Религиозная мотивация переноса столиц в древней Японии
- Authors: 1
-
Affiliations:
- Самарский государственный социально-педагогический университет
- Issue: Vol 2 (2024)
- Pages: 65-66
- Section: ЧАСТЬ II. Теология и история религий
- URL: https://gynecology.orscience.ru/osnk-sr2024/article/view/632865
- ID: 632865
Cite item
Full Text
Abstract
Обоснование. В истории Японии было свыше десятка переносов столиц, большинство из которых произошли в древнюю эпоху VI–XII вв., когда религия за всю историю страны имела огромное влияние на жизнь страны. Мотивация передвижения напрямую зависела от бытовавших в это время религиозных убеждений, синтоистских или буддистских, поскольку они имели различия в восприятии некоторых аспектов. С каждой последующей эпохой существовала тенденция к снижению переноса столиц на новые места.
Цель — проанализировать особенности религиозной мотивации переноса столиц в древней Японии и выявить причины снижения количества передвижений императора.
Методы. Анализ источников — «Кодзики», «Нихон сёки», «Сёку Нихонги», а также научной литературы, затрагивающей тему данного исследования, обобщение выявленных сведений.
Результаты. Для японцев древней эпохи свойственно убеждение, что худший источник скверны — смерть. Она сразу «загрязняет» все вокруг, поэтому после смерти человека необходимо было проводить омовения для очищения. Смерть императора, конечно, была намного более значимым событием, после которого продолжать жить в городе было невозможно.
Синто отличает исключительно негативное восприятие смерти, в то время как в буддизме отношение к смерти вовсе не было однозначно отрицательным хотя бы потому, что смерть ведет к новой жизни через перерождение души. Поэтому в древней эпохе все связанное со смертью стало прерогативой исключительно буддийских священнослужителей.
Самое наибольшее количество переносов столиц приходится на период Асука (538–710 гг.). В письменных источниках практически всегда описывается один и тот же сюжет. Чаще всего смерть правителя наступала вследствие болезни, как правило, после этого идет серия постоянных природных катаклизмов — наводнений, града и т. д. С восхождением на трон следующего правителя чаще всего продолжается серия природных катаклизмов, упоминания о которых заканчиваются с указанием переноса дворцового комплекса на новое место.
Впервые решение о строительстве постоянной столицы Фудзивара было принято императором во время правления в VII веке, которое было вызвано прежде всего управленческими нуждами. Однако из-за эпидемии внутри города в 707 г. был обнародован правительственный декрет о переносе города на новое место — на равнину Нара, по названию которой и был назван город. В эпоху Нара (710–794 гг.) в Японии началось распространение влияния буддизма, а столица стала цитаделью буддийского монашества.
Во время правления императора Камму начинается строительство новой постоянной столицы по причине желания уйти из-под влияния буддизма. Однако умер руководитель строительства Фудзивара Танэцугу, в смерти обвинили младшего брата императора Савара, который отрицал свою связь с заговорщиками, объявил сухую голодовку и впоследствии умер. Далее за 10 лет произошла череда катаклизмов, болезней и смертей близких людей императора, достоверно зафиксированных в источниках. Императорская семья пришла к выводу, что это «мстительность духа», поэтому решила оставить недостроенную столицу. Так, в 794 г. по указу столица была перенесена на новое место и получила название Хэйан («столица мира и покоя»), тем самым ознаменовала начало последней древней эпохи — Хэйан (794–1185 г.). Позднее город был переименован в Киото («столичный город») и оставался столицей до 1868 г.
Выводы. В древней эпохе практически произошло 15 переносов столиц, зафиксированных в письменных источниках. Большинство из них были перенесены в период Асука, главной мотивацией для переноса была смерть императора и особенности синтоистских убеждений японцев в это время. В VIII веке начинается распространение буддизма с отличным от синтоистского восприятием смерти. Именно в это время впервые строится постоянная столица. С каждым последующим периодом древней эпохи снижалась роль религии в жизни страны, поэтому стали появляться иные причины (политическая, стратегическая, культурная и др.) переноса столицы на новое место, что стало причиной значительного снижения количества передвижений императора.
Keywords
Full Text
Обоснование. В истории Японии было свыше десятка переносов столиц, большинство из которых произошли в древнюю эпоху VI–XII вв., когда религия за всю историю страны имела огромное влияние на жизнь страны. Мотивация передвижения напрямую зависела от бытовавших в это время религиозных убеждений, синтоистских или буддистских, поскольку они имели различия в восприятии некоторых аспектов. С каждой последующей эпохой существовала тенденция к снижению переноса столиц на новые места.
Цель — проанализировать особенности религиозной мотивации переноса столиц в древней Японии и выявить причины снижения количества передвижений императора.
