Тур Хейердал и Самара: уроки личностного подвижничества в культуре

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

Обоснование. Тур Хейердал (1914–2002) — известный этнограф, археолог, путешественник и писатель, родом из Норвегии. В 1964 году он был удостоен звания и почетного члена Русского Географического общества. В 2000 году Самарское культурологическое общество «Артефакт — культурное разнообразие» (СКО-АКР) разработала проект «Человек культуры мира» [1-2]. Этот проект позволил объединить самарских культурологов с выдающими деятелями культуры с помощью диалога. Собеседникам предлагалось ответить на вопросы: В чем смысл культуры? Что может спасти культуру в XXI веке? Что значит культура мира и ненасилия? В настоящее время остается актуальным проблема связи времен, диалога культур и людей разных профессий, конфессий и стилей жизни.

Цель — изучить и обосновать опыт успешной культурной практики народной дипломатии, а также показать образцы личностного подвижничества в культуре.

Методы. Используются следующие методы: биографический, сравнительно-исторический анализ, культурологический подход.

Результат. Тур Хейердал прославился рядом уникальных экспедиций [3]. Известны его экспедиции на Маркизские острова, на острова Полинезии из Перу на бальсовом плоту, на острова Барбадос с российским врачом Юрием Сенкевичем. Известны его археологические раскопки в низовьях Дона и на Кавказе недалеко от Азовского моря, где Хейердал нашел следы викингов. Он написал множество книг о своих путешествиях. Среди самых известных «Путешествие на Кон-Тики», «Аку-Аку», «Фату-Хива» и др.

Что же связывает Тура Хейердала с Самарой? В 1994 году было учреждено Самарское культурологическое общество «Артефакт — культурное разнообразие». Запустив международный проект «Человек культуры мира» (ЧКМ), самарские культурологии, во главе с основателем и председателем СКО-АКР В.И. Ионесовым, стремились установить диалог с выдающимися современными деятелями науки, образования и искусства с целью получить ответы на насущные вопросы жизнеспособности культуры в эпоху перемен. Собранные материалы представляют обширную коллекцию поучительных образцов философии ненасилия, толерантности и миротворчества в культурном разнообразии человечества [1].

В 2000 году одним из собеседников самарских культурологов стал Тур Хейердал. Он, несмотря на свой возраст, свою занятость и болезнь, не оставил адресованное ему письмо из Самары без ответа. Стало ясно, что человек, который объездил весь мир и для которого вся планета Земля воспринималась как один родной дом, воспринял и своих незнакомых самарских коллег как родных. Это наводит на мысль, что, тот, кто по-настоящему и на деле сопричастен ко всему человечеству, всегда проявляет отзывчивость. 14 декабря в 2000 года пришло письмо от Тура Хейердала в Россию, на имя Владимир Ивановича Ионесова, адресованное Самарскому культурологическому обществу «Артефакт — культурное разнообразие».

Вот что он написал: «На ваш вопрос, в чем состоит сокровенный смысл культуры, я бы ответил так. В основе культуры лежит культивирование способности человека и человечества думать с помощью слов, осваивать природу, обустраивать мир и приводить в гармонию жизнь на Земле. Что может спасти культуру в XXI веке? Полагаю, что всемирное соглашение по эффективному применению закона, запрещающего любой нации отправлять оружие и армию вне своих национальных границ. Что означает для меня культура мира и ненасилия? Скажу так: культура мира есть поступательное продвижение человечества — от каменного, бронзового, железного и атомного веков к истинной цивилизации, основанной на приоритете высоконравственных ценностей».

Своим ответом самарским культурологам Тур Хейердал показал еще один пример личного подвижничества человека культуры мира.

Вывод. Культура есть мощный ресурс человеческой коммуникации и интеграции людей. Благодаря инструментам народной дипломатии и культурного обмена удается объединять мир. Отзывчивость и соучастие Тура Хейердала и других говорят о том, что если мы действительно хотим продвигать культуру, то нам нужно расширять пространство диалога, образовательных связей и научной кооперации.

Full Text

Обоснование. Тур Хейердал (1914–2002) — известный этнограф, археолог, путешественник и писатель, родом из Норвегии. В 1964 году он был удостоен звания и почетного члена Русского Географического общества. В 2000 году Самарское культурологическое общество «Артефакт — культурное разнообразие» (СКО-АКР) разработала проект «Человек культуры мира» [1-2]. Этот проект позволил объединить самарских культурологов с выдающими деятелями культуры с помощью диалога. Собеседникам предлагалось ответить на вопросы: В чем смысл культуры? Что может спасти культуру в XXI веке? Что значит культура мира и ненасилия? В настоящее время остается актуальным проблема связи времен, диалога культур и людей разных профессий, конфессий и стилей жизни.

