Художественная деталь в романе А. Грина «Джесси и Моргиана»
- Authors: 1
-
Affiliations:
- Московский городской педагогический университет, Самарский филиал
- Issue: Vol 2 (2024)
- Pages: 79-80
- Section: ЧАСТЬ II. Литературоведение
- URL: https://gynecology.orscience.ru/osnk-sr2024/article/view/632858
- ID: 632858
Cite item
Full Text
Abstract
Обоснование. В докладе рассматривается роль детали в создании художественного мира и образов героинь романа «Джесси и Моргиана». В нем детали не только описывают «зримую» часть окружающей действительности, но и выполняют функции метафор и символов. Изучение этого аспекта помогает раскрыть многоуровневую структуру прозы А. Грина и способствует более полному пониманию авторского замысла.
Цель — рассмотреть семантику и функции художественной детали в романе А. Грина «Джесси и Моргиана».
Методы. При подготовке доклада нами использовались описательный и структурно-семиотический методы исследования.
Результаты. Знакомя читателя с Джесси, А. Грин подсвечивает рецептивные аспекты художественного текста; он признает абстрактного читателя и его право воспринимать прочитанное через призму собственных взглядов и опыта, ведь «еще никто не дал увидеть женщину с помощью чернил или типографской краски» [2, с. 8]. Впоследствии А. Грин все же распространяет описание наружности девушки деталями, однако и признает, что не способен в полной мере конкретизировать образ. В самом деле, эти описания носят общий, неполный характер.
С большей подробностью описана Моргиана: в образе героини преобладает пафос враждебности, злого начала. Черты ее лица точно списаны с портрета типичного убийцы Ч. Ломброзо голова, покрытая черной шерстью, делает ее похожей на зверя, а угловатость, широкоплечесть и высокий рост говорят об опасности этой женщины.
Детали-подробности в портретных характеристиках в данном случае нужны не только для создания образов героинь, но и для того, чтобы показать разницу между ними: красота — безобразие, звонкое и веселое здравствуйте — злое беспомощное усилие, лучшие чувства — неловкость и терпкость.
Внешний контраст их наружности усиливается интеллектуально-психологическими и характерологическими деталями внутренней жизни героинь. Таковыми являются мимика персонажей и их язык тела. Рассмотрим, как по-разному выражен смех героинь в одном эпизоде: Джесси, в отличие от Моргианы, искренна в своем веселье, доказательством тому служат «смешливые слезы». Джесси открыта, по-детски дурашлива и невинна. Моргиана, напротив, зажата и имеет нечистые помыслы, отчего и смеется фальшиво.
На целостность и подробность образов героинь влияют не только портретные и психологические детали, но и внешние, вещные и пейзажные детали, относящиеся в первую очередь к художественному миру романа. Роман изобилует символами, представленными преимущественно обозримыми предметами материального мира, вещными деталями.
Например, картина, изображающая жатву, на крюке которой повесилась Моргиана, контекстуально символизирует заслуженное наказание. Семантику этой детали можно выразить поговоркой: «Что посеешь, то и пожнешь». Индийская ваза, стоявшая рядом, символизирует реинкарнацию и возрождение в новом качестве — в прощении которого жаждет Моргиана. Не из раскаяния, а из желания выйти сухой из воды. Но случай отказывает ей в этом, и Моргиана погибает.
Художественная деталь в романе распространяет и дополняет образы героинь, подчеркивает антагонизм сестер, олицетворяющих доброе и злое начала, сталкивает их друг с другом. Именно деталь позволяет читателю обнаружить идейное содержание: как бы не было коварно зло, добро всегда одерживает верх.
Выводы. Внешние и психологические детали в романе не существуют обособленно друг от друга. Внешнее постоянно проникает в сферу психологического и наоборот. Поэтому совершенно справедливо говорить о том, что детали играют ключевую роль не только в описании художественного мира, но и в создании образов героинь, раскрытии их характеров, мыслей и чувств.
