Проблемы организации и проведения научно-исследовательской работы по литературе в старшей школе
- Authors: 1
-
Affiliations:
- Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
- Issue: Vol 2 (2024)
- Pages: 225-226
- Section: ЧАСТЬ II. Педагогика
- URL: https://gynecology.orscience.ru/osnk-sr2024/article/view/632269
- ID: 632269
Cite item
Full Text
Abstract
Обоснование. В школьной программе второго поколения ФГОС появилась новая дисциплина «Индивидуальный проект», разработанная для учащихся 10–11 классов общеобразовательных учреждений [7]. В связи с этим появились проблемы в организации и проведении научно-исследовательской работы учеников старшей школы. Мы можем выделить несколько методологических и методических проблем, связанных с дисциплиной «Индивидуальный проект»:
1) учителя знают о методике научно-исследовательской работы, но мало и/или нерегулярно используют эти методики в своей работе, вследствие чего проблемным остается вопрос о выстраивании образовательной стратегии для ученика;
2) в школе, как правило, отсутствует практика учебного сотрудничества преподавателя с учеником;
3) неспособность школьников самостоятельно изучить относительно большой объем информации в условиях отсутствия учебников и пособий по данному предмету [3, 4] и в условиях отсутствия у учителя достаточного времени на курирование работы.
Современные тренды в образовании предполагают возможность посмотреть на образовательный процесс не с точки зрения предполагаемых результатов, а с точки зрения возможного образовательного опыта обучающегося.
Технология LX-дизайна, ключевыми понятиями которой является эмпатия и ориентированность на пользователя, позволяет создавать такие условия, чтобы обучающийся достиг своих образовательных целей при взаимодействии с курсом [2, 6]. Поэтому мы предлагаем решать вышеописанные проблемы, применяя технологию проектирования образовательного опыта.
Цель — создание проекта учебно-методических рекомендаций. При этом конечным продуктом, имеющим практическую значимость, станет учебное пособие, адресованное ученикам старшей школы.
Методы. Методологической базой исследования является проектирование учебного опыта (LXD) — создание опыта обучения, что также включает в себя учебный дизайн (ID) — системный рефлективный, понятийный процесс, который преобразует принципы обучения в конкретные учебные действия, материалы и оценивание.
Основными методами исследования являются научное проектирование и моделирование образовательного опыта.
Результат. Создано учебное пособие по научно-исследовательской работе по литературе для учеников старшей школы (10–11 класс) общеобразовательных учреждений. Мы предлагаем новою логику конструирования учебного процесса в рамках данной дисциплины, с использованием новейших технологий обучения. LX-дизайн позволяет не просто создавать курс с монолитной теорией и большим объемом материала, а решить реальные проблемы в обучении, освоении курса.
При проектировании нашего учебного пособия по литературе мы старались опираться на пользовательский опыт (опыт обучения) детей, конструируя задания с учетом общедидактических принципов и новейших технологий обучения.
Мы никогда не оставляем ученика наедине с теорией, а буквально «за руку» ведем его по ступеням научно-исследовательской работы. При переходе к каждому новому «шагу» мы обращаемся к опыту обучающегося — к тому, что он (ученик) уже узнал в предыдущих «шагах». В каждом «шаге» у нас есть несколько блоков (здесь реализуется принцип микрообучения [5]). В блоке «Давай разбираться» мы помогаем ученику разобраться и усвоить теорию о научном исследовании, приводя примеры и подталкивая ребенка к размышлениям. В блоке «К чему мы пришли?» мы вместе с учеником делаем промежуточные выводы по «шагу» — помогаем «уложить» знание.
Используемые нами принципы LX-дизайна при создании учебника способствуют повышению результативности учебного процесса обучающихся. Ученики старшей школы, взаимодействуя с данным курсом, понимают, что наше учебное пособие по научно-исследовательской работе по литературе — это не очередной учебник с сухой теорией, а настоящий путеводитель, который поможет им достигнуть поставленной цели.
Выводы. Технологии проектирования образовательного опыта должны находиться в синтезе с понятиями о возрастной психологии и когнитивной нагрузке обучающихся [1], чтобы LXD-специалист мог сконструировать процесс обучения в соответствии с потребностями предполагаемой аудитории своего курса.
Full Text
Обоснование. В школьной программе второго поколения ФГОС появилась новая дисциплина «Индивидуальный проект», разработанная для учащихся 10–11 классов общеобразовательных учреждений [7]. В связи с этим появились проблемы в организации и проведении научно-исследовательской работы учеников старшей школы. Мы можем выделить несколько методологических и методических проблем, связанных с дисциплиной «Индивидуальный проект»:
1) учителя знают о методике научно-исследовательской работы, но мало и/или нерегулярно используют эти методики в своей работе, вследствие чего проблемным остается вопрос о выстраивании образовательной стратегии для ученика;
2) в школе, как правило, отсутствует практика учебного сотрудничества преподавателя с учеником;
3) неспособность школьников самостоятельно изучить относительно большой объем информации в условиях отсутствия учебников и пособий по данному предмету [3, 4] и в условиях отсутствия у учителя достаточного времени на курирование работы.
