Развитие информационной грамотности пользователей средствами сельской библиотеки

Capa

Citar

Texto integral

Resumo

Обоснование. В условиях стремительного развития информационных технологий и кардинальных изменений в библиотечно-информационной среде, сельские библиотеки, как важные социальные институты, сталкиваются с необходимостью трансформации своей деятельности.

Обладая необходимыми информационными ресурсами и опытом работы с пользователями, сельские библиотеки играют значительную роль в формировании информационной культуры населения [3]. Однако переход к новым видам информационных продуктов и услуг требует от библиотек не только предоставления информации, а целенаправленного и систематического обучения пользователей навыкам работы с ней [1].

Этим обусловлена необходимость обучения пользователей умениям и навыкам эффективного поиска, анализа и использования информации из различных источников, что является основой успешной учебной и профессиональной деятельности в современных условиях [2].

Без повышения информационной грамотности внедрение новых технологий в сельских библиотеках теряет свой смысл и не способствует полноценному развитию пользователей.

Цель — изучение формирования информационной грамотности средствами сельской библиотеки.

Методы. В исследовании были применены библиографический метод, методы анализа и синтеза, а также социологический метод.

Проанализирована деятельность Муниципального бюджетного учреждения культуры «Ставропольская межпоселенческая библиотека» муниципального района Ставропольский по формированию информационной культуры пользователей. Осуществлен социологический опрос юных пользователей Новобинарадской сельской библиотеки-филиала по выявлению проблем и особенностей использования Интернета.

Опрос показал:

–большинство детей регулярно используют мобильные телефоны для доступа в Интернет, проводя в Сети значительное количество времени;

–отмечаются позитивные аспекты использования Интернета (возможность познания, общения, обучения), а также негативные (воздействие на сознание, доступ к нежелательной информации);

–определяется опасность чрезмерного увлечения виртуальной реальностью, что может негативно сказываться на психологическом и физиологическом состоянии детей.

Результаты. В результате исследования разработана программа, которая, на наш взгляд, поможет сельским библиотекам в обучении информационной грамотности, а также информационно-психологической безопасности детей и подростков.

Выводы. Исследование показало, что сельские библиотеки имеют многолетний опыт обучения навыкам поиска информации, использования справочно-библиографического аппарата и др. На фоне внедрения информационных и коммуникационных технологий возникла необходимость в создании комфортных условий для социализации подрастающего поколения, формирования информационной грамотности и защиты от негативного воздействия интернет-среды.

Texto integral

Обоснование. В условиях стремительного развития информационных технологий и кардинальных изменений в библиотечно-информационной среде, сельские библиотеки, как важные социальные институты, сталкиваются с необходимостью трансформации своей деятельности.

Обладая необходимыми информационными ресурсами и опытом работы с пользователями, сельские библиотеки играют значительную роль в формировании информационной культуры населения [3]. Однако переход к новым видам информационных продуктов и услуг требует от библиотек не только предоставления информации, а целенаправленного и систематического обучения пользователей навыкам работы с ней [1].

Этим обусловлена необходимость обучения пользователей умениям и навыкам эффективного поиска, анализа и использования информации из различных источников, что является основой успешной учебной и профессиональной деятельности в современных условиях [2].

Без повышения информационной грамотности внедрение новых технологий в сельских библиотеках теряет свой смысл и не способствует полноценному развитию пользователей.

Цель — изучение формирования информационной грамотности средствами сельской библиотеки.

Методы. В исследовании были применены библиографический метод, методы анализа и синтеза, а также социологический метод.

Проанализирована деятельность Муниципального бюджетного учреждения культуры «Ставропольская межпоселенческая библиотека» муниципального района Ставропольский по формированию информационной культуры пользователей. Осуществлен социологический опрос юных пользователей Новобинарадской сельской библиотеки-филиала по выявлению проблем и особенностей использования Интернета.

Опрос показал:

–большинство детей регулярно используют мобильные телефоны для доступа в Интернет, проводя в Сети значительное количество времени;

–отмечаются позитивные аспекты использования Интернета (возможность познания, общения, обучения), а также негативные (воздействие на сознание, доступ к нежелательной информации);

–определяется опасность чрезмерного увлечения виртуальной реальностью, что может негативно сказываться на психологическом и физиологическом состоянии детей.

Результаты. В результате исследования разработана программа, которая, на наш взгляд, поможет сельским библиотекам в обучении информационной грамотности, а также информационно-психологической безопасности детей и подростков.

Выводы. Исследование показало, что сельские библиотеки имеют многолетний опыт обучения навыкам поиска информации, использования справочно-библиографического аппарата и др. На фоне внедрения информационных и коммуникационных технологий возникла необходимость в создании комфортных условий для социализации подрастающего поколения, формирования информационной грамотности и защиты от негативного воздействия интернет-среды.

×

Sobre autores

Самарский государственный институт культуры

Autor responsável pela correspondência
Email: liubov.pimenowa@yandex.ru

студентка, группа БВз-520, факультет культурологии, социально-культурных и информационных технологий

Rússia, Самара

Bibliografia

  1. Вохрышева М.Г. Медиа- и информационная грамотность: библиографические средства формирования. В кн.: Медийно-информационная грамотность в России: дорога в будущее: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Москва: МЦБС, 2014. С. 142–148.
  2. Качева Е.В. Формирование информационной культуры школьников на основе ресурсов школьных информационно-библиотечных центров: учебно-методическое пособие. Челябинск: Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, 2021. 40 с. EDN: ARSUSA
  3. Лау Х. Руководство по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни. Москва: Информация для всех, 2006. 45 с.

Arquivos suplementares

Arquivos suplementares
Ação
1. JATS XML

Declaração de direitos autorais © Пименова Л.Н., 2025

Creative Commons License
Este artigo é disponível sob a Licença Creative Commons Atribuição 4.0 Internacional.