Малый Иерусалим в Крыму: религиозные достопримечательности Евпатории

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Обоснование. Евпатория, расположенная на берегу Черного моря в Крыму, является одним из старейших городов полуострова. Здесь переплетается история нескольких конфессиональных общин, представленных различными течениями христианства (православными, католиками, протестантами, приверженцами армяно-григорианской церкви) и иудаизма (раввинистического и караимского толков), а также мусульманами-суннитами [1]. Это дало основание закрепить за исторической частью Евпатории наименование «Малого Иерусалима в Крыму» [2]. Современные авторы, в том числе самарские ученые, подчеркивают наличие у исследований по религиозной истории и краеведению давней традиции [3], просветительской направленности [4], научной актуальности [5], теоретической значимости [6]. Многочисленные публикации литературы и источников о городах Крыма, включая Евпаторию, подтверждают интерес к культовому зодчеству, содержат подробные описания его архитектурных памятников [7–10].

Цель — изучение основных конфессий Крыма, а также ознакомление с религиозными достопримечательностями Евпатории. Распространение различных религий в этом городе, их взаимосвязь подверглись рассмотрению на примере культовых сооружений, являющихся как памятниками архитектуры, так и духовными центрами этнических групп, составляющих местное многонациональное население.

Методы. Для достижения поставленной цели мы использовали сравнительно-исторический метод, а также общенаучные методы анализа и обобщения.

Результаты. Проведен анализ истории Евпатории, распространения в городе христианства, ислама и иудаизма, для чего выявлены, изучены и охарактеризованы религиозные достопримечательности города. В число важнейших памятников крымского «Малого Иерусалима», по нашим оценкам, входят следующие достопримечательности:

  • православный Свято-Николаевский собор, который считают «подобием Святой Софии в Константинополе», был построен русским архитектором Александром Осиповичем Бернардацци, уроженцем города Пятигорска и потомком выходцев из Швейцарии, в 1893–1899 гг. на месте храма, сильно пострадавшего во время Крымской войны 1853–1856 гг.;
  • мечеть Джума Хан Джами («Соборная ханская мечеть») была возведена в 1552–1562 гг. также по образцу Святой Софии, ставшей к тому времени мечетью в мусульманском Стамбуле, выдающимся турецким архитектором Хаджи Синаном;
  • еврейская синагога Егия Капай («Ремесленная») строилась в 1911–1912 гг. по проекту городского архитектора Адама Людвиговича Генриха, поляка по происхождению;
  • Большая и Малая кенассы (храмы) в Евпатории являются духовным центром российских караимов, они были возведены в 1805 и 1815 г. по проектам евпаторийских купцов, благотворителей, архитекторов Самуила и Соломона Бабовичей для своих единоверцев;
  • каменная армянская церковь Сурб-Никогайос («Святого Николая Чудотворца») была построена в 1810–1830-е гг. вместо более старого деревяного храма, точное время ее постройки и имя архитектора в источниках не сохранилось.

Представленный выше перечень не является полным. Исторический центр Евпатории включает и ряд других культовых зданий [2, 7].

Выводы. «Малый Иерусалим» в Евпатории представляет собой место, где сосредоточены религиозные достопримечательности различных конфессий. Здесь можно увидеть мечети, синагоги, кенассы и церкви, которые являются символами веры и духовности для жителей и гостей города. Эти религиозные сооружения не только служат молитвенными местами, но и являются архитектурными шедеврами и историческими памятниками. Каждая из них имеет свою уникальную архитектуру, убранство и историю, которые привлекают внимание туристов и паломников.

Полный текст

Обоснование. Евпатория, расположенная на берегу Черного моря в Крыму, является одним из старейших городов полуострова. Здесь переплетается история нескольких конфессиональных общин, представленных различными течениями христианства (православными, католиками, протестантами, приверженцами армяно-григорианской церкви) и иудаизма (раввинистического и караимского толков), а также мусульманами-суннитами [1]. Это дало основание закрепить за исторической частью Евпатории наименование «Малого Иерусалима в Крыму» [2]. Современные авторы, в том числе самарские ученые, подчеркивают наличие у исследований по религиозной истории и краеведению давней традиции [3], просветительской направленности [4], научной актуальности [5], теоретической значимости [6]. Многочисленные публикации литературы и источников о городах Крыма, включая Евпаторию, подтверждают интерес к культовому зодчеству, содержат подробные описания его архитектурных памятников [7–10].

Цель — изучение основных конфессий Крыма, а также ознакомление с религиозными достопримечательностями Евпатории. Распространение различных религий в этом городе, их взаимосвязь подверглись рассмотрению на примере культовых сооружений, являющихся как памятниками архитектуры, так и духовными центрами этнических групп, составляющих местное многонациональное население.

Методы. Для достижения поставленной цели мы использовали сравнительно-исторический метод, а также общенаучные методы анализа и обобщения.

