителям «бывших» имущих классов и верующих граждан.
Цель — проанализировать формирование мировоззрения Веры Карловны Боянус и практику ее адаптации в эпоху перемен.
Методы. Биографический подход в исследовании взаимоотношений власти и общества конца XIX – первой половины XX в. дает нам возможность выявить, как на личностном уровне происходило восприятие процессов стремительной модернизации всего уклада жизни поздней Российской империи и возникновения новой советской государственности, а также непосредственное участие в общественных переменах. Особо ценным является анализ локального сообщества и его ярких представителей.
Результаты. Вера Карловна Боянус родилась в 1876 г. в дворянской семье в Москве. В 1880 г. семья Боянус приобрела село Барская Солянка и часть села Ключи в Самарской губернии. После смерти отца в 1897 г. Вера Боянус окончательно решила посвятить свою жизнь Богу.
Вопреки всем правилам и уставам 7 августа 1899 г. Вера Карловна была пострижена в монашество с именем Нина [2, с. 115]. В 1904 г. Нину перевели в древний Полоцкий Спасо-Евфросиниевский монастырь в должность казначея [1, с. 35]. В этом монастыре монахиня трудилась одиннадцать лет. Для своих воспитанниц она написала «Беседы», которые, как отмечает сама Нина, должны дать побуждение не перечитать, а продумать и пережить те великие Евангельские истины, о которых говорилось [2, с. 17]. В 1914 г. указом Святейшего Синода за «отлично-усердную службу по учебно-духовному ведомству» была возведена в сан игуменьи [2, с. 35].
В результате клеветы и доносов игумения Нина в начале 1916 г. была освобождена от управления Спасо-Ефросиниевским училищем [2, с. 136].
Накануне революции игуменья Нина вернулась в родительское имение в Самарской губернии [2, с. 139].
Для продолжения служения людям, закончив медицинский факультет Самарского университета в 1924 г., Вера Карловна работала врачом в структурах, организованных квакерами; возможно, что матушка Нина была членом этой международной благотворительной организации, что помогло ей сохранить жизнь в годы антирелигиозной политики. Поскольку исповедовать веру открыто в то время было опасно, матушке Нине приходилось молиться втайне, прятать нательный крест в собственных волосах. Она подвергала себя опасности, но жить без церкви не могла, всегда старалась селиться там, где была возможность посещать храм Божий [2, с. 40].
Последние пять лет жизни матушка Нина провела в с. Кинель-Черкассы. Умерла В.К. Боянус 13 октября 1953 г. [2, с. 44].
Выводы. Формирование мировоззрения В.К. Боянус — представительницы дворянской элиты российского общества, на чью долю выпала жизнь в эпоху революционных перемен, — происходило в семье. Великая российская революция 1917 г. круто изменила жизнь В.К. Боянус. Она нашла выход, как в этих неблагоприятных условиях сохранить служение людям. Будучи уже в зрелом возрасте, получила медицинское образование в Самарском университете и долгое время проработала врачом. Ее жизнь была наполнена многими испытаниями, которые она, как истинная христианка, преодолевала со смирением и любовью, оставаясь до конца жизни в Церкви.
Keywords
Full Text
Обоснование. В отечественной историографии состояние представителей дворянства и служителей церкви, способы их адаптации и интеграции в советском обществе, как в центре, так и на местах, а также государственная политика по отношению к ним только становятся предметом исследования [1–4]. В прошлом Веры Карловны Боянус — дворянки, принявшей монашеский постриг, после 1917 года со всей полнотой встала проблема самосохранения и достойного служения людям в условиях репрессивной активности советской власти к представителям «бывших» имущих классов и верующих граждан.
Цель — проанализировать формирование мировоззрения Веры Карловны Боянус и практику ее адаптации в эпоху перемен.
Методы. Биографический подход в исследовании взаимоотношений власти и общества конца XIX – первой половины XX в. дает нам возможность выявить, как на личностном уровне происходило восприятие процессов стремительной модернизации всего уклада жизни поздней Российской империи и возникновения новой советской государственности, а также непосредственное участие в общественных переменах. Особо ценным является анализ локального сообщества и его ярких представителей.
Результаты. Вера Карловна Боянус родилась в 1876 г. в дворянской семье в Москве. В 1880 г. семья Боянус приобрела село Барская Солянка и часть села Ключи в Самарской губернии. После смерти отца в 1897 г. Вера Боянус окончательно решила посвятить свою жизнь Богу.
Вопреки всем правилам и уставам 7 августа 1899 г. Вера Карловна была пострижена в монашество с именем Нина [2, с. 115]. В 1904 г. Нину перевели в древний Полоцкий Спасо-Евфросиниевский монастырь в должность казначея [1, с. 35]. В этом монастыре монахиня трудилась одиннадцать лет. Для своих воспитанниц она написала «Беседы», которые, как отмечает сама Нина, должны дать побуждение не перечитать, а продумать и пережить те великие Евангельские истины, о которых говорилось [2, с. 17]. В 1914 г. указом Святейшего Синода за «отлично-усердную службу по учебно-духовному ведомству» была возведена в сан игуменьи [2, с. 35].
В результате клеветы и доносов игумения Нина в начале 1916 г. была освобождена от управления Спасо-Ефросиниевским училищем [2, с. 136].
Накануне революции игуменья Нина вернулась в родительское имение в Самарской губернии [2, с. 139].
Для продолжения служения людям, закончив медицинский факультет Самарского университета в 1924 г., Вера Карловна работала врачом в структурах, организованных квакерами; возможно, что матушка Нина была членом этой международной благотворительной организации, что помогло ей сохранить жизнь в годы антирелигиозной политики. Поскольку исповедовать веру открыто в то время было опасно, матушке Нине приходилось молиться втайне, прятать нательный крест в собственных волосах. Она подвергала себя опасности, но жить без церкви не могла, всегда старалась селиться там, где была возможность посещать храм Божий [2, с. 40].
Последние пять лет жизни матушка Нина провела в с. Кинель-Черкассы. Умерла В.К. Боянус 13 октября 1953 г. [2, с. 44].
Выводы. Формирование мировоззрения В.К. Боянус — представительницы дворянской элиты российского общества, на чью долю выпала жизнь в эпоху революционных перемен, — происходило в семье. Великая российская революция 1917 г. круто изменила жизнь В.К. Боянус. Она нашла выход, как в этих неблагоприятных условиях сохранить служение людям. Будучи уже в зрелом возрасте, получила медицинское образование в Самарском университете и долгое время проработала врачом. Ее жизнь была наполнена многими испытаниями, которые она, как истинная христианка, преодолевала со смирением и любовью, оставаясь до конца жизни в Церкви.
About the authors
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
Author for correspondence.
Email: alenaartalena23@gmail.com
студентка, группа 5301-460301D, исторический факультет
Russian Federation, СамараReferences
- Беляева И.Н. Колыванова В.И., Семочкина Г.В. Семья Боянус в истории Кинель-Черкасского района и России. Кинель-Черкассы, 2023.
- Игумения Нина (Боянус). Наши беседы о жизни. Жизнеописания, письма, воспоминания. Москва: Издательство Сретенского монастыря, 2004.
- Мистрюгов П.А. Судьбы «бывших» в российской провинции в годы Гражданской войны (1918-1920 гг.) // Вопросы истории. № 4. 2017. С. 61–73. EDN: ZTUMDZ
- Смирнова Т.М. «Бывшие люди» Советской России. Стратегии выживания и пути интеграции. 1917–1936 гг. Москва: Мир истории, 2003.
Supplementary files
