Совершенствование механизмов международного сотрудничества регионов Российской Федерации: использование зарубежного опыта
- Authors: 1
-
Affiliations:
- Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
- Issue: Vol 2 (2024)
- Pages: 358-359
- Section: ЧАСТЬ II. Государственное и муниципальное управление
- URL: https://gynecology.orscience.ru/osnk-sr2024/article/view/631871
- ID: 631871
Cite item
Full Text
Abstract
Обоснование. В настоящее время все большее значение в контексте обеспечения национальных интересов и безопасности государства приобретает фактор регионализма: региональные образования начинают играть важную роль участников международных отношений [1]. Актуальность данной работы обусловлена необходимостью изучения практики организации внешних связей российских регионов, выявления ее сильных и слабых сторон и возможных способов ее дальнейшего развития.
Цель — разработать рекомендации по оптимизации механизмов международного сотрудничества регионов Российской Федерации на основе анализа зарубежного опыта развития парадипломатии.
Методы. В рамках данного исследования был проведен сравнительный анализ практического опыта организации международного сотрудничества ряда иностранных государств, который может быть адаптирован к уникальному опыту российской парадипломатии.
Результаты. Несмотря на то что в России уже сложилась достаточно успешная скоординированная модель международного сотрудничества регионов, а субъекты РФ сумели накопить значительный опыт организации своих международных связей [2], реализация и дальнейшее развитие парадипломатии регионов Российской Федерации в настоящее время сталкивается с несколькими трудностями. Первая из них заключается в значительной дифференциации российских регионов по степени их международной активности, обусловленной особенностями их географического положения и уровнем социально-экономического [3] и культурного развития [4]. Для преодоления данной проблемы можно обратиться к японскому опыту создания региональных блоков и коридоров регионального сотрудничества [5]. Вторым обстоятельством, осложняющим развитие международных связей российских регионов, является необходимость адаптации субъектов РФ к изменившейся ситуации в глобальном масштабе. Одним из возможных способов решения данной проблемы может послужить обращение к зарубежному опыту создания свободных экономических зон [6]. Третьей проблемой в развитии российской парадипломатии выступает недостаточное развитие территориального брендинга регионов РФ. Целесообразным является обращение к опыту территориального маркетинга иностранных городов: Порту (Португалия) [7], Мельбурна (Австралия) [8] и Хельсинки (Финляндия) [9]. Основой успеха представленного зарубежного опыта территориального брендинга являлось то, что: местные органы власти всех трех названных административных единиц были действительно заинтересованы в создании местного бренда для преодоления внутренних трудностей; все перечисленные проекты осуществлялись профессиональными компаниями, специализирующимися на дизайн-сфере; местная администрация не жалела для этих проектов капиталовложений, понимая, что в будущем последние многократно окупятся; все указанные проекты разрабатывались достаточно длительное время; наконец, все перечисленные проекты на разных этапах своего развития получали обратную связь от местного населения, таким образом, минимизировалась возможность негативной реакции общественности на готовый продукт.
Выводы. Использование зарубежного опыта развития субъектно-территориальной парадипломатии может значительно расширить потенциал международного сотрудничества регионов Российской Федерации. Ввиду этого необходимо тщательно изучать и адаптировать успешный опыт парадипломатии других стран, чтобы эффективно совершенствовать собственные механизмы международного сотрудничества на региональном уровне.
Full Text
Обоснование. В настоящее время все большее значение в контексте обеспечения национальных интересов и безопасности государства приобретает фактор регионализма: региональные образования начинают играть важную роль участников международных отношений [1]. Актуальность данной работы обусловлена необходимостью изучения практики организации внешних связей российских регионов, выявления ее сильных и слабых сторон и возможных способов ее дальнейшего развития.
Цель — разработать рекомендации по оптимизации механизмов международного сотрудничества регионов Российской Федерации на основе анализа зарубежного опыта развития парадипломатии.
Методы. В рамках данного исследования был проведен сравнительный анализ практического опыта организации международного сотрудничества ряда иностранных государств, который может быть адаптирован к уникальному опыту российской парадипломатии.
