Влияние беговых видов легкой атлетики на психологическое состояние студентов
- Authors: 1
-
Affiliations:
- Самарский государственный университет путей сообщения
- Issue: Vol 2 (2024)
- Pages: 376-378
- Section: ЧАСТЬ II. Физическая культура и спорт студенческой молодёжи
- URL: https://gynecology.orscience.ru/osnk-sr2024/article/view/632742
- ID: 632742
Cite item
Full Text
Abstract
Обоснование. Современные студенты сталкиваются с высоким уровнем стресса, вызванного академической нагрузкой, социальной адаптацией и личными проблемами. Высокий уровень стресса может негативно сказаться на успеваемости и психическом здоровье учащихся. Согласно исследованиям, регулярная физическая активность способствует улучшению общей физической формы [1], укреплению иммунной системы [6] и снижению риска развития различных хронических заболеваний [5]. Физически здоровые студенты имеют больше энергии, лучшую концентрацию внимания и общую работоспособность, что, в свою очередь, положительно влияет на их психологическое состояние.
Цель — изучить влияние регулярных занятий легкой атлетикой на уровень стресса у студентов. Проверить гипотезу о том, что занятия легкой атлетикой способствуют значительному снижению уровня стресса у студентов.
Методы:
- Анализ существующих исследований по влиянию физической культуры на нервную систему показал, что физическая активность может оказывать значительное воздействие на психологическое состояние человека [2]. На основе этого была сформулирована гипотеза о том, что регулярные занятия беговыми видами легкой атлетики будут способствовать снижению уровня стресса и тревожности, а также улучшению общего психологического состояния у студентов.
- Отбор участников: 8 человек с высоким уровнем стресса, измеренным с помощью стандартизированной шкалы стресса. Участники были разделены на экспериментальную и контрольную группы.
- Для проведения исследования были разработаны параметры измерения, в том числе опросник переживания стресса [7], опросник тревожности Спилбергера [4] и опросник общего психологического состояния [3].
- Экспериментальная группа, состоящая из 4-х студентов, занималась беговой легкой атлетикой три раза в неделю по 40–60 минут на протяжении 8 недель (табл. 1). Контрольная группа не получала физических нагрузок (табл. 2).
- Регулярный мониторинг тренировочных нагрузок для поддержания стабильности исследования проводился с помощью разработанных параметров измерения.
Таблица 1. Сравнительная таблица измерений экспериментальной группы
Номер участника, пол | Опросник переживания стресса | Опросник тревожности Спилбергера | Опросник общего психологического состояния |
1-я неделя | |||
Участник № 1, Ж | 25 | 30 | 16 |
Участник № 2, Ж | 28 | 35 | 18 |
Участник № 3, М | 22 | 25 | 18 |
Участник № 4, М | 30 | 38 | 20 |
8-я неделя | |||
Участник № 1, Ж | 10 | 9 | 9 |
Участник № 2, Ж | 12 | 13 | 10 |
Участник № 3, М | 11 | 9 | 3 |
Участник № 4, М | 14 | 11 | 11 |
Изменения в % | –14,5 | –21,5 | –9,75 |
Таблица 2. Сравнительная таблица измерений контрольной группы
Номер участника, пол | Опросник переживания стресса | Опросник тревожности Спилбергера | Опросник общего психологического состояния |
1-я неделя | |||
Участник № 1, Ж | 27 | 29 | 16 |
Участник № 2, Ж | 22 | 30 | 20 |
Участник № 3, М | 29 | 28 | 19 |
Участник № 4, М | 28 | 34 | 18 |
8-я неделя | |||
Участник № 1, Ж | 25 | 32 | 18 |
Участник № 2, Ж | 26 | 30 | 20 |
Участник № 3, М | 22 | 35 | 18 |
Участник № 4, М | 21 | 38 | 10 |
Изменения в % | –3 | +3,5 | –1,75 |
Результаты. Результаты показали, что уровень стресса участников уменьшился на 42 %, тревожность снизилась на 44 %, а общее психологическое состояние улучшилось на 10 %. Полученные данные подтвердили сформулированную на начальном этапе гипотезу и представляют значимость таких видов физической активности для поддержания психологического благополучия.
Рис. 1. Экспериментальная таблица результатов групп за 8 недель
В контрольной группе не наблюдалось существенных изменений уровня стресса. Студенты экспериментальной группы отметили улучшение настроения, повышение уровня энергии и улучшение концентрации внимания.
Выводы. Легкая атлетика эффективно снижает уровень стресса у учащихся. Регулярные занятия легкой атлетикой способствуют улучшению психического состояния и общего самочувствия учащихся. Внедрение длительных программ по беговой легкой атлетике в учебные заведения может помочь поддержать психическое здоровье учащихся.
Keywords
Full Text
Обоснование. Современные студенты сталкиваются с высоким уровнем стресса, вызванного академической нагрузкой, социальной адаптацией и личными проблемами. Высокий уровень стресса может негативно сказаться на успеваемости и психическом здоровье учащихся. Согласно исследованиям, регулярная физическая активность способствует улучшению общей физической формы [1], укреплению иммунной системы [6] и снижению риска развития различных хронических заболеваний [5]. Физически здоровые студенты имеют больше энергии, лучшую концентрацию внимания и общую работоспособность, что, в свою очередь, положительно влияет на их психологическое состояние.
