Музейный экспонат как артефакт наследия и объект коммуникации в пространстве современной культуры
- 作者: 1
-
隶属关系:
- Самарский государственный институт культуры
- 期: 卷 2 (2024)
- 页面: 267-268
- 栏目: ЧАСТЬ II. Теория и история культуры
- URL: https://gynecology.orscience.ru/osnk-sr2024/article/view/632366
- ID: 632366
如何引用文章
全文:
详细
Обоснование. В современном мире музейный экспонат становится не просто объектом сохранения и изучения прошлого, а важным инструментом, способствующим диалогу и пониманию между различными культурами и поколениями людей. В этой работе рассматривается музейный экспонат как уникальный артефакт, отражающий наследие прошлого, а также как объект коммуникации и взаимодействия в контексте современной культуры.
Цель — изучить и обосновать теоретические позиции и креативные возможности музейных артефактов в ретрансляции памяти и визуализации наследия.
Данная тема нашла свое отражение в работах ряда исследователей [1–6].
Методы. Используются методы систематизации и сравнительно-историографического анализа в контексте культурологического подхода в рассмотрении изучаемых артефактов.
Результаты. Общий вектор дискуссий о музейном экспонате сводится к усилению статуса самого экспонируемого артефакта наследия. Исследователи в целом подчеркивают необходимость перехода к новым коммуникативным стратегиям при разработке моделей визуализации наследия через новое прочтение музейного экспоната.
Важно отличать музейный экспонат от музейного предмета. В «Словаре музейных терминов» дается следующее определение экспоната: «предмет, выставленный для обозрения в экспозиции; является элементарной структурной единицей экспозиции; составляет основу музейной коммуникации» [5]. То есть экспонатом мы можем называть музейный предмет, включенный в структуру коммуникации.
Музейный экспонат может позиционироваться как артефакт наследия. «Исторические артефакты выражают несколько последовательных ракурсов меморативной информации:
- пред-история вещи (необходимость);
- возникновение вещи (пред-назначение);
- самость (назначение, функциональность, актуальное использование, т. е. собственно «жизнь» вещи, ее событийность);
- позициональность (ее отношение к другим вещам (людям), социальная вовлеченность);
- распад;
- утрата («смерть» вещи);
- исчезновение или консервация;
- открытие или ее архивация;
- возрождение вещи, т. е. включение ее в современный социокультурный контекст;
- новая жизнь вещи в качестве меморативного объекта культурного наследия» [2].
Данная теоретическая модель находит свое отражение в культурных практиках. Одна из таких практик была представлена через семейный артефакт — гобелен “Дух Армении”, изготовленный Анной Бахтамян-Иоаннесян (1908). Прошлое коврового полотна «Дух Армении» стало предметом современного творчества, социокультурного проектирования и научной интеграции гуманитарного сообщества Самары. В ноябре 2017 г. в рамках «Дней Армении в Российской Федерации» был организован большой международный научно-практический форум «Армения: притяжение культуры» и другие культурные мероприятия. Также была выпущена монография В.И. Ионесова «Память вещи: «Дух Армении» в образах и сюжетах забытого артефакта» (2021).
Таким образом, артефакт «Дух Армении» как меморативный экспонат стал не только предметом научного поиска, но и генератором современных креативных практик. Оказалось, что память вещи способна быть информативным источником для визуализации памяти.
Музейный экспонат также позиционируется как объект коммуникации. О.С. Сапанжа пишет: «Процесс общения музея и посетителя приобрел более индивидуальный характер — прошлое представляется субъекту музейной коммуникации не путем прямого насаждения включенных в экспозицию идей, а посредством личностного эмоционального переживания и восприятия субъектом музейного диалога» [3].
Зарубежный музеолог Н. Саймон в своей работе [4] предлагает концепцию экспоната как «социального объекта» в рамках партисипаторного музея. Под социальным объектом понимается экспонат или иная часть коллекции партисипаторного музея, вокруг или по поводу которого организованно или стихийно разворачивается социальное взаимодействие.
Экспонат становится социальным объектом при наличии в нем социального смысла. Социальный смысл приобретает тот предмет, который способен побудить посетителя к собственному «переживанию», воспоминаниям, а также способствует установлению связей между людьми [6].
Выводы. Музейный экспонат есть предметное воплощение культурной памяти, но экспонат нужно разговорить с помощью современного культурологического инструментария. Тогда в музейном экспонате не только сохраняется прошлое, но оно обретает статус наследия и открывает новые возможности интерпретации и включения в современность. При этом музейный экспонат включается в современность через диалог с посетителем. Необходимо формировать новую среду коммуникации и эффективные практики коммеморации. В этом процессе важна история предмета, память, которую он транслирует. Следует представлять артефакт наследия так, чтобы он «вещал» и находил отклик в мыслях людей, заставляя их задуматься не только об истории, но и о современной жизни.
全文:
Обоснование. В современном мире музейный экспонат становится не просто объектом сохранения и изучения прошлого, а важным инструментом, способствующим диалогу и пониманию между различными культурами и поколениями людей. В этой работе рассматривается музейный экспонат как уникальный артефакт, отражающий наследие прошлого, а также как объект коммуникации и взаимодействия в контексте современной культуры.
Цель — изучить и обосновать теоретические позиции и креативные возможности музейных артефактов в ретрансляции памяти и визуализации наследия.
