Диагностика лингвистической одаренности как предпосылка для успешного выбора профессии
- Авторлар: 1
-
Мекемелер:
- Московский городской педагогический университет, Самарский филиал
- Шығарылым: Том 2 (2025)
- Беттер: 322-323
- Бөлім: ЧАСТЬ II. Региональные языковые образовательные проекты в многонациональном городском пространстве
- ##submission.dateSubmitted##: 20.05.2025
- ##submission.dateAccepted##: 04.06.2025
- ##submission.datePublished##: 06.11.2025
- URL: https://gynecology.orscience.ru/osnk-sr2025/article/view/680058
- ID: 680058
Дәйексөз келтіру
Толық мәтін
Аннотация
Обоснование. Дети с лингвистической одаренностью имеют большие возможности для успешной карьеры в таких областях, как перевод, преподавание, дипломатия, поэтому лингвистическая одаренность может стать предпосылкой для выбора языковой специальности. Лингвистически одаренных обучающихся не всегда легко идентифицировать, поскольку многие факторы могут маскировать проявления одаренности. Наиболее применяемыми в измерении способностей к иностранным языкам на сегодняшний день являются тестологические подходы. Однако тестирование не должно служить единственным источником идентификации [2]. Необходимо несколько оценок — как объективных, так и субъективных — чтобы убедиться, что ни один одаренный учащийся не упускается из виду [4]. Поэтому нужно использовать технологии, которые создают ситуацию для наблюдения и выявления особенностей, присущих одаренным детям.
Цель — изучить и адаптировать инструменты выявления лингвистической одаренности у детей для ее дальнейшего развития.
Методы. Анализ, сравнение, классификация, педагогический эксперимент, который включал в себя тестирование и наблюдение; обработка и структурирование полученных данных в таблицу.
Результаты. Изучив мнения отечественных и американских ученых [1–3], мы выделили следующие компоненты лингвистической одаренности: языковая догадка; иноязычные способности; коммуникативные способности. Проанализированы технологии, предлагаемые для выявления лингвистически одаренных детей. В рамках технологии «Мозговой штурм» нами разработаны задания, которые сочетают в себе как групповую, так и индивидуальную работу учащихся и предполагают активную смену деятельности. Задания были апробированы на базе Гимназии № 1 (Базовая школа РАН). Каждое задание соответствует различным компонентам лингвистической одаренности (табл. 1).
Таблица 1. Задания для диагностики лингвистической одаренности и критерии их оценивания
Задание | На какой компонент направлено | Описание задания | Критерии оценивания |
Загадки | Языковая догадка и иноязычные способности | Ученики отгадывают загадки на английском языке | 1 балл за загадку |
Рифмованные загадки | Иноязычные способности и языковая догадка | Учащийся вставляет пропущенные слова в рифмованные загадки | 1 балл за рифму |
Пословицы и поговорки | Языковая догадка и иноязычные способности | Ученик сопоставляет английскую пословицу с русской версией | 1 балл за сопоставление |
Чайнворд | Иноязычные способности | Ученик вписывает ответы на чайнворд | 1 балл за слово |
Социальная реклама | Коммуникативные способности | В группах ученики разрабатывают социальную рекламу: слоган, ключевое сообщение, визуальный образ, определяют целевую аудиторию и канал коммуникации. После демонстрируют рекламу | Оценивается 5 компонентов по 3-х бальной шкале: 1) убедительность слогана; 2) ясность ключевого сообщения; 3) визуальный образ; 4) выбор аудитории и каналов; 5) слаженность работы в группе |
После проведения заданий мы привели полученные баллы к единой шкале и получили таблицу показателей сформированности каждого компонента каждого ученика (табл. 2).
Таблица 2. Сводная таблица показателей сформированности компонентов
Ученик | Языковая догадка | Иноязычные способности | Коммуникативные способности | Средний балл по компонентам |
Ученик 1 | 73,1 | 72 | 66,7 | 70,6 |
Во время проверки эффективности заданий с учениками 6-го класса был выявлен блокирующий показатель лингвистической одаренности [3], а именно застенчивость и непризнание авторитета ученика классом. Если бы не проводилось наблюдение, то одаренность ученика была бы упущена из виду.
Выводы. Разработанные задания позволяют выявить лингвистически одаренных детей, которые в рамках урока могут не проявлять признаков, присущих детям с данным видом одаренности. Если проводить диагностическую работу и делиться результатами, то диагностика может стать мощным фактором мотивации для осознанного выбора языковой специальности. После проведения диагностики целесообразно озвучить данные родителям и завучу. Возможно, понадобится работа психолога, если мы выявляем блокирующие показатели.