Результаты. Проведен анализ истории Евпатории, распространения в городе христианства, ислама и иудаизма, для чего выявлены, изучены и охарактеризованы религиозные достопримечательности города. В число важнейших памятников крымского «Малого Иерусалима», по нашим оценкам, входят следующие достопримечательности:

  • православный Свято-Николаевский собор, который считают «подобием Святой Софии в Константинополе», был построен русским архитектором Александром Осиповичем Бернардацци, уроженцем города Пятигорска и потомком выходцев из Швейцарии, в 1893–1899 гг. на месте храма, сильно пострадавшего во время Крымской войны 1853–1856 гг.;
  • мечеть Джума Хан Джами («Соборная ханская мечеть») была возведена в 1552–1562 гг. также по образцу Святой Софии, ставшей к тому времени мечетью в мусульманском Стамбуле, выдающимся турецким архитектором Хаджи Синаном;
  • еврейская синагога Егия Капай («Ремесленная») строилась в 1911–1912 гг. по проекту городского архитектора Адама Людвиговича Генриха, поляка по происхождению;
  • Большая и Малая кенассы (храмы) в Евпатории являются духовным центром российских караимов, они были возведены в 1805 и 1815 г. по проектам евпаторийских купцов, благотворителей, архитекторов Самуила и Соломона Бабовичей для своих единоверцев;
  • каменная армянская церковь Сурб-Никогайос («Святого Николая Чудотворца») была построена в 1810–1830-е гг. вместо более старого деревяного храма, точное время ее постройки и имя архитектора в источниках не сохранилось.

Представленный выше перечень не является полным. Исторический центр Евпатории включает и ряд других культовых зданий [2, 7].

Выводы. «Малый Иерусалим» в Евпатории представляет собой место, где сосредоточены религиозные достопримечательности различных конфессий. Здесь можно увидеть мечети, синагоги, кенассы и церкви, которые являются символами веры и духовности для жителей и гостей города. Эти религиозные сооружения не только служат молитвенными местами, но и являются архитектурными шедеврами и историческими памятниками. Каждая из них имеет свою уникальную архитектуру, убранство и историю, которые привлекают внимание туристов и паломников.

×

Об авторах

Анна Николаевна Пугачева

Самарский государственный институт культуры

Автор, ответственный за переписку.
Email: anapugaceva074@gmail.com

студентка, группа БВ-222, факультет культурологии, социально-культурных и информационных технологий

Россия, Самара

Список литературы

  1. Прохоров Д.А. Этноконфессиональные общины // Российская империя и Крым: сб. статей. Симферополь: Издательский дом КФУ, 2020. С. 165–215.
  2. Шаповалов М.С. «Малый Иерусалим» в Евпатории как пример конструирования пространства // Святая земля в славяно-русской традиции: сб. статей по материалам ХI круглого стола. Москва: РГУ им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), 2021. Вып. 5. С. 57–62. EDN: EROOKL
  3. Артамонова Л.М. Церковное краеведение в дореволюционной самарской школе // Двадцать пятые Иоанновские чтения: материалы науч. конф. Самара: Научно-технический центр, 2020. С. 12–24. EDN: YLPPXH
  4. Артамонова Л.М. Участие студенческой молодежи в мероприятиях Самарского епархиального церковно-исторического музея и в изучении истории РПЦ // Музей как хранитель исторической памяти: сб. материалов науч. конф. Самара: Научно-технический центр, 2022. С. 57–66. EDN: VZCWUI
  5. Смирнов Ю.Н. Создание и начало деятельности Самарского епархиального комитета Православного миссионерского общества // Двадцать седьмые Иоанновские чтения: материалы науч. конф. Самара: Научно-технический центр, 2024. С. 28–50. EDN: KPHVKU
  6. Смирнов Ю.Н. Взаимодействие епархиального начальства с местной администрацией в новой Самарской губернии в 1850–1870-е годы: к вопросу о характере церковно-государственных отношений // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2024. Т. 23, № 1. С. 71–81. EDN: DMHVAU doi: 10.25205/1818-7919-2024-23-1-71-81
  7. Аджиева Л.С., Хорошко П.Г. Евпатория — экскурсионные ворота Крыма // Актуальные проблемы гуманитарных наук: труды II науч.-практ. конф. Евпатория: ИП Бровко А., 2016. С. 4–7.
  8. Гиргенс Г.Г., Козлов А.Е. Евпатория: очерк-путеводитель. Симферополь: Крым, 1969.
  9. Драчук В.С., Кара Я.Б., Челышев Ю.В. Керкинитида – Гезлев – Евпатория. Симферополь: Таврия, 1977.
  10. Казунин Ф.А., Ягупов В.Т. Евпатория: краткий путеводитель-справочник. Симферополь: Крым, 1966.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Пугачева А.Н., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.