Проблемы организации и проведения научно-исследовательской работы по литературе в старшей школе

Cover Page
  • Authors: 1
  • Affiliations:
    1. Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
  • Issue: Vol 2 (2024)
  • Pages: 225-226
  • Section: ЧАСТЬ II. Педагогика
  • URL: https://gynecology.orscience.ru/osnk-sr2024/article/view/632269
  • ID: 632269

Cite item

Full Text

Abstract

Обоснование. В школьной программе второго поколения ФГОС появилась новая дисциплина «Индивидуальный проект», разработанная для учащихся 10–11 классов общеобразовательных учреждений [7]. В связи с этим появились проблемы в организации и проведении научно-исследовательской работы учеников старшей школы. Мы можем выделить несколько методологических и методических проблем, связанных с дисциплиной «Индивидуальный проект»:

1) учителя знают о методике научно-исследовательской работы, но мало и/или нерегулярно используют эти методики в своей работе, вследствие чего проблемным остается вопрос о выстраивании образовательной стратегии для ученика;

2) в школе, как правило, отсутствует практика учебного сотрудничества преподавателя с учеником;

3) неспособность школьников самостоятельно изучить относительно большой объем информации в условиях отсутствия учебников и пособий по данному предмету [3, 4] и в условиях отсутствия у учителя достаточного времени на курирование работы.

Современные тренды в образовании предполагают возможность посмотреть на образовательный процесс не с точки зрения предполагаемых результатов, а с точки зрения возможного образовательного опыта обучающегося.

Технология LX-дизайна, ключевыми понятиями которой является эмпатия и ориентированность на пользователя, позволяет создавать такие условия, чтобы обучающийся достиг своих образовательных целей при взаимодействии с курсом [2, 6]. Поэтому мы предлагаем решать вышеописанные проблемы, применяя технологию проектирования образовательного опыта.

Цель — создание проекта учебно-методических рекомендаций. При этом конечным продуктом, имеющим практическую значимость, станет учебное пособие, адресованное ученикам старшей школы.

Методы. Методологической базой исследования является проектирование учебного опыта (LXD) — создание опыта обучения, что также включает в себя учебный дизайн (ID) — системный рефлективный, понятийный процесс, который преобразует принципы обучения в конкретные учебные действия, материалы и оценивание.

Основными методами исследования являются научное проектирование и моделирование образовательного опыта.

Результат. Создано учебное пособие по научно-исследовательской работе по литературе для учеников старшей школы (10–11 класс) общеобразовательных учреждений. Мы предлагаем новою логику конструирования учебного процесса в рамках данной дисциплины, с использованием новейших технологий обучения. LX-дизайн позволяет не просто создавать курс с монолитной теорией и большим объемом материала, а решить реальные проблемы в обучении, освоении курса.

При проектировании нашего учебного пособия по литературе мы старались опираться на пользовательский опыт (опыт обучения) детей, конструируя задания с учетом общедидактических принципов и новейших технологий обучения.

Мы никогда не оставляем ученика наедине с теорией, а буквально «за руку» ведем его по ступеням научно-исследовательской работы. При переходе к каждому новому «шагу» мы обращаемся к опыту обучающегося — к тому, что он (ученик) уже узнал в предыдущих «шагах». В каждом «шаге» у нас есть несколько блоков (здесь реализуется принцип микрообучения [5]). В блоке «Давай разбираться» мы помогаем ученику разобраться и усвоить теорию о научном исследовании, приводя примеры и подталкивая ребенка к размышлениям. В блоке «К чему мы пришли?» мы вместе с учеником делаем промежуточные выводы по «шагу» — помогаем «уложить» знание.

Используемые нами принципы LX-дизайна при создании учебника способствуют повышению результативности учебного процесса обучающихся. Ученики старшей школы, взаимодействуя с данным курсом, понимают, что наше учебное пособие по научно-исследовательской работе по литературе — это не очередной учебник с сухой теорией, а настоящий путеводитель, который поможет им достигнуть поставленной цели.

Выводы. Технологии проектирования образовательного опыта должны находиться в синтезе с понятиями о возрастной психологии и когнитивной нагрузке обучающихся [1], чтобы LXD-специалист мог сконструировать процесс обучения в соответствии с потребностями предполагаемой аудитории своего курса.

Full Text

Обоснование. В школьной программе второго поколения ФГОС появилась новая дисциплина «Индивидуальный проект», разработанная для учащихся 10–11 классов общеобразовательных учреждений [7]. В связи с этим появились проблемы в организации и проведении научно-исследовательской работы учеников старшей школы. Мы можем выделить несколько методологических и методических проблем, связанных с дисциплиной «Индивидуальный проект»:

1) учителя знают о методике научно-исследовательской работы, но мало и/или нерегулярно используют эти методики в своей работе, вследствие чего проблемным остается вопрос о выстраивании образовательной стратегии для ученика;

2) в школе, как правило, отсутствует практика учебного сотрудничества преподавателя с учеником;

3) неспособность школьников самостоятельно изучить относительно большой объем информации в условиях отсутствия учебников и пособий по данному предмету [3, 4] и в условиях отсутствия у учителя достаточного времени на курирование работы.