Толық мәтін
Обоснование. Дети с лингвистической одаренностью имеют большие возможности для успешной карьеры в таких областях, как перевод, преподавание, дипломатия, поэтому лингвистическая одаренность может стать предпосылкой для выбора языковой специальности. Лингвистически одаренных обучающихся не всегда легко идентифицировать, поскольку многие факторы могут маскировать проявления одаренности. Наиболее применяемыми в измерении способностей к иностранным языкам на сегодняшний день являются тестологические подходы. Однако тестирование не должно служить единственным источником идентификации [2]. Необходимо несколько оценок — как объективных, так и субъективных — чтобы убедиться, что ни один одаренный учащийся не упускается из виду [4]. Поэтому нужно использовать технологии, которые создают ситуацию для наблюдения и выявления особенностей, присущих одаренным детям.
Цель — изучить и адаптировать инструменты выявления лингвистической одаренности у детей для ее дальнейшего развития.
Методы. Анализ, сравнение, классификация, педагогический эксперимент, который включал в себя тестирование и наблюдение; обработка и структурирование полученных данных в таблицу.
Результаты. Изучив мнения отечественных и американских ученых [1–3], мы выделили следующие компоненты лингвистической одаренности: языковая догадка; иноязычные способности; коммуникативные способности. Проанализированы технологии, предлагаемые для выявления лингвистически одаренных детей. В рамках технологии «Мозговой штурм» нами разработаны задания, которые сочетают в себе как групповую, так и индивидуальную работу учащихся и предполагают активную смену деятельности. Задания были апробированы на базе Гимназии № 1 (Базовая школа РАН). Каждое задание соответствует различным компонентам лингвистической одаренности (табл. 1).
Таблица 1. Задания для диагностики лингвистической одаренности и критерии их оценивания
Задание | На какой компонент направлено | Описание задания | Критерии оценивания |
Загадки | Языковая догадка и иноязычные способности | Ученики отгадывают загадки на английском языке | 1 балл за загадку |
Рифмованные загадки | Иноязычные способности и языковая догадка | Учащийся вставляет пропущенные слова в рифмованные загадки | 1 балл за рифму |
Пословицы и поговорки | Языковая догадка и иноязычные способности | Ученик сопоставляет английскую пословицу с русской версией | 1 балл за сопоставление |
Чайнворд | Иноязычные способности | Ученик вписывает ответы на чайнворд | 1 балл за слово |
Социальная реклама | Коммуникативные способности | В группах ученики разрабатывают социальную рекламу: слоган, ключевое сообщение, визуальный образ, определяют целевую аудиторию и канал коммуникации. После демонстрируют рекламу | Оценивается 5 компонентов по 3-х бальной шкале: 1) убедительность слогана; 2) ясность ключевого сообщения; 3) визуальный образ; 4) выбор аудитории и каналов; 5) слаженность работы в группе |
После проведения заданий мы привели полученные баллы к единой шкале и получили таблицу показателей сформированности каждого компонента каждого ученика (табл. 2).
Таблица 2. Сводная таблица показателей сформированности компонентов
Ученик | Языковая догадка | Иноязычные способности | Коммуникативные способности | Средний балл по компонентам |
Ученик 1 | 73,1 | 72 | 66,7 | 70,6 |
Во время проверки эффективности заданий с учениками 6-го класса был выявлен блокирующий показатель лингвистической одаренности [3], а именно застенчивость и непризнание авторитета ученика классом. Если бы не проводилось наблюдение, то одаренность ученика была бы упущена из виду.
Выводы. Разработанные задания позволяют выявить лингвистически одаренных детей, которые в рамках урока могут не проявлять признаков, присущих детям с данным видом одаренности. Если проводить диагностическую работу и делиться результатами, то диагностика может стать мощным фактором мотивации для осознанного выбора языковой специальности. После проведения диагностики целесообразно озвучить данные родителям и завучу. Возможно, понадобится работа психолога, если мы выявляем блокирующие показатели.
Авторлар туралы
Московский городской педагогический университет, Самарский филиал
Хат алмасуға жауапты Автор.
Email: ir.rogowa-2016@yandex.ru
студентка, группа 44.03.01, филологический факультет
Ресей, СамараӘдебиет тізімі
- Игна О.Н. «Слагаемые» лингвистической одаренности и способностей к иностранным языкам // Вестник ТГПУ. 2012. № 10(125). С. 109–123. EDN: PJCDQT
- Областной Лингвистический Интеллектуальный Марафон Полиглотов (ОЛИМП) 2025 [Internet]. Режим доступа: https://iro63.ru/detskaya-odarennost/olimpiady/oblastnoy-lingvisticheskiy-intellektualnyy-marafon-poliglotov-olimp
- Озерова Д.В. Методика выявления лингвистической одаренности на уроках английского языка. В кн.: Молодой исследователь: вызовы и перспективы: сборник статей по материалам CXVI международной научно-практической конференции, Москва, 06 мая 2019 года. Т. 16(116). Москва: Интернаука, 2019. С. 22–25. EDN: MTTUXF
- Озерова Д.В. Сущность понятия «лингвистическая одаренность» // Педагогический журнал. 2020. Т. 10, № 3А. С. 170–174. doi: 10.34670/AR.2020.14.71.067 EDN: PNKKRP
Қосымша файлдар



