Проактивность как ресурсный потенциал малоимущих студентов

封面
  • 作者: 1
  • 隶属关系:
    1. Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
  • 期: 卷 2 (2024)
  • 页面: 288-289
  • 栏目: ЧАСТЬ II. Социально-экономическое образование
  • URL: https://gynecology.orscience.ru/osnk-sr2024/article/view/632675
  • ID: 632675

如何引用文章

全文:

详细

Обоснование. Показатели малоимущего состояния граждан остаются на высоком уровне, и именно в этой связи изучение социальной помощи малоимущим гражданам приобретает особую значимость и актуальность.

Анализ научной литературы позволил сформулировать проблему исследования, которая состоит в противоречии между осознанием значимости проактивности как ресурсного потенциала малоимущих студентов по выходу из бедности и недостаточностью разработки теоретических оснований данной социальной проблемы.

Цель — обосновать и исследовать проактивность как ресурсный потенциал малоимущих студентов. На эмпирическом этапе междисциплинарного исследования нами была поставлена цель — изучить уровень проактивности малоимущих студентов и студентов, доход которых выше прожиточного минимума.

Методы. Методологической основой исследования выступили работы П. Бурдье, В. Франкла, А.И. Ерзина и др. В исследовании применен комплекс методов: теоретический анализ литературы, сравнение, обобщение, тестирование. В ходе исследования охарактеризованы особенности малоимущих студентов, конкретизировано содержание ресурсного потенциала малоимущих студентов, содержание проактивности как ресурсного потенциала малоимущих студентов.

Результаты. Проактивность может быть важным ресурсным потенциалом малоимущих студентов. Для выявления уровня проактивности нами была использована методика КИАТ (краткий имплицитный ассоциативный тест), реализованная с использованием специально разработанной компьютеризованной программы. Краткий имплицитный ассоциативный тест (КИАТ) — это методика психологического тестирования, которая используется для измерения имплицитных, скрытых или неосознаваемых ассоциаций, связанных с определенными концепциями или понятиями. Термин «имплицитный» трактуется как неявный, косвенный и описывает особенности изменения исследуемых феноменов. КИАТ позволяет выявить процессы автоматические и ограниченно контролируемые сознанием. В КИАТ участникам предлагается быстро реагировать на пары слов или изображений, чтобы выявить их скрытые предпочтения или ассоциации. Участникам предлагается максимально быстро сортировать слова, появляющиеся на экране, в зависимости от их принадлежности к определенным классам: категориям (названием группы исследуемых явлений) и атрибутам (обозначением валентности явлений). КИАТ основан на предположении, что у людей могут существовать скрытые стереотипы, предвзятости или предпочтения, которые могут влиять на их поведение и решения. Путем анализа времени реакции участников на различные стимулы в тесте можно выявить эти скрытые ассоциации.

КИАТ широко используется в психологических и социологических исследованиях для изучения предвзятости, стереотипов, предпочтений и других скрытых аспектов человеческого поведения. Он может помочь ученым лучше понять механизмы формирования мнений и принятия решений у людей.

В ходе пилотажного исследования участникам (20 обучающихся) предлагался список слов, ассоциируемых с категориями «Активность» и «Пассивность». В соответствии с результатами было отобрано по пять слов, максимально связанных с изучаемыми категориями. В ходе основного этапа тестировалось 80 обучающихся Самарского университета, из которых половина — малоимущие студенты. В соответствии с полученными результатами D критерий равен 0,538 и значимо отличается от 0 (t = 13,876, р ≤ 0,001).

Имплицитное предпочтение проактивности является предпосылкой ориентированности на проявление инициативы в профессиональной деятельности, использование возможностей для достижения успеха и эффективного преодоления трудностей. Для того чтобы имплицитные установки смогли реализоваться в поведении, необходимо сочетание благоприятных внешних и внутренних факторов, прежде всего владение студентами профессиональными компетенциями, являющимися инструментами реализации целей.

Полученные результаты свидетельствуют об отсутствии значимых различий в неявных установках студентов, различающихся по своему материальному статусу: у обеих групп студентов сформированы позитивные проактивные установки.

Выводы. Высокий уровень проактивности у малоимущих студентов подтверждает наличие ресурсного потенциала и таких качеств личности, как принятие ответственности, способность делать осознанный выбор моделей поведения, прогнозировать жизненные события, а это, в свою очередь, способно стать условием для преодоления трудностей, достижения своих целей и выхода из бедности.

全文:

Обоснование. Показатели малоимущего состояния граждан остаются на высоком уровне, и именно в этой связи изучение социальной помощи малоимущим гражданам приобретает особую значимость и актуальность.

Анализ научной литературы позволил сформулировать проблему исследования, которая состоит в противоречии между осознанием значимости проактивности как ресурсного потенциала малоимущих студентов по выходу из бедности и недостаточностью разработки теоретических оснований данной социальной проблемы.