Современные тренды в образовании предполагают возможность посмотреть на образовательный процесс не с точки зрения предполагаемых результатов, а с точки зрения возможного образовательного опыта обучающегося.

Технология LX-дизайна, ключевыми понятиями которой является эмпатия и ориентированность на пользователя, позволяет создавать такие условия, чтобы обучающийся достиг своих образовательных целей при взаимодействии с курсом [2, 6]. Поэтому мы предлагаем решать вышеописанные проблемы, применяя технологию проектирования образовательного опыта.

Цель — создание проекта учебно-методических рекомендаций. При этом конечным продуктом, имеющим практическую значимость, станет учебное пособие, адресованное ученикам старшей школы.

Методы. Методологической базой исследования является проектирование учебного опыта (LXD) — создание опыта обучения, что также включает в себя учебный дизайн (ID) — системный рефлективный, понятийный процесс, который преобразует принципы обучения в конкретные учебные действия, материалы и оценивание.

Основными методами исследования являются научное проектирование и моделирование образовательного опыта.

Результат. Создано учебное пособие по научно-исследовательской работе по литературе для учеников старшей школы (10–11 класс) общеобразовательных учреждений. Мы предлагаем новою логику конструирования учебного процесса в рамках данной дисциплины, с использованием новейших технологий обучения. LX-дизайн позволяет не просто создавать курс с монолитной теорией и большим объемом материала, а решить реальные проблемы в обучении, освоении курса.

При проектировании нашего учебного пособия по литературе мы старались опираться на пользовательский опыт (опыт обучения) детей, конструируя задания с учетом общедидактических принципов и новейших технологий обучения.

Мы никогда не оставляем ученика наедине с теорией, а буквально «за руку» ведем его по ступеням научно-исследовательской работы. При переходе к каждому новому «шагу» мы обращаемся к опыту обучающегося — к тому, что он (ученик) уже узнал в предыдущих «шагах». В каждом «шаге» у нас есть несколько блоков (здесь реализуется принцип микрообучения [5]). В блоке «Давай разбираться» мы помогаем ученику разобраться и усвоить теорию о научном исследовании, приводя примеры и подталкивая ребенка к размышлениям. В блоке «К чему мы пришли?» мы вместе с учеником делаем промежуточные выводы по «шагу» — помогаем «уложить» знание.

Используемые нами принципы LX-дизайна при создании учебника способствуют повышению результативности учебного процесса обучающихся. Ученики старшей школы, взаимодействуя с данным курсом, понимают, что наше учебное пособие по научно-исследовательской работе по литературе — это не очередной учебник с сухой теорией, а настоящий путеводитель, который поможет им достигнуть поставленной цели.

Выводы. Технологии проектирования образовательного опыта должны находиться в синтезе с понятиями о возрастной психологии и когнитивной нагрузке обучающихся [1], чтобы LXD-специалист мог сконструировать процесс обучения в соответствии с потребностями предполагаемой аудитории своего курса.

×

About the authors

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Author for correspondence.
Email: anastasiakostina169@gmail.com

студентка, группа 5302-440301D, факультет филологии и журналистики

Russian Federation, Самара

References

  1. Дедов С.Г. Когнитивная нагрузка и педагогический дизайн // Актуальные исследования. 2021. № 236(63). С. 83–85. EDN: GYMHUR
  2. Дизайн учебного опыта (Learning Experience Design — LX). Что это такое и как это повлияет на профессию педагогического дизайнера? [Internet]. В: Level. Режим доступа: https://levellab.ru/blog/LX. Дата обращения: 28.07.2024.
  3. Мангер Т.Э., Белова Е.А. Опыт организации предмета «Индивидуальный проект» в старшей школе // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2022. Т. 27, № 3. С. 655–663. EDN: JMHKDJ doi: 10.20310/1810-0201-2022-27-3-655-663
  4. Милейко Н.С. Специфика тьюторского сопровождения проектно-исследовательской деятельности в старших классах: из опыта работы. В кн.: XX Масловские чтения: филология и филологическое образование в региональном аспекте: сборник научных статей / под ред. Н.А. Шевченко. Мурманск: Мурманский арктический государственный университет, 2022. С. 108–113. EDN: RLOVWS
  5. Саркисян Р. Проектирование электронного курса в СДО MOODLE с опорой на принципы LX-дизайна (на примере курса русского языка, разработанного для студентов АГЭУ) // Вестник Армянского государственного экономического университета. 2021. № 3. С. 201–216. EDN: PEJVZD doi: 10.52174/1829-0280_2022.3-20
  6. Смыслова С. Проектирование образовательного опыта. Москва: Универсальный Университет, 2022. 320 с.
  7. Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования».

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2024 Костина А.С.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.