Full Text
Обоснование. В докладе рассматривается роль детали в создании художественного мира и образов героинь романа «Джесси и Моргиана». В нем детали не только описывают «зримую» часть окружающей действительности, но и выполняют функции метафор и символов. Изучение этого аспекта помогает раскрыть многоуровневую структуру прозы А. Грина и способствует более полному пониманию авторского замысла.
Цель — рассмотреть семантику и функции художественной детали в романе А. Грина «Джесси и Моргиана».
Методы. При подготовке доклада нами использовались описательный и структурно-семиотический методы исследования.
Результаты. Знакомя читателя с Джесси, А. Грин подсвечивает рецептивные аспекты художественного текста; он признает абстрактного читателя и его право воспринимать прочитанное через призму собственных взглядов и опыта, ведь «еще никто не дал увидеть женщину с помощью чернил или типографской краски» [2, с. 8]. Впоследствии А. Грин все же распространяет описание наружности девушки деталями, однако и признает, что не способен в полной мере конкретизировать образ. В самом деле, эти описания носят общий, неполный характер.
С большей подробностью описана Моргиана: в образе героини преобладает пафос враждебности, злого начала. Черты ее лица точно списаны с портрета типичного убийцы Ч. Ломброзо голова, покрытая черной шерстью, делает ее похожей на зверя, а угловатость, широкоплечесть и высокий рост говорят об опасности этой женщины.
Детали-подробности в портретных характеристиках в данном случае нужны не только для создания образов героинь, но и для того, чтобы показать разницу между ними: красота — безобразие, звонкое и веселое здравствуйте — злое беспомощное усилие, лучшие чувства — неловкость и терпкость.
Внешний контраст их наружности усиливается интеллектуально-психологическими и характерологическими деталями внутренней жизни героинь. Таковыми являются мимика персонажей и их язык тела. Рассмотрим, как по-разному выражен смех героинь в одном эпизоде: Джесси, в отличие от Моргианы, искренна в своем веселье, доказательством тому служат «смешливые слезы». Джесси открыта, по-детски дурашлива и невинна. Моргиана, напротив, зажата и имеет нечистые помыслы, отчего и смеется фальшиво.
На целостность и подробность образов героинь влияют не только портретные и психологические детали, но и внешние, вещные и пейзажные детали, относящиеся в первую очередь к художественному миру романа. Роман изобилует символами, представленными преимущественно обозримыми предметами материального мира, вещными деталями.
Например, картина, изображающая жатву, на крюке которой повесилась Моргиана, контекстуально символизирует заслуженное наказание. Семантику этой детали можно выразить поговоркой: «Что посеешь, то и пожнешь». Индийская ваза, стоявшая рядом, символизирует реинкарнацию и возрождение в новом качестве — в прощении которого жаждет Моргиана. Не из раскаяния, а из желания выйти сухой из воды. Но случай отказывает ей в этом, и Моргиана погибает.
Художественная деталь в романе распространяет и дополняет образы героинь, подчеркивает антагонизм сестер, олицетворяющих доброе и злое начала, сталкивает их друг с другом. Именно деталь позволяет читателю обнаружить идейное содержание: как бы не было коварно зло, добро всегда одерживает верх.
Выводы. Внешние и психологические детали в романе не существуют обособленно друг от друга. Внешнее постоянно проникает в сферу психологического и наоборот. Поэтому совершенно справедливо говорить о том, что детали играют ключевую роль не только в описании художественного мира, но и в создании образов героинь, раскрытии их характеров, мыслей и чувств.
About the authors
Московский городской педагогический университет, Самарский филиал
Author for correspondence.
Email: trotaisie@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-8236-5227
студентка, группа 1, факультет русской филологии
Russian Federation, СамараReferences
- Аксенова А.А. Аксиологические и рецептивные аспекты визуального в литературе. Москва: Академия, 2015. 220 с.
- Грин А. Джесси и Моргиана. Москва: Современник, 2000. 256 с.
- Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: учебное пособие. Москва: Академия, 2010. 256 с.
- Тамарченко Н.Д. Поэтика. Словарь актуальных терминов и понятий. Москва: Высшая школа, 2012. 352 с.
- Чудаков А.П. Предметный мир Чехова. Москва: Наука, 1990. 408 с.
Supplementary files