Цель — обосновать и исследовать проактивность как ресурсный потенциал малоимущих студентов. На эмпирическом этапе междисциплинарного исследования нами была поставлена цель — изучить уровень проактивности малоимущих студентов и студентов, доход которых выше прожиточного минимума.

Методы. Методологической основой исследования выступили работы П. Бурдье, В. Франкла, А.И. Ерзина и др. В исследовании применен комплекс методов: теоретический анализ литературы, сравнение, обобщение, тестирование. В ходе исследования охарактеризованы особенности малоимущих студентов, конкретизировано содержание ресурсного потенциала малоимущих студентов, содержание проактивности как ресурсного потенциала малоимущих студентов.

Результаты. Проактивность может быть важным ресурсным потенциалом малоимущих студентов. Для выявления уровня проактивности нами была использована методика КИАТ (краткий имплицитный ассоциативный тест), реализованная с использованием специально разработанной компьютеризованной программы. Краткий имплицитный ассоциативный тест (КИАТ) — это методика психологического тестирования, которая используется для измерения имплицитных, скрытых или неосознаваемых ассоциаций, связанных с определенными концепциями или понятиями. Термин «имплицитный» трактуется как неявный, косвенный и описывает особенности изменения исследуемых феноменов. КИАТ позволяет выявить процессы автоматические и ограниченно контролируемые сознанием. В КИАТ участникам предлагается быстро реагировать на пары слов или изображений, чтобы выявить их скрытые предпочтения или ассоциации. Участникам предлагается максимально быстро сортировать слова, появляющиеся на экране, в зависимости от их принадлежности к определенным классам: категориям (названием группы исследуемых явлений) и атрибутам (обозначением валентности явлений). КИАТ основан на предположении, что у людей могут существовать скрытые стереотипы, предвзятости или предпочтения, которые могут влиять на их поведение и решения. Путем анализа времени реакции участников на различные стимулы в тесте можно выявить эти скрытые ассоциации.

КИАТ широко используется в психологических и социологических исследованиях для изучения предвзятости, стереотипов, предпочтений и других скрытых аспектов человеческого поведения. Он может помочь ученым лучше понять механизмы формирования мнений и принятия решений у людей.

В ходе пилотажного исследования участникам (20 обучающихся) предлагался список слов, ассоциируемых с категориями «Активность» и «Пассивность». В соответствии с результатами было отобрано по пять слов, максимально связанных с изучаемыми категориями. В ходе основного этапа тестировалось 80 обучающихся Самарского университета, из которых половина — малоимущие студенты. В соответствии с полученными результатами D критерий равен 0,538 и значимо отличается от 0 (t = 13,876, р ≤ 0,001).

Имплицитное предпочтение проактивности является предпосылкой ориентированности на проявление инициативы в профессиональной деятельности, использование возможностей для достижения успеха и эффективного преодоления трудностей. Для того чтобы имплицитные установки смогли реализоваться в поведении, необходимо сочетание благоприятных внешних и внутренних факторов, прежде всего владение студентами профессиональными компетенциями, являющимися инструментами реализации целей.

Полученные результаты свидетельствуют об отсутствии значимых различий в неявных установках студентов, различающихся по своему материальному статусу: у обеих групп студентов сформированы позитивные проактивные установки.

Выводы. Высокий уровень проактивности у малоимущих студентов подтверждает наличие ресурсного потенциала и таких качеств личности, как принятие ответственности, способность делать осознанный выбор моделей поведения, прогнозировать жизненные события, а это, в свою очередь, способно стать условием для преодоления трудностей, достижения своих целей и выхода из бедности.

×

作者简介

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

编辑信件的主要联系方式.
Email: liza.gricenko.03@mail.ru

студентка, группа 5301-390302D, социологический факультет

俄罗斯联邦, Самара

参考

  1. Франкл В. Человек в поисках смысла / под ред. Л.Я. Гозмана, Д.А. Леонтьева. Москва: Прогресс, 1990. 368 с.
  2. Ерзин А.И. Когнитивные, мотивационные и ценностносмысловые факторы проактивности при первом эпизоде шизофрении // Медицинская психология в России. 2017. Т. 9, № 3(44). С. 6. EDN: ZMNLJJ
  3. Ерзин А.И. Методика «Проактивное поведение»: описание шкал и первичная оценка психометрических. показателей // Актуальные проблемы психологического знания. 2014. № 4(33). С. 59–69. EDN: TIGCAJ
  4. Ерзин А.И. Теоретические предпосылки осмысления феномена проактивности в философии // Фундаментальные исследования. 2014. № 8–2. С. 496–498. EDN: SHRIDB

补充文件

附件文件
动作
1. JATS XML

版权所有 © Гриценко Е.С., 2024

Creative Commons License
此作品已接受知识共享署名 4.0国际许可协议的许可