Проблема буллинга в современной образовательной среде

Cover Page
  • Authors: 1
  • Affiliations:
    1. Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
  • Issue: Vol 2 (2024)
  • Pages: 223-224
  • Section: ЧАСТЬ II. Педагогика
  • URL: https://gynecology.orscience.ru/osnk-sr2024/article/view/632864
  • ID: 632864

Cite item

Full Text

Abstract

Обоснование. В современном мире с каждым годом увеличивается количество случаев проявления буллинга в образовательных организациях. По статистике каждый третий учащийся в России подвергается насилию в школах [3]. Такие ситуации оказывают негативное влияние на здоровье детей и их успеваемость в учебе. Несмотря на различные меры профилактики буллинга и наличие практики привлечения к юридической ответственности за совершение подобных деяний, данная проблема остается актуальной.

Цель — исследование явления буллинга в контексте образовательных учреждений.

Методы. В рамках исследования были использованы такие методы, как анализ, контент-анализ, статистический анализ, сравнение и обобщение.

Результаты. Буллинг подразумевает длительное физическое или психологическое насилие со стороны индивида или группы, которые имеют определенные преимущества относительно другого индивида [1]. По типу воздействия можно выделить 4 группы:

1) физический — воздействие за счет грубой силы;

2) вербальный — воздействие через угрозы, оскорбления, насмешки, унижения и обидные прозвища;

3) социально-психологический — воздействие через сплетни, объявление бойкота, игнорирование;

4) виртуальный (кибербуллинг) — все возможные виды давления в информационном пространстве.

При выявлении случаев буллинга обычно существует следующий порядок действий: родители жертвы обращаются в образовательную организацию, проводится беседа с агрессором. Если данный разговор не помогает разрешить ситуацию, то родители пишут заявление в компетентные органы. Последствием такого обращения является постановка агрессора на учет, привлечение его родителей к ответственности и проверка в образовательной организации.

Однако в России на законодательном уровне понятие «буллинг» не закреплено, как следствие, и ответственность за него тоже. Но юридическая ответственность предусмотрена существующими нормативно-правовыми актами за те действия, совершение которых образует данное явление. Лица в возрасте до 14 лет не несут юридической ответственности в соответствии с нормами ГК РФ, но за их проступки ответственны родители и законные представители в соответствии со ст. 151, 152 ГК РФ. За ненадлежащее воспитание детей возможно наложение санкций на родителей в соответствии с ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ. Лица, достигшие 16 летнего возраста, могут быть привлечены к ответственности в соответствии с нормами КоАП РФ (ст. 5.61) и нормами УК РФ (ст. 110, 111, 112, 128.1,158,161, 163, 167). Однако доказать вину правонарушителя достаточно сложно. В связи с чем данная проблема остается одной из неразрешенных в образовательной организации.

По результатам проведенного опроса, буллинг является достаточно частым явлением в учебном заведении, ему подвергались или были его свидетелями больше половины респондентов. Самым распространенным возрастом для школьной травли является подростковый период, когда психика наиболее уязвима, что впоследствии сказывается на сложном выстраивании отношений в коллективе во взрослой жизни.

Выводы. Профилактика буллинга в образовательных организациях должна стать обязательной частью воспитательного процесса. Возможным путем снижения случаев проявления насилия в школах является принятие Федерального закона «О профилактике буллинга среди учащихся школ в Российской Федерации», который закрепит понятия, формы буллинга и механизм его выявления, обязанность родителей и образовательных организаций для предотвращения проявления травли, а в случае выявления подобных случаев — позволит привлекать агрессоров к ответственности, жертвам предоставлять комплексные меры поддержки. Также представляется логичной разработка Министерством просвещения РФ единого стандарта по противодействию школьной травле, что обеспечит эффективную и целенаправленную подготовку будущих учителей, повышение квалификации сотрудников учебного заведения, обязательное проведение профилактических мероприятий антибуллинговой направленности. Данный подход позволит создать психологически безопасную образовательную среду и снизить количество проявления буллинга в учебных заведениях.