Методы. Анализ источников — «Кодзики», «Нихон сёки», «Сёку Нихонги», а также научной литературы, затрагивающей тему данного исследования, обобщение выявленных сведений.
Результаты. Для японцев древней эпохи свойственно убеждение, что худший источник скверны — смерть. Она сразу «загрязняет» все вокруг, поэтому после смерти человека необходимо было проводить омовения для очищения. Смерть императора, конечно, была намного более значимым событием, после которого продолжать жить в городе было невозможно.
Синто отличает исключительно негативное восприятие смерти, в то время как в буддизме отношение к смерти вовсе не было однозначно отрицательным хотя бы потому, что смерть ведет к новой жизни через перерождение души. Поэтому в древней эпохе все связанное со смертью стало прерогативой исключительно буддийских священнослужителей.
Самое наибольшее количество переносов столиц приходится на период Асука (538–710 гг.). В письменных источниках практически всегда описывается один и тот же сюжет. Чаще всего смерть правителя наступала вследствие болезни, как правило, после этого идет серия постоянных природных катаклизмов — наводнений, града и т. д. С восхождением на трон следующего правителя чаще всего продолжается серия природных катаклизмов, упоминания о которых заканчиваются с указанием переноса дворцового комплекса на новое место.
Впервые решение о строительстве постоянной столицы Фудзивара было принято императором во время правления в VII веке, которое было вызвано прежде всего управленческими нуждами. Однако из-за эпидемии внутри города в 707 г. был обнародован правительственный декрет о переносе города на новое место — на равнину Нара, по названию которой и был назван город. В эпоху Нара (710–794 гг.) в Японии началось распространение влияния буддизма, а столица стала цитаделью буддийского монашества.
Во время правления императора Камму начинается строительство новой постоянной столицы по причине желания уйти из-под влияния буддизма. Однако умер руководитель строительства Фудзивара Танэцугу, в смерти обвинили младшего брата императора Савара, который отрицал свою связь с заговорщиками, объявил сухую голодовку и впоследствии умер. Далее за 10 лет произошла череда катаклизмов, болезней и смертей близких людей императора, достоверно зафиксированных в источниках. Императорская семья пришла к выводу, что это «мстительность духа», поэтому решила оставить недостроенную столицу. Так, в 794 г. по указу столица была перенесена на новое место и получила название Хэйан («столица мира и покоя»), тем самым ознаменовала начало последней древней эпохи — Хэйан (794–1185 г.). Позднее город был переименован в Киото («столичный город») и оставался столицей до 1868 г.
Выводы. В древней эпохе практически произошло 15 переносов столиц, зафиксированных в письменных источниках. Большинство из них были перенесены в период Асука, главной мотивацией для переноса была смерть императора и особенности синтоистских убеждений японцев в это время. В VIII веке начинается распространение буддизма с отличным от синтоистского восприятием смерти. Именно в это время впервые строится постоянная столица. С каждым последующим периодом древней эпохи снижалась роль религии в жизни страны, поэтому стали появляться иные причины (политическая, стратегическая, культурная и др.) переноса столицы на новое место, что стало причиной значительного снижения количества передвижений императора.
About the authors
Самарский государственный социально-педагогический университет
Author for correspondence.
Email: dianagmnv@mail.ru
студентка группы ИФ-б20ИО, исторический факультет
Russian Federation, СамараReferences
- Кодзики. Записи о деяниях древности. Санкт-Петербург: ШАР, 1993. 320 с.
- Нихон сёки. Анналы Японии: В 2 Т. Москва: Гиперион, 1997.
- Сёку нихонги: продолжение «Анналов Японии». Москва: Издательство Института Гайдара, 2018. 328 с.
- Воробьёв М.В. Древняя Япония: историко-археологический очерк. Москва: Издательство восточной литературы, 1958. 183 с.
- Кожевников В.В. Японская вера в «мстительных духов»: посмертное присвоение титула императора // Труды института истории, археологии и этнографии ДВО РАН. 2020. Т. 29. С. 182–192. EDN: GWHYEQ doi: 10.24411/2658-5960-2020-10051
- Кузнецова С.М. Японские курганные захоронения кофун // Труды института истории, археологии и этнографии ДВО РАН. 2019. Т. 25. С. 114–135. EDN: BCGXJF doi: 10.24411/2658-5960-2019-10038
- Накорчевский А. Синто. Санкт-Петербург: Азбука-классика; Петербургское Востоковедение, 2003. 448 с. EDN: QTEJNN
- Синто: память культуры и живая вера / под ред. Э.В. Молодяковой. Москва: АИРО –ХХI, 2012. 236 с.
Supplementary files
