Экспериментальное исследование несущей способности корпуса летательного аппарата с тремя внешними блоками, расположенными по схеме «Y»

Мұқаба

Дәйексөз келтіру

Толық мәтін

Аннотация

Обоснование. Авторам неизвестны исследования аэродинамических характеристик компоновок летательных аппаратов (ЛА) с тремя внешними блоками (ВБ). В статье делается попытка устранить данный пробел. В работе экспериментальным путем получена несущая характеристика трехблочной компоновки ЛА, с ВБ, расположенными параллельно оси основного корпуса по схеме «Y». Эксперимент проводился в аэродинамической трубе Самарского университета [1]. Основной проблемой определения несущих характеристик ЛА является возможность оценить взаимовлияние ВБ и основного корпуса ЛА [2–7]. Для этой цели предложена новая схема измерений тензометрическим методом, на основе которой получены коэффициенты интерференции.

Цель — определить величины производных коэффициентов нормальных сил по углу атаки, коэффициенты интерференции, учитывающие влияние ВБ на фюзеляж и фюзеляж на ВБ, а также их зависимости от относительного диаметра ВБ в компоновке модели трехблочного ЛА схемы «Y».

Методы. На основании поэлементного метода расчета [4, 6, 7] производную коэффициента нормальной силы по углу атаки компоновки ЛА Сукα, можно записать в виде:

CyКα=1SМ.КSМ.ФCyΦα+ΔCyΦ(б)α+KTnбCyбαSМ.б+ΔCyб(Φ)αSМ.Ф

=1SМ.КSМ.ФCyΦα1+ΔCyΦ(б)αCyΦα+KTnбCyбαSМ.б+ΔCyб(Φ)αCyΦαCyΦαSМ.Ф (1)

=SМ.ФSМ.КCyΦα1+KΦ(б)+KTnбCyбαSМ.бSМ.Ф+Kб(Φ)CyΦα

где Sм.к, Sм.ф, и Sм.б — площади миделевых сечений компоновки в целом (сумма миделевого сечения корпуса и всех миделевых сечений ВБ), миделевое поперечное сечение корпуса, миделевое поперечное сечение ВБ; CyΦα, Cyбα, ΔCyΦ(б)α и ΔCyб(Φ)α — производные коэффициентов нормальных сил по углу атаки фюзеляжа (корпуса), ВБ и дополнительных нормальных сил, возникающих на корпусе от влияния ВБ и на ВБ от влияния корпуса; nб — количество ВБ (в данном случае nб = 3); кт — коэффициент торможения потока, набегающего на ВБ. Коэффициент интерференции, учитывающий влияние ВБ на корпус Kф(б), определяется на основании метода, описанного в патенте [8], для случая, когда между корпусом и ВБ имеется небольшая щель (шириной не более 2 мм) и сами блоки закрепляются с помощью специального кронштейна позади основного корпуса. Такое крепление блоков позволяет не передавать аэродинамическую силу на чувствительные элементы тензовесов, действующую на сами ВБ, и в то же время измерять силу, действующую на основной корпус, с учетом интерференционной силы от ВБ. В этом случае формулу для коэффициента интерференции Kф(б) можно записать так:

KΦ(б)=ΔCyΦ(б)αCyΦα=ΔCyΦ(б)α+CyΦα-CyΦαCyΦα=CyΦα+ΔCyΦ(б)αCyΦα-1,0 (2)

Тогда из формулы (1) второй коэффициент интерференции Kб(ф), учитывающий влияние корпуса на ВБ, можно выразить формулой:

Kб(Φ)=CyКα-11+nбd¯2CyΦα1+KΦ(б)-KTnбCyбαd¯21+nбd¯2KTCyΦα11+nбd¯2=CyКα1+nбd¯2-CyΦα1+KΦ(б)-KTnбCyбαd¯2KTCyΦα (3)

в формуле (3) принято обозначение d¯=d/D для относительного диаметра ВБ, где d — диаметр ВБ; D — диаметр основного корпуса. Итак, для расчета коэффициентов интерференции по формулам (2) и (3) необходимо экспериментально определить следующие величины: Cyкα, Cyфα, ΔCy(б)α и КТ.

Результаты. На рис. 1 представлена зависимость производной коэффициента нормальной силы по углу атаки от относительного диаметра ВБ. Данная зависимость хорошо аппроксимируется с относительным среднеквадратичным отклонением (СКО) σ ≈ 1,1 % полиномом второй степени

CyКα=0,0473+0,0268d¯-0,0174d¯2.

 

Рис. 1. Зависимость производной коэффициента нормальной силы по углу атаки от относительного диаметра ВБ

 

Взятие производной, приравнивание ее к нулю и последующее решение линейного уравнения позволяет определить оптимальный относительный диаметр ВБ d¯opt0,77, обеспечивающий максимальное значение производной коэффициента нормальной силы по углу атаки компоновки ЛА Cyk maxα0,058град-1. На рис. 2 показана зависимость коэффициента интерференции, характеризующего влияние ВБ на корпус от относительного диаметра ВБ.

