Дидактический потенциал англоязычной страноведческой игры при формировании социокультурной компетенции (на материале англоязычных художников)

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

Обоснование. Согласно федеральным государственным общеобразовательным стандартам основного общего образования перед образовательными учреждениями стоит задача подготовить учеников к межкультурному взаимодействию, пониманию культурных особенностей англоязычных стран и умению адекватно вести себя в различных коммуникативных ситуациях [1]. Практика работы и психолого-педагогические особенности учеников средней школы показывают, что традиционные методы обучения часто недостаточно эффективны для формирования социокультурной компетенции. При этом использование игровой технологии остается недостаточно изученным, а исследования, посвященные англоязычной страноведческой игре на материале англоязычных художников и ее влиянию на развитие социокультурной компетенции, практически отсутствуют. Это создает пробел в методической литературе и определяет необходимость данного исследования.

Цель — разработка и экспериментальная проверка эффективности использования дидактической страноведческой игры (на материале англоязычных художников) при формировании социокультурной компетенции на уроках английского языка в основной школе.

Методы. После анализа литературы по теме исследования нами был проведен эксперимент на базе МБОУ «Школа № 154 с углубленным изучением отдельных предметов». В эксперименте участвовало 16 человек. Совместно с научным руководителем мы разработали комплекс игр, получивший название «Художественное приключение», состоящий из 164 карточек, разделенных на следующие категории: изображения художников (16), изображения картин (30), грамматика (75), лексика (50), игрового поля, двух информационных брошюр со справочным страноведческим материалом, а также информационного буклета, в котором описаны все возможные игровые механики. Экспериментальная работа состояла из трех этапов. На констатирующем этапе нами был выявлен уровень сформированности социокультурной компетенции учащихся, а также уровень мотивации к изучению иностранного языка. На формирующем этапе было проведено девять уроков английского языка с внедрением настольных игр. На контрольном этапе было проведено итоговое тестирование.

Результаты. Результаты экспериментальной группы свидетельствуют о положительной динамике развития социокультурной компетенции учащихся и повышении мотивации к изучению английского языка, они представлены в таблице 1.

 

Таблица 1. Результаты проведенного эксперимента

Уровень мотивации

 

Высокий

Средний

Низкий

Входное тестирование

2 (12,5 %)

9 (56,25 %)

5 (31,25 %)

Контрольное тестирование

3 (18,75 %)

11 (68,75 %)

2 (12,5 %)

Уровень развития социокультурной компетенции

 

Высокий

Средний

Низкий

Входное тестирование

1 (6,25 %)

10 (62.5 %)

5 (31,25 %)

Контрольное тестирование

4 (31,25 %)

9 (50 %)

3 (18,75 %)

 

Выводы. Таким образом, эффективность использования настольной страноведческой игры была доказана в ходе экспериментальной работы. Возможность использования нашей разработки учителем на уроке английского языка наделяет ее педагогической ценностью. Настольная страноведческая игра универсальна, способствует интерактивному обучению и вовлекает учащихся в учебных процесс через игровую деятельность, что делает уроки более увлекательными и эффективными.

Full Text

Обоснование. Согласно федеральным государственным общеобразовательным стандартам основного общего образования перед образовательными учреждениями стоит задача подготовить учеников к межкультурному взаимодействию, пониманию культурных особенностей англоязычных стран и умению адекватно вести себя в различных коммуникативных ситуациях [1]. Практика работы и психолого-педагогические особенности учеников средней школы показывают, что традиционные методы обучения часто недостаточно эффективны для формирования социокультурной компетенции. При этом использование игровой технологии остается недостаточно изученным, а исследования, посвященные англоязычной страноведческой игре на материале англоязычных художников и ее влиянию на развитие социокультурной компетенции, практически отсутствуют. Это создает пробел в методической литературе и определяет необходимость данного исследования.

Цель — разработка и экспериментальная проверка эффективности использования дидактической страноведческой игры (на материале англоязычных художников) при формировании социокультурной компетенции на уроках английского языка в основной школе.

Методы. После анализа литературы по теме исследования нами был проведен эксперимент на базе МБОУ «Школа № 154 с углубленным изучением отдельных предметов». В эксперименте участвовало 16 человек. Совместно с научным руководителем мы разработали комплекс игр, получивший название «Художественное приключение», состоящий из 164 карточек, разделенных на следующие категории: изображения художников (16), изображения картин (30), грамматика (75), лексика (50), игрового поля, двух информационных брошюр со справочным страноведческим материалом, а также информационного буклета, в котором описаны все возможные игровые механики. Экспериментальная работа состояла из трех этапов. На констатирующем этапе нами был выявлен уровень сформированности социокультурной компетенции учащихся, а также уровень мотивации к изучению иностранного языка. На формирующем этапе было проведено девять уроков английского языка с внедрением настольных игр. На контрольном этапе было проведено итоговое тестирование.

Результаты. Результаты экспериментальной группы свидетельствуют о положительной динамике развития социокультурной компетенции учащихся и повышении мотивации к изучению английского языка, они представлены в таблице 1.

 

Таблица 1. Результаты проведенного эксперимента

Уровень мотивации

 

Высокий

Средний

Низкий

Входное тестирование

2 (12,5 %)

9 (56,25 %)

5 (31,25 %)

Контрольное тестирование

3 (18,75 %)

11 (68,75 %)

2 (12,5 %)

Уровень развития социокультурной компетенции

 

Высокий

Средний

Низкий

Входное тестирование

1 (6,25 %)

10 (62.5 %)

5 (31,25 %)

Контрольное тестирование

4 (31,25 %)

9 (50 %)

3 (18,75 %)

 

Выводы. Таким образом, эффективность использования настольной страноведческой игры была доказана в ходе экспериментальной работы. Возможность использования нашей разработки учителем на уроке английского языка наделяет ее педагогической ценностью. Настольная страноведческая игра универсальна, способствует интерактивному обучению и вовлекает учащихся в учебных процесс через игровую деятельность, что делает уроки более увлекательными и эффективными.

×

About the authors

Самарский государственный социально-педагогический университет

Author for correspondence.
Email: molchanova.a@sgspu.ru

студентка, группа ФИЯ-б20АФо1.1, факультет иностранных языков

Russian Federation, Самара

References

  1. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (ред. от 11.12.2020) «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта Основного общего образования». Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo/ Дата обращения: 08.01.2025.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2025 Молчанова А.А.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.