Современные тренды в образовании предполагают возможность посмотреть на образовательный процесс не с точки зрения предполагаемых результатов, а с точки зрения возможного образовательного опыта обучающегося.
Технология LX-дизайна, ключевыми понятиями которой является эмпатия и ориентированность на пользователя, позволяет создавать такие условия, чтобы обучающийся достиг своих образовательных целей при взаимодействии с курсом [2, 6]. Поэтому мы предлагаем решать вышеописанные проблемы, применяя технологию проектирования образовательного опыта.
Цель — создание проекта учебно-методических рекомендаций. При этом конечным продуктом, имеющим практическую значимость, станет учебное пособие, адресованное ученикам старшей школы.
Методы. Методологической базой исследования является проектирование учебного опыта (LXD) — создание опыта обучения, что также включает в себя учебный дизайн (ID) — системный рефлективный, понятийный процесс, который преобразует принципы обучения в конкретные учебные действия, материалы и оценивание.
Основными методами исследования являются научное проектирование и моделирование образовательного опыта.
Результат. Создано учебное пособие по научно-исследовательской работе по литературе для учеников старшей школы (10–11 класс) общеобразовательных учреждений. Мы предлагаем новою логику конструирования учебного процесса в рамках данной дисциплины, с использованием новейших технологий обучения. LX-дизайн позволяет не просто создавать курс с монолитной теорией и большим объемом материала, а решить реальные проблемы в обучении, освоении курса.
При проектировании нашего учебного пособия по литературе мы старались опираться на пользовательский опыт (опыт обучения) детей, конструируя задания с учетом общедидактических принципов и новейших технологий обучения.
Мы никогда не оставляем ученика наедине с теорией, а буквально «за руку» ведем его по ступеням научно-исследовательской работы. При переходе к каждому новому «шагу» мы обращаемся к опыту обучающегося — к тому, что он (ученик) уже узнал в предыдущих «шагах». В каждом «шаге» у нас есть несколько блоков (здесь реализуется принцип микрообучения [5]). В блоке «Давай разбираться» мы помогаем ученику разобраться и усвоить теорию о научном исследовании, приводя примеры и подталкивая ребенка к размышлениям. В блоке «К чему мы пришли?» мы вместе с учеником делаем промежуточные выводы по «шагу» — помогаем «уложить» знание.
Используемые нами принципы LX-дизайна при создании учебника способствуют повышению результативности учебного процесса обучающихся. Ученики старшей школы, взаимодействуя с данным курсом, понимают, что наше учебное пособие по научно-исследовательской работе по литературе — это не очередной учебник с сухой теорией, а настоящий путеводитель, который поможет им достигнуть поставленной цели.
Выводы. Технологии проектирования образовательного опыта должны находиться в синтезе с понятиями о возрастной психологии и когнитивной нагрузке обучающихся [1], чтобы LXD-специалист мог сконструировать процесс обучения в соответствии с потребностями предполагаемой аудитории своего курса.
About the authors
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
Author for correspondence.
Email: anastasiakostina169@gmail.com
студентка, группа 5302-440301D, факультет филологии и журналистики
Russian Federation, СамараReferences
- Дедов С.Г. Когнитивная нагрузка и педагогический дизайн // Актуальные исследования. 2021. № 236(63). С. 83–85. EDN: GYMHUR
- Дизайн учебного опыта (Learning Experience Design — LX). Что это такое и как это повлияет на профессию педагогического дизайнера? [Internet]. В: Level. Режим доступа: https://levellab.ru/blog/LX. Дата обращения: 28.07.2024.
- Мангер Т.Э., Белова Е.А. Опыт организации предмета «Индивидуальный проект» в старшей школе // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2022. Т. 27, № 3. С. 655–663. EDN: JMHKDJ doi: 10.20310/1810-0201-2022-27-3-655-663
- Милейко Н.С. Специфика тьюторского сопровождения проектно-исследовательской деятельности в старших классах: из опыта работы. В кн.: XX Масловские чтения: филология и филологическое образование в региональном аспекте: сборник научных статей / под ред. Н.А. Шевченко. Мурманск: Мурманский арктический государственный университет, 2022. С. 108–113. EDN: RLOVWS
- Саркисян Р. Проектирование электронного курса в СДО MOODLE с опорой на принципы LX-дизайна (на примере курса русского языка, разработанного для студентов АГЭУ) // Вестник Армянского государственного экономического университета. 2021. № 3. С. 201–216. EDN: PEJVZD doi: 10.52174/1829-0280_2022.3-20
- Смыслова С. Проектирование образовательного опыта. Москва: Универсальный Университет, 2022. 320 с.
- Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования».
Supplementary files