 

Рис. 2. Зависимость коэффициента интерференции, характеризующего влияние блоков на корпус от относительного диаметра ВБ

 

Данные экспериментальные результаты аппроксимируются с относительным СКО σ≈5 % следующим уравнением:

KΦ(б)=-0,1569d¯+0,968d¯2.

На рис. 3 показана зависимость коэффициента интерференции, характеризующего влияние корпуса на ВБ, от относительного диаметра ВБ.

 

Рис. 3. Зависимость коэффициента интерференции, характеризующего влияние корпуса на блоки от относительного диаметра ВБ

 

Коэффициент интерференции  аппроксиируется полином второй степени с относительным СКО σ≈5 %.

Kб(Φ)=-0,0556+1,1821d¯-0,8654d¯2.

Выводы. Получена зависимость производной коэффициента нормальной силы по углу атаки для трехблочных компоновок ЛА с расположением ВБ по схеме «Y» от относительного диаметра ВБ; установлены зависимости коэффициентов интерференции от относительного диаметра блоков, характеризующие как влияние ВБ на основной корпус, так и корпуса на ВБ.

Толық мәтін

Обоснование. Авторам неизвестны исследования аэродинамических характеристик компоновок летательных аппаратов (ЛА) с тремя внешними блоками (ВБ). В статье делается попытка устранить данный пробел. В работе экспериментальным путем получена несущая характеристика трехблочной компоновки ЛА, с ВБ, расположенными параллельно оси основного корпуса по схеме «Y». Эксперимент проводился в аэродинамической трубе Самарского университета [1]. Основной проблемой определения несущих характеристик ЛА является возможность оценить взаимовлияние ВБ и основного корпуса ЛА [2–7]. Для этой цели предложена новая схема измерений тензометрическим методом, на основе которой получены коэффициенты интерференции.

Цель — определить величины производных коэффициентов нормальных сил по углу атаки, коэффициенты интерференции, учитывающие влияние ВБ на фюзеляж и фюзеляж на ВБ, а также их зависимости от относительного диаметра ВБ в компоновке модели трехблочного ЛА схемы «Y».

Методы. На основании поэлементного метода расчета [4, 6, 7] производную коэффициента нормальной силы по углу атаки компоновки ЛА Сукα, можно записать в виде:

CyКα=1SМ.КSМ.ФCyΦα+ΔCyΦ(б)α+KTnбCyбαSМ.б+ΔCyб(Φ)αSМ.Ф

=1SМ.КSМ.ФCyΦα1+ΔCyΦ(б)αCyΦα+KTnбCyбαSМ.б+ΔCyб(Φ)αCyΦαCyΦαSМ.Ф (1)

=SМ.ФSМ.КCyΦα1+KΦ(б)+KTnбCyбαSМ.бSМ.Ф+Kб(Φ)CyΦα

где Sм.к, Sм.ф, и Sм.б — площади миделевых сечений компоновки в целом (сумма миделевого сечения корпуса и всех миделевых сечений ВБ), миделевое поперечное сечение корпуса, миделевое поперечное сечение ВБ; CyΦα, Cyбα, ΔCyΦ(б)α и ΔCyб(Φ)α — производные коэффициентов нормальных сил по углу атаки фюзеляжа (корпуса), ВБ и дополнительных нормальных сил, возникающих на корпусе от влияния ВБ и на ВБ от влияния корпуса; nб — количество ВБ (в данном случае nб = 3); кт — коэффициент торможения потока, набегающего на ВБ. Коэффициент интерференции, учитывающий влияние ВБ на корпус Kф(б), определяется на основании метода, описанного в патенте [8], для случая, когда между корпусом и ВБ имеется небольшая щель (шириной не более 2 мм) и сами блоки закрепляются с помощью специального кронштейна позади основного корпуса. Такое крепление блоков позволяет не передавать аэродинамическую силу на чувствительные элементы тензовесов, действующую на сами ВБ, и в то же время измерять силу, действующую на основной корпус, с учетом интерференционной силы от ВБ. В этом случае формулу для коэффициента интерференции Kф(б) можно записать так:

KΦ(б)=ΔCyΦ(б)αCyΦα=ΔCyΦ(б)α+CyΦα-CyΦαCyΦα=CyΦα+ΔCyΦ(б)αCyΦα-1,0 (2)

Тогда из формулы (1) второй коэффициент интерференции Kб(ф), учитывающий влияние корпуса на ВБ, можно выразить формулой:

Kб(Φ)=CyКα-11+nбd¯2CyΦα1+KΦ(б)-KTnбCyбαd¯21+nбd¯2KTCyΦα11+nбd¯2=CyКα1+nбd¯2-CyΦα1+KΦ(б)-KTnбCyбαd¯2KTCyΦα (3)

в формуле (3) принято обозначение d¯=d/D для относительного диаметра ВБ, где d — диаметр ВБ; D — диаметр основного корпуса. Итак, для расчета коэффициентов интерференции по формулам (2) и (3) необходимо экспериментально определить следующие величины: Cyкα, Cyфα, ΔCy(б)α и КТ.