Результаты. Несмотря на то что в России уже сложилась достаточно успешная скоординированная модель международного сотрудничества регионов, а субъекты РФ сумели накопить значительный опыт организации своих международных связей [2], реализация и дальнейшее развитие парадипломатии регионов Российской Федерации в настоящее время сталкивается с несколькими трудностями. Первая из них заключается в значительной дифференциации российских регионов по степени их международной активности, обусловленной особенностями их географического положения и уровнем социально-экономического [3] и культурного развития [4]. Для преодоления данной проблемы можно обратиться к японскому опыту создания региональных блоков и коридоров регионального сотрудничества [5]. Вторым обстоятельством, осложняющим развитие международных связей российских регионов, является необходимость адаптации субъектов РФ к изменившейся ситуации в глобальном масштабе. Одним из возможных способов решения данной проблемы может послужить обращение к зарубежному опыту создания свободных экономических зон [6]. Третьей проблемой в развитии российской парадипломатии выступает недостаточное развитие территориального брендинга регионов РФ. Целесообразным является обращение к опыту территориального маркетинга иностранных городов: Порту (Португалия) [7], Мельбурна (Австралия) [8] и Хельсинки (Финляндия) [9]. Основой успеха представленного зарубежного опыта территориального брендинга являлось то, что: местные органы власти всех трех названных административных единиц были действительно заинтересованы в создании местного бренда для преодоления внутренних трудностей; все перечисленные проекты осуществлялись профессиональными компаниями, специализирующимися на дизайн-сфере; местная администрация не жалела для этих проектов капиталовложений, понимая, что в будущем последние многократно окупятся; все указанные проекты разрабатывались достаточно длительное время; наконец, все перечисленные проекты на разных этапах своего развития получали обратную связь от местного населения, таким образом, минимизировалась возможность негативной реакции общественности на готовый продукт.
Выводы. Использование зарубежного опыта развития субъектно-территориальной парадипломатии может значительно расширить потенциал международного сотрудничества регионов Российской Федерации. Ввиду этого необходимо тщательно изучать и адаптировать успешный опыт парадипломатии других стран, чтобы эффективно совершенствовать собственные механизмы международного сотрудничества на региональном уровне.
About the authors
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
Author for correspondence.
Email: vas_lisa019@mail.ru
ORCID iD: 0009-0000-4183-5838
студентка
Russian Federation, СамараReferences
- Зотов В.С. О необходимости совершенствования международных связей субъектов Российской Федерации // Вестник МГЛУ. Общественные науки. 2021. № 4(845). С. 64–75. EDN: XVWADY doi: 10.52070/2500-347X_2021_4_845_64
- Комлева В.В. Международное сотрудничество регионов России: институциональные основы и характерные модели // Россия: общество, политика, история. 2022. № 1(1). С. 10–34. EDN: JGKLGB
- Данные статистики внешней торговли субъектов Российской Федерации за 2021 г. [Internet]. В: Официальный сайт Федеральной таможенной службы Российской Федерации. Режим доступа: https://customs.gov.ru/folder/527 Дата обращения: 04.02.2024.
- Выступление Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова на 41-м заседании Совета глав субъектов Российской Федерации при МИД России, Москва, 20 ноября 2023 года [Internet]. В: Официальный сайт Министерства иностранных дел Российской Федерации. Режим доступа: https://mid.ru/ru/foreign_policy/news/1915892/ Дата обращения: 04.02.2024.
- Комлева В.В. Государственные стратегии региональной политики в условиях глобализации: опыт Японии // Социально-экономические явления и процессы. 2018. Т. 13, № 1. С. 5–13. EDN: YUNBNT
- Global free zones of the year 2023 awards–best zones overall [Internet]. В: fDi Intelligence. Режим доступа: https://www.fdiintelligence.com/content/rankings-and-awards/global-free-zones-of-the-year-2023-awards-best-zones-overall-83065 Дата обращения: 03.03.2024.
- Porto city identity [Internet]. В: Studio Eduardo Aires. Режим доступа: https://www.eduardoaires.com/studio/portfolio/porto-city-identity/. Дата обращения: 03.03.2024.
- City of melbourne identity system [Internet]. В: Only graphic design. Режим доступа: https://www.onlygraphicdesign.com/city-of-melbourne-branding-landor/. Дата обращения: 03.03.2024.
- Helsinki: branding the most functional city in the world [Internet]. В: Werklig. Режим доступа: https://werklig.com/success-stories/helsinki-branding-the-most-functional-city-in-the-world. Дата обращения: 03.03.2024.
Supplementary files
