Разработка курса russian Studies как средства реализации россиеведческого компонента обучения английскому языку

Cover Page
  • Authors: 1
  • Affiliations:
    1. Самарский государственный социально-педагогический университет
  • Issue: Vol 2 (2024)
  • Pages: 155-156
  • Section: ЧАСТЬ II. Теория и практика обучения иностранным языкам
  • URL: https://gynecology.orscience.ru/osnk-sr2024/article/view/632482
  • ID: 632482

Cite item

Full Text

Abstract

Обоснование. Овладение иностранным языком (ИЯ) неразрывно связано с изучением культурной составляющей страны изучаемого языка. В связи с этим современное иноязычное образование в соответствии с ФГОС нацелено на формирование у учащихся социокультурной/межкультурной компетенции (СКК/МКК), которая подразумевает не только формирование базы знаний о культурной специфике страны изучаемого языка, но и развитие знаний о культуре родной страны на английском языке (АЯ) и умений представлять свою страну в процессе межкультурного общения. Задачу формирования знания родной культуры возможно реализовать посредством интеграции россиеведческого компонента (РК) в обучение АЯ, что позволяет, во-первых, облегчить процесс овладения иноязычной культурой, происходящий на основе сравнения двух культур, а во-вторых, способствует патриотическому воспитанию учащихся.

Цель — представить разработанный курс Russian Studies как инструмент реализации РК в обучении АЯ.

Методы. При проведении исследования были использованы следующие методы:

  • метод анализа — для анализа научной и учебно-методической литературы по теме исследования;
  • метод классификации — для разработки тематического упорядочивания россиеведческого материала (РМ);
  • метод анкетирования — для проведения опроса среди студентов языковых специальностей педагогического профиля подготовки по поводу их отношения к вопросу интеграции РК в обучение АЯ;
  • метод моделирования — для разработки курса Russian Studies и его информационного сопровождения.

Результаты. Было дано определение россиеведческому компоненту как компоненту обучения, предусматривающему включение в процесс изучения АЯ тематик, связанных с культурой России, на АЯ. Разработано тематическое упорядочивание отобранного РМ на АЯ, включающее 14 тем. Для рассмотрения возможностей реализации РК в урочной деятельности на основном уровне образования был проведен анализ учебников Spotlight и Starlight (5–9-е классы). Предложен курс внеурочной деятельности для школьников основного и среднего общего образования “Russian Studies”, разработано пособие к курсу. На основании проведенного опроса был сделан вывод о необходимости создания информационного сопровождения курса — был разработан электронный ресурс [1], на котором размещен отобранный РМ и разработанные упражнения на активизацию реалий русской культуры различных типов (filling in the gaps, true/false, solving the crossword puzzle, matching, arranging in chronological order, odd one out, anagrams, rebuses, multiple choice), в том числе по принципу диалога культур России и Великобритании. В качестве примера на основе текста «Русские ученые и их изобретения» был разработан ряд упражнений с помощью сервисов на основе искусственного интеллекта на формирование различных умений (чтение, аудирование, письмо, говорение) и навыков (лексико-грамматических).

Выводы. Вопрос реализации РК в обучении АЯ является актуальным, а разработанный курс «Russian Studies», включающий пособие, сайт и предлагаемые упражнения могут стать инструментами интеграции РК в обучение АЯ средствами урочной и внеурочной деятельности. Электронное сопровождение курса расширит образовательные возможности, а применение в ходе курса сервисов на основе информационно-коммуникационных технологий и искусственного интеллекта повысит мотивацию и интерес учащихся.

Full Text

Обоснование. Овладение иностранным языком (ИЯ) неразрывно связано с изучением культурной составляющей страны изучаемого языка. В связи с этим современное иноязычное образование в соответствии с ФГОС нацелено на формирование у учащихся социокультурной/межкультурной компетенции (СКК/МКК), которая подразумевает не только формирование базы знаний о культурной специфике страны изучаемого языка, но и развитие знаний о культуре родной страны на английском языке (АЯ) и умений представлять свою страну в процессе межкультурного общения. Задачу формирования знания родной культуры возможно реализовать посредством интеграции россиеведческого компонента (РК) в обучение АЯ, что позволяет, во-первых, облегчить процесс овладения иноязычной культурой, происходящий на основе сравнения двух культур, а во-вторых, способствует патриотическому воспитанию учащихся.

Цель — представить разработанный курс Russian Studies как инструмент реализации РК в обучении АЯ.

Методы. При проведении исследования были использованы следующие методы:

  • метод анализа — для анализа научной и учебно-методической литературы по теме исследования;
  • метод классификации — для разработки тематического упорядочивания россиеведческого материала (РМ);
  • метод анкетирования — для проведения опроса среди студентов языковых специальностей педагогического профиля подготовки по поводу их отношения к вопросу интеграции РК в обучение АЯ;
  • метод моделирования — для разработки курса Russian Studies и его информационного сопровождения.

Результаты. Было дано определение россиеведческому компоненту как компоненту обучения, предусматривающему включение в процесс изучения АЯ тематик, связанных с культурой России, на АЯ. Разработано тематическое упорядочивание отобранного РМ на АЯ, включающее 14 тем. Для рассмотрения возможностей реализации РК в урочной деятельности на основном уровне образования был проведен анализ учебников Spotlight и Starlight (5–9-е классы). Предложен курс внеурочной деятельности для школьников основного и среднего общего образования “Russian Studies”, разработано пособие к курсу. На основании проведенного опроса был сделан вывод о необходимости создания информационного сопровождения курса — был разработан электронный ресурс [1], на котором размещен отобранный РМ и разработанные упражнения на активизацию реалий русской культуры различных типов (filling in the gaps, true/false, solving the crossword puzzle, matching, arranging in chronological order, odd one out, anagrams, rebuses, multiple choice), в том числе по принципу диалога культур России и Великобритании. В качестве примера на основе текста «Русские ученые и их изобретения» был разработан ряд упражнений с помощью сервисов на основе искусственного интеллекта на формирование различных умений (чтение, аудирование, письмо, говорение) и навыков (лексико-грамматических).

Выводы. Вопрос реализации РК в обучении АЯ является актуальным, а разработанный курс «Russian Studies», включающий пособие, сайт и предлагаемые упражнения могут стать инструментами интеграции РК в обучение АЯ средствами урочной и внеурочной деятельности. Электронное сопровождение курса расширит образовательные возможности, а применение в ходе курса сервисов на основе информационно-коммуникационных технологий и искусственного интеллекта повысит мотивацию и интерес учащихся.

×

About the authors

Самарский государственный социально-педагогический университет

Author for correspondence.
Email: golovina.polina@sgspu.ru

студентка, группа б20АНо1.2, факультет иностранных языков

Russian Federation, Самара

References

  1. Россиеведение. Russian Studies. [Internet]. Режим доступа: https://sites.google.com/view/rossievedenie/главная-страница. Дата обращения: 27.07.2024.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2024 Головина П.А.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.