Full Text

Обоснование. В современном мире с каждым годом увеличивается количество случаев проявления буллинга в образовательных организациях. По статистике каждый третий учащийся в России подвергается насилию в школах [3]. Такие ситуации оказывают негативное влияние на здоровье детей и их успеваемость в учебе. Несмотря на различные меры профилактики буллинга и наличие практики привлечения к юридической ответственности за совершение подобных деяний, данная проблема остается актуальной.

Цель — исследование явления буллинга в контексте образовательных учреждений.

Методы. В рамках исследования были использованы такие методы, как анализ, контент-анализ, статистический анализ, сравнение и обобщение.

Результаты. Буллинг подразумевает длительное физическое или психологическое насилие со стороны индивида или группы, которые имеют определенные преимущества относительно другого индивида [1]. По типу воздействия можно выделить 4 группы:

1) физический — воздействие за счет грубой силы;

2) вербальный — воздействие через угрозы, оскорбления, насмешки, унижения и обидные прозвища;

3) социально-психологический — воздействие через сплетни, объявление бойкота, игнорирование;

4) виртуальный (кибербуллинг) — все возможные виды давления в информационном пространстве.

При выявлении случаев буллинга обычно существует следующий порядок действий: родители жертвы обращаются в образовательную организацию, проводится беседа с агрессором. Если данный разговор не помогает разрешить ситуацию, то родители пишут заявление в компетентные органы. Последствием такого обращения является постановка агрессора на учет, привлечение его родителей к ответственности и проверка в образовательной организации.

Однако в России на законодательном уровне понятие «буллинг» не закреплено, как следствие, и ответственность за него тоже. Но юридическая ответственность предусмотрена существующими нормативно-правовыми актами за те действия, совершение которых образует данное явление. Лица в возрасте до 14 лет не несут юридической ответственности в соответствии с нормами ГК РФ, но за их проступки ответственны родители и законные представители в соответствии со ст. 151, 152 ГК РФ. За ненадлежащее воспитание детей возможно наложение санкций на родителей в соответствии с ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ. Лица, достигшие 16 летнего возраста, могут быть привлечены к ответственности в соответствии с нормами КоАП РФ (ст. 5.61) и нормами УК РФ (ст. 110, 111, 112, 128.1,158,161, 163, 167). Однако доказать вину правонарушителя достаточно сложно. В связи с чем данная проблема остается одной из неразрешенных в образовательной организации.

По результатам проведенного опроса, буллинг является достаточно частым явлением в учебном заведении, ему подвергались или были его свидетелями больше половины респондентов. Самым распространенным возрастом для школьной травли является подростковый период, когда психика наиболее уязвима, что впоследствии сказывается на сложном выстраивании отношений в коллективе во взрослой жизни.

Выводы. Профилактика буллинга в образовательных организациях должна стать обязательной частью воспитательного процесса. Возможным путем снижения случаев проявления насилия в школах является принятие Федерального закона «О профилактике буллинга среди учащихся школ в Российской Федерации», который закрепит понятия, формы буллинга и механизм его выявления, обязанность родителей и образовательных организаций для предотвращения проявления травли, а в случае выявления подобных случаев — позволит привлекать агрессоров к ответственности, жертвам предоставлять комплексные меры поддержки. Также представляется логичной разработка Министерством просвещения РФ единого стандарта по противодействию школьной травле, что обеспечит эффективную и целенаправленную подготовку будущих учителей, повышение квалификации сотрудников учебного заведения, обязательное проведение профилактических мероприятий антибуллинговой направленности. Данный подход позволит создать психологически безопасную образовательную среду и снизить количество проявления буллинга в учебных заведениях.

×

About the authors

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Author for correspondence.
Email: Druzhinina.pr@yandex.ru

студентка, группа 7340-380304D, Институт экономики и управления

Russian Federation, Самара

References

  1. Шарина К.А. Проблема буллинга в современной школе // Молодой ученый. 2022. № 48(443). С. 518–520. EDN: UUVQAQ
  2. Уварова Л.Н., Рысаева А.М. Буллинг в подростковой среде // E-Scio. 2022. № 6(69). С. 55–59. EDN: HPZJCM
  3. Российская газета [Internet]. Режим доступа: https://rg.ru/. Дата обращения: 06.04.2024.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2024 Дружинина Д.С.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.