Цель — изучить и обосновать опыт успешной культурной практики народной дипломатии, а также показать образцы личностного подвижничества в культуре.

Методы. Используются следующие методы: биографический, сравнительно-исторический анализ, культурологический подход.

Результат. Тур Хейердал прославился рядом уникальных экспедиций [3]. Известны его экспедиции на Маркизские острова, на острова Полинезии из Перу на бальсовом плоту, на острова Барбадос с российским врачом Юрием Сенкевичем. Известны его археологические раскопки в низовьях Дона и на Кавказе недалеко от Азовского моря, где Хейердал нашел следы викингов. Он написал множество книг о своих путешествиях. Среди самых известных «Путешествие на Кон-Тики», «Аку-Аку», «Фату-Хива» и др.

Что же связывает Тура Хейердала с Самарой? В 1994 году было учреждено Самарское культурологическое общество «Артефакт — культурное разнообразие». Запустив международный проект «Человек культуры мира» (ЧКМ), самарские культурологии, во главе с основателем и председателем СКО-АКР В.И. Ионесовым, стремились установить диалог с выдающимися современными деятелями науки, образования и искусства с целью получить ответы на насущные вопросы жизнеспособности культуры в эпоху перемен. Собранные материалы представляют обширную коллекцию поучительных образцов философии ненасилия, толерантности и миротворчества в культурном разнообразии человечества [1].

В 2000 году одним из собеседников самарских культурологов стал Тур Хейердал. Он, несмотря на свой возраст, свою занятость и болезнь, не оставил адресованное ему письмо из Самары без ответа. Стало ясно, что человек, который объездил весь мир и для которого вся планета Земля воспринималась как один родной дом, воспринял и своих незнакомых самарских коллег как родных. Это наводит на мысль, что, тот, кто по-настоящему и на деле сопричастен ко всему человечеству, всегда проявляет отзывчивость. 14 декабря в 2000 года пришло письмо от Тура Хейердала в Россию, на имя Владимир Ивановича Ионесова, адресованное Самарскому культурологическому обществу «Артефакт — культурное разнообразие».

Вот что он написал: «На ваш вопрос, в чем состоит сокровенный смысл культуры, я бы ответил так. В основе культуры лежит культивирование способности человека и человечества думать с помощью слов, осваивать природу, обустраивать мир и приводить в гармонию жизнь на Земле. Что может спасти культуру в XXI веке? Полагаю, что всемирное соглашение по эффективному применению закона, запрещающего любой нации отправлять оружие и армию вне своих национальных границ. Что означает для меня культура мира и ненасилия? Скажу так: культура мира есть поступательное продвижение человечества — от каменного, бронзового, железного и атомного веков к истинной цивилизации, основанной на приоритете высоконравственных ценностей».

Своим ответом самарским культурологам Тур Хейердал показал еще один пример личного подвижничества человека культуры мира.

Вывод. Культура есть мощный ресурс человеческой коммуникации и интеграции людей. Благодаря инструментам народной дипломатии и культурного обмена удается объединять мир. Отзывчивость и соучастие Тура Хейердала и других говорят о том, что если мы действительно хотим продвигать культуру, то нам нужно расширять пространство диалога, образовательных связей и научной кооперации.

×

About the authors

Самарский государственный институт культуры

Author for correspondence.
Email: marinasaltymakova21@gmail.com

студентка, группа КМ-321

Russian Federation, Самара

References

  1. Ионесов В.И. Миротворчество как парадигма социального развития и мультикультурного образования, или семь вопросов о проекте «Человек культуры мира». В кн.: Третья международная научная конференция «Социальные инновации в культурном процессе: образование и глобальное развитие — объединяя мир через знания». Самара: Издательство Самарского научного центра РАН, 2009. С. 438–445.
  2. Ионесов В.И., Куруленко Э.А. Культура как миротворчество и социальное подвижничество: региональные проектные практики // Культурологический журнал. 2013. № 1(11). С. 130–139. EDN: RACIRP
  3. Хейердал Т. Путешествие на «Кон-Тики». Москва: АСТ, 2023. 320 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2024 Салтымакова М.С.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.