Сцена дуэли из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» в иллюстрациях художников XX–XXI вв.
- Autores: 1
-
Afiliações:
- Самарский государственный социально-педагогический университет
- Edição: Volume 2 (2024)
- Páginas: 83-83
- Seção: ЧАСТЬ II. Литературоведение
- URL: https://gynecology.orscience.ru/osnk-sr2024/article/view/632497
- ID: 632497
Citar
Texto integral
Resumo
Обоснование. Сложность организации художественного текста делает его предметом изучения многих дисциплин, в частности литературоведения, лингвистики, семиотики и др. Одним из важнейших разделов литературоведения является теория литературы, в рамках которой активно разрабатывается нарратология. Особенность данной работы в том, что нами был произведен нарратологический анализ произведения живописи.
Цель — проанализировать репродукции картин сцены дуэли Онегина с Ленским с помощью методики нарратологии.
Методы. С помощью методики нарратологии была проанализирована репродукция картины И.Е. Репина «Дуэль Онегина с Ленским», 1899 г. Анализ начинается с системы персонажей. Центральные персонажи картины — Онегин и Ленский. Они являются доминирующими актантами, присутствующими во всех без исключения нарративных фразах текста. Если мы посмотрим на их расположение, создается впечатление, что художник как бы «приблизил» нас к сцене: предполагается, что с одной стороны на картину смотрит зритель, находясь перед главными героями, которые, в свою очередь, расположены в самом центре. Секунданты Зарецкий и слуга француз Гильо, чьи фигуры мы наблюдаем между дуэлянтами, являются персонажами второго плана. Первое, что бросается в глаза в образе Зарецкого, — сама фигура. Она не отличается стройностью, а скорее отсылает нас к героям Н.В. Гоголя из «Мертвых душ». Обратившись к самому роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин», заметим, что нарратор относится к Зарецкому с пренебрежением (Зарецкий — любитель карточных игр, в которых он умел «морочить дурака и умного дурачить славно»). В нарратологии большое место занимает точка зрения, в рамках которой адресату представлен диегетический мир. На картине у каждого персонажа своя точка зрения. Взгляд Онегина падает вниз, словно он остановился на выступающей вперед ноге Ленского, которая бросается в глаза благодаря черному цвету среди бежевых оттенков на герое. Интересно то, что Репин располагает Онегина спиной к зрителю, а Ленского — лицом, благодаря этому мы не видим лица Онегина. Взгляд Ленского, остро устремленный на Онегина, говорит об его уверенности, страстности. Также точки зрения имеют Зарецкий, Гильо и мельница, которую мы видим на заднем плане.
Результаты. Данная методика позволила расширить понятия нарратологии на примере произведения живописи. Например, особая деталь картины — предметы, которыми загорожены оба секунданта. Фигуру Зарецкого закрывает револьвер на переднем плане. Вероятно, это можно интерпретировать как то, что вся дуэль, организованная Зарецким, и то, чьей гибелью она закончится, будут совершены не только руками Онегина, но и самого Зарецкого.
Выводы. Таким образом, нами были рассмотрены понятия системы персонажей, точки зрения, деталей и др. В данный момент нарратология находится на стадии активного развития, поэтому отличается высокой перспективностью и плодотворностью работы.
Palavras-chave
Texto integral
Обоснование. Сложность организации художественного текста делает его предметом изучения многих дисциплин, в частности литературоведения, лингвистики, семиотики и др. Одним из важнейших разделов литературоведения является теория литературы, в рамках которой активно разрабатывается нарратология. Особенность данной работы в том, что нами был произведен нарратологический анализ произведения живописи.
Цель — проанализировать репродукции картин сцены дуэли Онегина с Ленским с помощью методики нарратологии.
Методы. С помощью методики нарратологии была проанализирована репродукция картины И.Е. Репина «Дуэль Онегина с Ленским», 1899 г. Анализ начинается с системы персонажей. Центральные персонажи картины — Онегин и Ленский. Они являются доминирующими актантами, присутствующими во всех без исключения нарративных фразах текста. Если мы посмотрим на их расположение, создается впечатление, что художник как бы «приблизил» нас к сцене: предполагается, что с одной стороны на картину смотрит зритель, находясь перед главными героями, которые, в свою очередь, расположены в самом центре. Секунданты Зарецкий и слуга француз Гильо, чьи фигуры мы наблюдаем между дуэлянтами, являются персонажами второго плана. Первое, что бросается в глаза в образе Зарецкого, — сама фигура. Она не отличается стройностью, а скорее отсылает нас к героям Н.В. Гоголя из «Мертвых душ». Обратившись к самому роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин», заметим, что нарратор относится к Зарецкому с пренебрежением (Зарецкий — любитель карточных игр, в которых он умел «морочить дурака и умного дурачить славно»). В нарратологии большое место занимает точка зрения, в рамках которой адресату представлен диегетический мир. На картине у каждого персонажа своя точка зрения. Взгляд Онегина падает вниз, словно он остановился на выступающей вперед ноге Ленского, которая бросается в глаза благодаря черному цвету среди бежевых оттенков на герое. Интересно то, что Репин располагает Онегина спиной к зрителю, а Ленского — лицом, благодаря этому мы не видим лица Онегина. Взгляд Ленского, остро устремленный на Онегина, говорит об его уверенности, страстности. Также точки зрения имеют Зарецкий, Гильо и мельница, которую мы видим на заднем плане.
Результаты. Данная методика позволила расширить понятия нарратологии на примере произведения живописи. Например, особая деталь картины — предметы, которыми загорожены оба секунданта. Фигуру Зарецкого закрывает револьвер на переднем плане. Вероятно, это можно интерпретировать как то, что вся дуэль, организованная Зарецким, и то, чьей гибелью она закончится, будут совершены не только руками Онегина, но и самого Зарецкого.
Выводы. Таким образом, нами были рассмотрены понятия системы персонажей, точки зрения, деталей и др. В данный момент нарратология находится на стадии активного развития, поэтому отличается высокой перспективностью и плодотворностью работы.
Sobre autores
Самарский государственный социально-педагогический университет
Autor responsável pela correspondência
Email: khayretdinova.e@sgspu.ru
студентка, филологический факультет, группа ФФ-б20РЛо1
Rússia, СамараArquivos suplementares
