Вовлеченность студентов СГЭУ в посещение лекций
- 作者: 1
-
隶属关系:
- Самарский государственный экономический университет
- 期: 卷 2 (2024)
- 页面: 284-285
- 栏目: ЧАСТЬ II. Социально-экономическое образование
- URL: https://gynecology.orscience.ru/osnk-sr2024/article/view/632062
- ID: 632062
如何引用文章
全文:
详细
Обоснование. Самарский государственный экономический университет (СГЭУ) — одно из немногих высших учебных учреждений в России, студенты которого учатся по балльно-рейтинговой системе оценивания (именуемой в дальнейшем БРСО). Суть состоит в следующем: в СГЭУ идет начисление баллов только за посещение семинаров, а посещение лекций никак не награждается и, по сути, является свободным. Следовательно, существует необходимость определения мотивов и установок студентов, не являющихся постоянными слушателями лекций, их отношения к БРСО и факторов непосещения.
Цель — выявить факторы, влияющие на непосещение лекций студентами СГЭУ.
Методы. Теоретико-методологический подход Пьера Бурдье [1] может быть полезным для описания непосещения лекций, потому что, изучив габитусы студентов и их позиции в обладании различными капиталами, можно будет сделать вывод о том, как они взаимосвязаны и как влияют на посещение лекций.
Объект — студенты СГЭУ очной формы обучения, 1–2-го курсов, так как именно на этих годах обучения в учебных программах присутствуют предметы, которые обязательны для изучения для всех студентов независимо от их направления. Предмет — вовлеченность студентов в посещение лекций.
Метод выделения объекта исследования — кейс-стади — исследование отдельного случая. Метод сбора данных — интернет-опрос. Метод анализа данных — корреляционный анализ.
Результаты. Корреляционный анализ между посещением лекций и наличием у студентов определенного рода капитала показал низкие результаты (табл. 1).
Таблица 1. Коэффициенты корреляции различных видов капиталов с посещением лекций
Виды капиталов | Образовательный | Социальный | Экономический |
Коэффициенты корреляции | 0,369 | 0,395 | 0,408 |
Однако из диаграмм распределения следует, что неработающие студенты посещают лекции чаще, чем работающие, и обучающиеся, которые обладают более низким образовательным и социальным капиталом, посещают лекционные занятия реже других.
Результаты по влиянию габитуса студентов на их вовлеченность в учебу на лекциях представляются более интересными (табл. 2).
Таблица 2. Коэффициенты корреляции показателей габитуса с посещением лекций
Виды диспозиций | Отношение к БРСО | Отношение к лекциям | Габитус по лекциям |
Коэффициенты корреляции | 0,131 | 0,338 | 0,761 |
Коэффициент корреляции отношения к БРСО с посещением показал самый низкий результат, в то время как габитус по лекциям, который складывался из отношения к ним и посещения в прошлом семестре, имеет самый высокий коэффициент корреляции среди всех анализируемых единиц.
Кроме того, у студентов было спрошено о причинах посещения или непосещения лекционных занятий. Результаты ответа на первый вопрос показали почти одинаковое влияние преподавателя — 34 %, необходимости для семинара — 34 % и мотива получения новых знаний — 27 %. Влияние БРСО на непосещение отметили только 28 %.
Выводы. Позиции студентов в распределении разного рода капиталов не влияют на посещение ими лекций, однако социальный портрет обучающегося, который не ходит на лекции, представляется таким: он или она тратит все силы на работу, имеет малый образовательный (учится по договору без скидки) и социальный капитал (нет друзей в университете).
БРСО не ставит посещение в зависимость — это видно по разного рода данным (и по корреляционному анализу, и сами респонденты отрицают влияние этой системы на их поведение).
Основным фактором непосещения является отношение к лекциям в совокупности с прошлыми практиками (которые и были сформированы первоначальным аттитюдом — студенты не придают важности лекциям). Это может быть вызвано тем, что из-за обязательности непрофильных дисциплин обучающиеся не понимают их полезности и актуальности — не зря они преподаются для всех студентов 1-го и 2-го курсов.
