Адаптация выпускников транспортного вуза к инженерной деятельности

Cover Page
  • Authors: 1
  • Affiliations:
    1. Самарский государственный университет путей сообщения
  • Issue: Vol 2 (2024)
  • Pages: 315-316
  • Section: ЧАСТЬ II. Психология профессиональной деятельности
  • URL: https://gynecology.orscience.ru/osnk-sr2024/article/view/632331
  • ID: 632331

Cite item

Full Text

Abstract

Обоснование. Современная система образования устроена так, чтобы передать будущему специалисту не только теоретические знания, но и научить его коммуникации в обществе, подготовить человека с определенным мировоззрением и системой устоявшихся жизненных ценностей и установок. Однако требования к пришедшему на работу специалисту формируются вне системы образования. Они обусловлены общими социальными, экономическими, социокультурными факторами. Отсюда вытекает необходимость подготовить выпускников вузов к данным довольно быстроменяющимся факторам, чтобы избежать болезненного восприятия стрессовых ситуаций молодыми специалистами.

Цель — провести анализ процесса подготовки студентов к профессиональной деятельности и выявить пробелы, препятствующие стабильной адаптации.

Методы. Среди выпускников университета СамГУПС был проведен опрос, в котором приняли участие 50 человек. Основная цель — выявить, с какими трудностями столкнулись молодые специалисты во время адаптации на рабочем месте, и проанализировать их причины.

Результаты. Очень важным фактором является уровень профессиональных компетенций. Многие пришедшие на работу специалисты не чувствуют уверенности в себе именно за счет недостаточной профессиональной подготовки, а также из-за недопонимания особенностей инженерной профессии.

Кроме того, молодому специалисту необходимо иметь навыки работы в команде и коммуникации со своими коллегами, общение с которыми предоставляет возможность учиться на опыте других, обмениваться и получать необходимые знания. Коллективная работа способствует более эффективному выполнению рабочих задач, так как разделение обязанностей и совместное усилие членов команды позволяют достигать целей более быстро и эффективно.

По итогам опроса было выявлено, что 64 % из общего числа опрошенных столкнулись с трудностями в первое время работы. 38 % переживали трудности в общении с коллегами, 30 % чувствовали себя изолированными и неуверенными в своих способностях, 8 % испытывали сложности в адаптации к новой команде (рис. 1).

 

Рис. 1. Итог опроса: «Как вы чувствовали себя в коллективе на новом рабочем месте?»

 

Кроме того, было выявлено, что 68 % опрошенных хорошо оценивают уровень подготовки выпускников для выполнения инженерных задач, однако у 46 % довольно часто возникают трудности с применением теоретических задач на практике. Из всего числа опрошенных только 22 % остались полностью удовлетворены процессом поддержки молодых специалистов на новом рабочем месте, 42 % считают, что могло быть лучше, 30 % были оставлены наедине со своими проблемами, а 6 % вовсе не получили никакой поддержки от руководства и коллег. На вопрос: «Какие изменения в программе вуза вы бы предложили для лучшей подготовки к инженерной деятельности?» — 40 % ответили, что нужно обновить программу обучения с учетом современных технологий и требований рынка труда, 22 % считают важным акцентировать внимание на развитии профессиональных навыков, другие 22 % добавили бы больше практических занятий и стажировок, а 16 % хотели бы улучшить систему поддержки выпускников на первом рабочем месте (рис. 2).

 

Рис. 2. Итог опроса: «Какие изменения в учебной программе вуза вы бы предложили для лучшей подготовки к инженерной деятельности?»

 

Выводы. Для улучшения процесса адаптации молодых специалистов предлагается еще на образовательном этапе приблизить процесс обучения к условиям профессиональной деятельности. В этом может помочь создание так называемых научно-образовательных центров на базе университета, где студенты смогут совместно решать реальные инженерные кейсы, тренировать свое творческое и критическое мышление, коммуницировать с другими обучающимися, а также встречаться со специалистами, которые будут делиться своим опытом и наставлениями в профессиональной сфере. Участие в реальных проектах и кейсах поможет студентам лучше понять специфику инженерной деятельности, научиться работать в условиях ограниченных ресурсов и сроков, а также развить профессиональные навыки, необходимые для успешной карьеры.