Данная тема нашла свое отражение в работах ряда исследователей [1–6].
Методы. Используются методы систематизации и сравнительно-историографического анализа в контексте культурологического подхода в рассмотрении изучаемых артефактов.
Результаты. Общий вектор дискуссий о музейном экспонате сводится к усилению статуса самого экспонируемого артефакта наследия. Исследователи в целом подчеркивают необходимость перехода к новым коммуникативным стратегиям при разработке моделей визуализации наследия через новое прочтение музейного экспоната.
Важно отличать музейный экспонат от музейного предмета. В «Словаре музейных терминов» дается следующее определение экспоната: «предмет, выставленный для обозрения в экспозиции; является элементарной структурной единицей экспозиции; составляет основу музейной коммуникации» [5]. То есть экспонатом мы можем называть музейный предмет, включенный в структуру коммуникации.
Музейный экспонат может позиционироваться как артефакт наследия. «Исторические артефакты выражают несколько последовательных ракурсов меморативной информации:
- пред-история вещи (необходимость);
- возникновение вещи (пред-назначение);
- самость (назначение, функциональность, актуальное использование, т. е. собственно «жизнь» вещи, ее событийность);
- позициональность (ее отношение к другим вещам (людям), социальная вовлеченность);
- распад;
- утрата («смерть» вещи);
- исчезновение или консервация;
- открытие или ее архивация;
- возрождение вещи, т. е. включение ее в современный социокультурный контекст;
- новая жизнь вещи в качестве меморативного объекта культурного наследия» [2].
Данная теоретическая модель находит свое отражение в культурных практиках. Одна из таких практик была представлена через семейный артефакт — гобелен “Дух Армении”, изготовленный Анной Бахтамян-Иоаннесян (1908). Прошлое коврового полотна «Дух Армении» стало предметом современного творчества, социокультурного проектирования и научной интеграции гуманитарного сообщества Самары. В ноябре 2017 г. в рамках «Дней Армении в Российской Федерации» был организован большой международный научно-практический форум «Армения: притяжение культуры» и другие культурные мероприятия. Также была выпущена монография В.И. Ионесова «Память вещи: «Дух Армении» в образах и сюжетах забытого артефакта» (2021).
Таким образом, артефакт «Дух Армении» как меморативный экспонат стал не только предметом научного поиска, но и генератором современных креативных практик. Оказалось, что память вещи способна быть информативным источником для визуализации памяти.
Музейный экспонат также позиционируется как объект коммуникации. О.С. Сапанжа пишет: «Процесс общения музея и посетителя приобрел более индивидуальный характер — прошлое представляется субъекту музейной коммуникации не путем прямого насаждения включенных в экспозицию идей, а посредством личностного эмоционального переживания и восприятия субъектом музейного диалога» [3].
Зарубежный музеолог Н. Саймон в своей работе [4] предлагает концепцию экспоната как «социального объекта» в рамках партисипаторного музея. Под социальным объектом понимается экспонат или иная часть коллекции партисипаторного музея, вокруг или по поводу которого организованно или стихийно разворачивается социальное взаимодействие.
Экспонат становится социальным объектом при наличии в нем социального смысла. Социальный смысл приобретает тот предмет, который способен побудить посетителя к собственному «переживанию», воспоминаниям, а также способствует установлению связей между людьми [6].
Выводы. Музейный экспонат есть предметное воплощение культурной памяти, но экспонат нужно разговорить с помощью современного культурологического инструментария. Тогда в музейном экспонате не только сохраняется прошлое, но оно обретает статус наследия и открывает новые возможности интерпретации и включения в современность. При этом музейный экспонат включается в современность через диалог с посетителем. Необходимо формировать новую среду коммуникации и эффективные практики коммеморации. В этом процессе важна история предмета, память, которую он транслирует. Следует представлять артефакт наследия так, чтобы он «вещал» и находил отклик в мыслях людей, заставляя их задуматься не только об истории, но и о современной жизни.
作者简介
Самарский государственный институт культуры
编辑信件的主要联系方式.
Email: klim0vaaleksandra@yandex.ru
студентка
俄罗斯联邦, Самара参考
- Ионесов А.И., Ионесов В.И. Музей как миротворчество: способны ли артефакты культуры нас примирить? // Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 19(374). С. 75–81. EDN: VHLZLT
- Ионесов В.И. Всемирное наследие в дискурсе культурно-антропологического знания. В кн.: Наследие и гуманизм: культурная антропология на службе человечества. Материалы Международной научной конференции: посвящается 100-летию и памяти Анны Хоэнварт-Герлахштайн. Самара, СГИК, 2010. С. 58–87. EDN: VTNYHF
- Сапанжа О.С. Развитие представлений о музейной коммуникации // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2009. № 103. С. 245–252. EDN: KHNUBX
- Саймон Н. Партиципаторный музей. Москва: Ад Маргинем Пресс (Garage Pro), 2017. 368 с.
- Словарь музейных терминов: сборник научных трудов. Москва. ГЦМСИР, 2010. 232 с.
- Смирнов А.В. Социальный объект: музейный предмет в партиципаторном музее // Вестник СПбГИК. 2021. № 1(46). С. 126–132. EDN: CUPPUN doi: 10.30725/2619-0303-2021-1-126-132
补充文件