全文:
Обоснование. Самарский государственный экономический университет (СГЭУ) — одно из немногих высших учебных учреждений в России, студенты которого учатся по балльно-рейтинговой системе оценивания (именуемой в дальнейшем БРСО). Суть состоит в следующем: в СГЭУ идет начисление баллов только за посещение семинаров, а посещение лекций никак не награждается и, по сути, является свободным. Следовательно, существует необходимость определения мотивов и установок студентов, не являющихся постоянными слушателями лекций, их отношения к БРСО и факторов непосещения.
Цель — выявить факторы, влияющие на непосещение лекций студентами СГЭУ.
Методы. Теоретико-методологический подход Пьера Бурдье [1] может быть полезным для описания непосещения лекций, потому что, изучив габитусы студентов и их позиции в обладании различными капиталами, можно будет сделать вывод о том, как они взаимосвязаны и как влияют на посещение лекций.
Объект — студенты СГЭУ очной формы обучения, 1–2-го курсов, так как именно на этих годах обучения в учебных программах присутствуют предметы, которые обязательны для изучения для всех студентов независимо от их направления. Предмет — вовлеченность студентов в посещение лекций.
Метод выделения объекта исследования — кейс-стади — исследование отдельного случая. Метод сбора данных — интернет-опрос. Метод анализа данных — корреляционный анализ.
Результаты. Корреляционный анализ между посещением лекций и наличием у студентов определенного рода капитала показал низкие результаты (табл. 1).
Таблица 1. Коэффициенты корреляции различных видов капиталов с посещением лекций
Виды капиталов | Образовательный | Социальный | Экономический |
Коэффициенты корреляции | 0,369 | 0,395 | 0,408 |
Однако из диаграмм распределения следует, что неработающие студенты посещают лекции чаще, чем работающие, и обучающиеся, которые обладают более низким образовательным и социальным капиталом, посещают лекционные занятия реже других.
Результаты по влиянию габитуса студентов на их вовлеченность в учебу на лекциях представляются более интересными (табл. 2).
Таблица 2. Коэффициенты корреляции показателей габитуса с посещением лекций
Виды диспозиций | Отношение к БРСО | Отношение к лекциям | Габитус по лекциям |
Коэффициенты корреляции | 0,131 | 0,338 | 0,761 |
Коэффициент корреляции отношения к БРСО с посещением показал самый низкий результат, в то время как габитус по лекциям, который складывался из отношения к ним и посещения в прошлом семестре, имеет самый высокий коэффициент корреляции среди всех анализируемых единиц.
Кроме того, у студентов было спрошено о причинах посещения или непосещения лекционных занятий. Результаты ответа на первый вопрос показали почти одинаковое влияние преподавателя — 34 %, необходимости для семинара — 34 % и мотива получения новых знаний — 27 %. Влияние БРСО на непосещение отметили только 28 %.
Выводы. Позиции студентов в распределении разного рода капиталов не влияют на посещение ими лекций, однако социальный портрет обучающегося, который не ходит на лекции, представляется таким: он или она тратит все силы на работу, имеет малый образовательный (учится по договору без скидки) и социальный капитал (нет друзей в университете).
БРСО не ставит посещение в зависимость — это видно по разного рода данным (и по корреляционному анализу, и сами респонденты отрицают влияние этой системы на их поведение).
Основным фактором непосещения является отношение к лекциям в совокупности с прошлыми практиками (которые и были сформированы первоначальным аттитюдом — студенты не придают важности лекциям). Это может быть вызвано тем, что из-за обязательности непрофильных дисциплин обучающиеся не понимают их полезности и актуальности — не зря они преподаются для всех студентов 1-го и 2-го курсов.
作者简介
Самарский государственный экономический университет
编辑信件的主要联系方式.
Email: sany0nort@yandex.ru
студент, группа СП22о1, Институт менеджмента
俄罗斯联邦, Самара参考
- Рысакова П.И. Предмет социологии образования: концепции П. Бурдье // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2007. Т. 8, № 27. С. 131–136. EDN: KXBUBJ
补充文件