Результаты. На рис. 1 представлена зависимость производной коэффициента нормальной силы по углу атаки от относительного диаметра ВБ. Данная зависимость хорошо аппроксимируется с относительным среднеквадратичным отклонением (СКО) σ ≈ 1,1 % полиномом второй степени

CyКα=0,0473+0,0268d¯-0,0174d¯2.

 

Рис. 1. Зависимость производной коэффициента нормальной силы по углу атаки от относительного диаметра ВБ

 

Взятие производной, приравнивание ее к нулю и последующее решение линейного уравнения позволяет определить оптимальный относительный диаметр ВБ d¯opt0,77, обеспечивающий максимальное значение производной коэффициента нормальной силы по углу атаки компоновки ЛА Cyk maxα0,058град-1. На рис. 2 показана зависимость коэффициента интерференции, характеризующего влияние ВБ на корпус от относительного диаметра ВБ.

 

Рис. 2. Зависимость коэффициента интерференции, характеризующего влияние блоков на корпус от относительного диаметра ВБ

 

Данные экспериментальные результаты аппроксимируются с относительным СКО σ≈5 % следующим уравнением:

KΦ(б)=-0,1569d¯+0,968d¯2.

На рис. 3 показана зависимость коэффициента интерференции, характеризующего влияние корпуса на ВБ, от относительного диаметра ВБ.

 

Рис. 3. Зависимость коэффициента интерференции, характеризующего влияние корпуса на блоки от относительного диаметра ВБ

 

Коэффициент интерференции  аппроксиируется полином второй степени с относительным СКО σ≈5 %.

Kб(Φ)=-0,0556+1,1821d¯-0,8654d¯2.

Выводы. Получена зависимость производной коэффициента нормальной силы по углу атаки для трехблочных компоновок ЛА с расположением ВБ по схеме «Y» от относительного диаметра ВБ; установлены зависимости коэффициентов интерференции от относительного диаметра блоков, характеризующие как влияние ВБ на основной корпус, так и корпуса на ВБ.

×

Авторлар туралы

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Хат алмасуға жауапты Автор.
Email: germamo@mail.ru

аспирант, группа А404, институт авиационной и ракетно-космической техники

Ресей, Самара

Әдебиет тізімі

  1. Комаров В.А., и др. Вузовская учебно-исследовательская аэродинамическая труба // Полет. 2006. № 10. С. 34–41. EDN: RUNBOE
  2. Петров К.П. Аэродинамика транспортных космических систем. Москва: Эдиториал УРСС, 2000. 368 с.
  3. Петров К.П. Аэродинамика тел простейших форм. Москва: Факториал, 1998. 432 с.
  4. Новикова А.А., Фролов В.А. Методика экспериментального исследования интерференции модели ракеты-носителя // XV Королевские чтения: Международная молодежная научная конференция, посвященная 100-летию со дня рождения Д.И. Козлова. 2019. Т. 1. С. 170–171. EDN: GKLUYG
  5. Каримуллин И.Г. Экспериментальные исследования основных аэродинамических характеристик параллельно соединенных в одной плоскости трех цилиндроконических тел. Москва: Изд. отдел ЦАГИ, 1978. 20 с.
  6. Germamo A.Y., Фролов В.А. Экспериментальное определение несущих характеристик комбинации корпуса с двумя блоками, расположенными в горизонтальной плоскости симметрии // XXVI Всероссийский семинар по управлению движением и навигации летательных аппаратов: сборник трудов. Самара, 2023. С. 147–153.
  7. Лебедев А.А., Чернобровкин Л.С. Динамика полета. Москва: Машиностроение, 1973. 616 с.
  8. Патент № 2830561/21.11.2024. Гермамо А.Й., Золотарев А.Г., Фролов В.А. Способ исследования аэродинамического взаимовлияния корпуса и внешних блоков сборной модели летательного аппарата и устройство его реализующее. Режим доступа: https://ssau.ru/patents/show/3235 Дата обращения: 05.07.2025.

Қосымша файлдар

Қосымша файлдар
Әрекет
1. JATS XML
2. Рис. 1. Зависимость производной коэффициента нормальной силы по углу атаки от относительного диаметра ВБ

Жүктеу (58KB)
3. Рис. 2. Зависимость коэффициента интерференции, характеризующего влияние блоков на корпус от относительного диаметра ВБ

Жүктеу (48KB)
4. Рис. 3. Зависимость коэффициента интерференции, характеризующего влияние корпуса на блоки от относительного диаметра ВБ

Жүктеу (42KB)

© Гермамо А.Й., 2025

Creative Commons License
Бұл мақала лицензия бойынша қолжетімді Creative Commons Attribution 4.0 International License.