Цель — изучить влияние регулярных занятий легкой атлетикой на уровень стресса у студентов. Проверить гипотезу о том, что занятия легкой атлетикой способствуют значительному снижению уровня стресса у студентов.
Методы:
- Анализ существующих исследований по влиянию физической культуры на нервную систему показал, что физическая активность может оказывать значительное воздействие на психологическое состояние человека [2]. На основе этого была сформулирована гипотеза о том, что регулярные занятия беговыми видами легкой атлетики будут способствовать снижению уровня стресса и тревожности, а также улучшению общего психологического состояния у студентов.
- Отбор участников: 8 человек с высоким уровнем стресса, измеренным с помощью стандартизированной шкалы стресса. Участники были разделены на экспериментальную и контрольную группы.
- Для проведения исследования были разработаны параметры измерения, в том числе опросник переживания стресса [7], опросник тревожности Спилбергера [4] и опросник общего психологического состояния [3].
- Экспериментальная группа, состоящая из 4-х студентов, занималась беговой легкой атлетикой три раза в неделю по 40–60 минут на протяжении 8 недель (табл. 1). Контрольная группа не получала физических нагрузок (табл. 2).
- Регулярный мониторинг тренировочных нагрузок для поддержания стабильности исследования проводился с помощью разработанных параметров измерения.
Таблица 1. Сравнительная таблица измерений экспериментальной группы
Номер участника, пол | Опросник переживания стресса | Опросник тревожности Спилбергера | Опросник общего психологического состояния |
1-я неделя | |||
Участник № 1, Ж | 25 | 30 | 16 |
Участник № 2, Ж | 28 | 35 | 18 |
Участник № 3, М | 22 | 25 | 18 |
Участник № 4, М | 30 | 38 | 20 |
8-я неделя | |||
Участник № 1, Ж | 10 | 9 | 9 |
Участник № 2, Ж | 12 | 13 | 10 |
Участник № 3, М | 11 | 9 | 3 |
Участник № 4, М | 14 | 11 | 11 |
Изменения в % | –14,5 | –21,5 | –9,75 |
Таблица 2. Сравнительная таблица измерений контрольной группы
Номер участника, пол | Опросник переживания стресса | Опросник тревожности Спилбергера | Опросник общего психологического состояния |
1-я неделя | |||
Участник № 1, Ж | 27 | 29 | 16 |
Участник № 2, Ж | 22 | 30 | 20 |
Участник № 3, М | 29 | 28 | 19 |
Участник № 4, М | 28 | 34 | 18 |
8-я неделя | |||
Участник № 1, Ж | 25 | 32 | 18 |
Участник № 2, Ж | 26 | 30 | 20 |
Участник № 3, М | 22 | 35 | 18 |
Участник № 4, М | 21 | 38 | 10 |
Изменения в % | –3 | +3,5 | –1,75 |
Результаты. Результаты показали, что уровень стресса участников уменьшился на 42 %, тревожность снизилась на 44 %, а общее психологическое состояние улучшилось на 10 %. Полученные данные подтвердили сформулированную на начальном этапе гипотезу и представляют значимость таких видов физической активности для поддержания психологического благополучия.
Рис. 1. Экспериментальная таблица результатов групп за 8 недель
В контрольной группе не наблюдалось существенных изменений уровня стресса. Студенты экспериментальной группы отметили улучшение настроения, повышение уровня энергии и улучшение концентрации внимания.
Выводы. Легкая атлетика эффективно снижает уровень стресса у учащихся. Регулярные занятия легкой атлетикой способствуют улучшению психического состояния и общего самочувствия учащихся. Внедрение длительных программ по беговой легкой атлетике в учебные заведения может помочь поддержать психическое здоровье учащихся.
About the authors
Самарский государственный университет путей сообщения
Author for correspondence.
Email: azimilly1016@gmail.com
студентка
Russian Federation, СамараReferences
- Арсентьев А.Л. Механизм бега как упражнения и особенности влияния бега на организм человека // Региональный вестник. 2020. № 12(51). С. 26–28. EDN: KVVPJT
- Жукова Е.И., Азиатцева Р.Г. Влияние легкой атлетики на нервную систему человека. В кн.: Актуальность проблем физической культуры и спорта в современных социально-экономических условиях. Чебоксары: Чувашский государственный аграрный университет, 2023. С. 640–642. EDN: CERERW
- Духновский С.В. Диагностика межличностных отношений. Санкт-Петербург: Речь, 2009.
- Тест Спилбергера (State-Trait Anxiety Inventory, STAI). Режим доступа: https://therapy.irkutsk.ru/doc/spilberg.pdf.
- Цюпак Т., Деделюк Н., Цюпак Ю. Влияние лечебной физической культуры на кардио-респираторную систему младших подростков с хроническим бронхитом. В кн.: Проблемы и перспективы физического воспитания, спортивной тренировки и адаптивной физической культуры. 2012. № 4(20). С. 391–395. EDN: VTBHBZ
- Чебан Т.Н. Оздоровительный бег в системном подходе к оптимизации физического состояния организма. В кн.: Проблемы и перспективы физического воспитания, спортивной тренировки и адаптивной физической культуры. 2021. С. 716–719. EDN: WBZJEM
- Шкала психологического стресса PSM-25. Режим доступа: https://kemsu.ru/university/structure/unit/psychological-service/documents/screening-test.pdf.
Supplementary files