Full Text

Обоснование. Современная система образования устроена так, чтобы передать будущему специалисту не только теоретические знания, но и научить его коммуникации в обществе, подготовить человека с определенным мировоззрением и системой устоявшихся жизненных ценностей и установок. Однако требования к пришедшему на работу специалисту формируются вне системы образования. Они обусловлены общими социальными, экономическими, социокультурными факторами. Отсюда вытекает необходимость подготовить выпускников вузов к данным довольно быстроменяющимся факторам, чтобы избежать болезненного восприятия стрессовых ситуаций молодыми специалистами.

Цель — провести анализ процесса подготовки студентов к профессиональной деятельности и выявить пробелы, препятствующие стабильной адаптации.

Методы. Среди выпускников университета СамГУПС был проведен опрос, в котором приняли участие 50 человек. Основная цель — выявить, с какими трудностями столкнулись молодые специалисты во время адаптации на рабочем месте, и проанализировать их причины.

Результаты. Очень важным фактором является уровень профессиональных компетенций. Многие пришедшие на работу специалисты не чувствуют уверенности в себе именно за счет недостаточной профессиональной подготовки, а также из-за недопонимания особенностей инженерной профессии.

Кроме того, молодому специалисту необходимо иметь навыки работы в команде и коммуникации со своими коллегами, общение с которыми предоставляет возможность учиться на опыте других, обмениваться и получать необходимые знания. Коллективная работа способствует более эффективному выполнению рабочих задач, так как разделение обязанностей и совместное усилие членов команды позволяют достигать целей более быстро и эффективно.

По итогам опроса было выявлено, что 64 % из общего числа опрошенных столкнулись с трудностями в первое время работы. 38 % переживали трудности в общении с коллегами, 30 % чувствовали себя изолированными и неуверенными в своих способностях, 8 % испытывали сложности в адаптации к новой команде (рис. 1).

 

 

Рис. 1. Итог опроса: «Как вы чувствовали себя в коллективе на новом рабочем месте?»

 

Кроме того, было выявлено, что 68 % опрошенных хорошо оценивают уровень подготовки выпускников для выполнения инженерных задач, однако у 46 % довольно часто возникают трудности с применением теоретических задач на практике. Из всего числа опрошенных только 22 % остались полностью удовлетворены процессом поддержки молодых специалистов на новом рабочем месте, 42 % считают, что могло быть лучше, 30 % были оставлены наедине со своими проблемами, а 6 % вовсе не получили никакой поддержки от руководства и коллег. На вопрос: «Какие изменения в программе вуза вы бы предложили для лучшей подготовки к инженерной деятельности?» — 40 % ответили, что нужно обновить программу обучения с учетом современных технологий и требований рынка труда, 22 % считают важным акцентировать внимание на развитии профессиональных навыков, другие 22 % добавили бы больше практических занятий и стажировок, а 16 % хотели бы улучшить систему поддержки выпускников на первом рабочем месте (рис. 2).

 

Рис. 2. Итог опроса: «Какие изменения в учебной программе вуза вы бы предложили для лучшей подготовки к инженерной деятельности?»

 

Выводы. Для улучшения процесса адаптации молодых специалистов предлагается еще на образовательном этапе приблизить процесс обучения к условиям профессиональной деятельности. В этом может помочь создание так называемых научно-образовательных центров на базе университета, где студенты смогут совместно решать реальные инженерные кейсы, тренировать свое творческое и критическое мышление, коммуницировать с другими обучающимися, а также встречаться со специалистами, которые будут делиться своим опытом и наставлениями в профессиональной сфере. Участие в реальных проектах и кейсах поможет студентам лучше понять специфику инженерной деятельности, научиться работать в условиях ограниченных ресурсов и сроков, а также развить профессиональные навыки, необходимые для успешной карьеры.

×

About the authors

Самарский государственный университет путей сообщения

Author for correspondence.
Email: polagutina2016@mail.ru

студентка, группа СЖД-12

Russian Federation, Самара

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Рисунки к "Адаптация студентов тр.вуза к инж.деятельности"
Download (118KB)
3. Рис. 1. Итог опроса: «Как вы чувствовали себя в коллективе на новом рабочем месте?»

Download (97KB)
4. Рис. 2. Итог опроса: «Какие изменения в учебной программе вуза вы бы предложили для лучшей подготовки к инженерной деятельности?»

Download (129KB)

Copyright (c) 2024 Полагутина Ю.А.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.