Цифровизация государственных услуг: новые подходы к взаимодействию с гражданами через платформы электронного правительства
- Authors: 1
-
Affiliations:
- Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
- Issue: Vol 2 (2025)
- Pages: 403-404
- Section: ЧАСТЬ II. Государственное и муниципальное управление
- Submitted: 21.05.2025
- Accepted: 11.06.2025
- Published: 06.11.2025
- URL: https://gynecology.orscience.ru/osnk-sr2025/article/view/680125
- ID: 680125
Cite item
Full Text
Abstract
Обоснование. Актуальность данной темы обусловлена тем, что цифровизация в настоящее время в сфере электронного правительства активно развивается. Вследствие этого граждане России хотят видеть результаты деятельности государственных органов и осуществлять услуги дистанционно. Технологии развиваются, а значит цифровизация имеет большой потенциал, поэтому важно искать новые подходы к взаимодействию с гражданами.
Цель — охарактеризовать понятие цифровизации, выявить основные сферы, которые охватывает этот процесс. Определить, какие методы в цифровизации использовались в период с 2022 по 2024 годы. Определить, какие новые подходы к взаимодействию с гражданами через платформы электронного правительства планируют внедрить в 2025 году.
Методы. Сбор данных, анализ, сравнение, синтез.
Результаты. На основании информации о трансформации подходов к процессу цифровизации государственных сервисов и разработке и внедрении новых подходов, выделены примеры программ, реализуемых в соответствии с данной стратегией:
–справочно-информационная система, обеспечивающая доступ к муниципальными и государственным услугам: «Госуслуги»;
–региональные системы государственных и муниципальных услуг;
–портал межведомственного электронного взаимодействия.
Цифровизация государственных услуг в России в 2025 году откроет современные и улучшенные возможности для граждан и бизнеса. Совершенствование платформ для получения государственных услуг, рост количества умных городов, а также цифровизация здравоохранения и образования — это будет способствовать улучшению качества жизни и повышению доступности и удобства услуг для населения.
Исходя из отчетов Росстата, предоставление в электронной форме для населения государственных услуг выросло к 2022 г. по сравнению с 2016 на 42 %. По данным института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, 86,7 % населения РФ в возрасте 15 лет и старше получают государственные и муниципальные услуги в электронном формате. Кроме того, в 77 % случаев люди обращаются на единый справочно-информационный портал с целью получения необходимой информации, а 47 % за результатом работы каких-либо сервисов. 54 % населения обращались с целью выплаты обязательных платежей, а 40 % населения с целью работы с документами.
В сфере образования в 2023 году Министерство Просвещения РФ составило новую стратегию цифрового образования. Основными принципами были:
–изменения в содержании образования, создание новых учебных планов, создание библиотек проверенного и единого содержания;
–создание цифровых помощников с целью повышения эффективности обучения.
Выводы. Новые подходы к взаимодействию с гражданами через платформы электронного правительства:
–Совершенствование умных городов и цифровых технологий в муниципалитетах. Одним из важнейших шагов в цифровизации станет внедрение систем умных городов, которые позволят отслеживать движение транспорта на дорогах, снизить количество пробок, что особенно актуально в мегаполисах. В 2025 году должно вырасти количество проектов, направленных на сохранение экологии и «озеленение» территорий.
–Мобильные приложения и цифровые инструменты для населения. Приложения, разработанные с учетом новых технологий, должны позволять гражданам записаться в поликлинику, подать заявление, получить справку из налоговой в одной цифровой системе. В 2025 году будет активно развиваться использование электронных документов с электронными печатями и подписями, которые при этом обладают юридической силой.
–Цифровизация здравоохранения. В 2025 году медицинские учреждения должны будут начать использовать электронные медицинские карты. Это поможет в небольшой срок обмениваться информацией между клиентом, клиникой, врачом, улучшая коммуникацию и диагностику. Еще пациенты смогут отслеживать свою медицинскую историю онлайн.
–Цифровизация в сфере образования: задачей является обеспечение получения доступного дополнительного образования в новых сферах, востребованных на рынке труда. Также целью является создание онлайн-сервисов для упрощения работы учреждений.
Full Text
Обоснование. Актуальность данной темы обусловлена тем, что цифровизация в настоящее время в сфере электронного правительства активно развивается. Вследствие этого граждане России хотят видеть результаты деятельности государственных органов и осуществлять услуги дистанционно. Технологии развиваются, а значит цифровизация имеет большой потенциал, поэтому важно искать новые подходы к взаимодействию с гражданами.
Цель — охарактеризовать понятие цифровизации, выявить основные сферы, которые охватывает этот процесс. Определить, какие методы в цифровизации использовались в период с 2022 по 2024 годы. Определить, какие новые подходы к взаимодействию с гражданами через платформы электронного правительства планируют внедрить в 2025 году.
Методы. Сбор данных, анализ, сравнение, синтез.
Результаты. На основании информации о трансформации подходов к процессу цифровизации государственных сервисов и разработке и внедрении новых подходов, выделены примеры программ, реализуемых в соответствии с данной стратегией:
–справочно-информационная система, обеспечивающая доступ к муниципальными и государственным услугам: «Госуслуги»;
–региональные системы государственных и муниципальных услуг;
–портал межведомственного электронного взаимодействия.
Цифровизация государственных услуг в России в 2025 году откроет современные и улучшенные возможности для граждан и бизнеса. Совершенствование платформ для получения государственных услуг, рост количества умных городов, а также цифровизация здравоохранения и образования — это будет способствовать улучшению качества жизни и повышению доступности и удобства услуг для населения.
Исходя из отчетов Росстата, предоставление в электронной форме для населения государственных услуг выросло к 2022 г. по сравнению с 2016 на 42 %. По данным института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, 86,7 % населения РФ в возрасте 15 лет и старше получают государственные и муниципальные услуги в электронном формате. Кроме того, в 77 % случаев люди обращаются на единый справочно-информационный портал с целью получения необходимой информации, а 47 % за результатом работы каких-либо сервисов. 54 % населения обращались с целью выплаты обязательных платежей, а 40 % населения с целью работы с документами.
В сфере образования в 2023 году Министерство Просвещения РФ составило новую стратегию цифрового образования. Основными принципами были:
–изменения в содержании образования, создание новых учебных планов, создание библиотек проверенного и единого содержания;
–создание цифровых помощников с целью повышения эффективности обучения.
Выводы. Новые подходы к взаимодействию с гражданами через платформы электронного правительства:
–Совершенствование умных городов и цифровых технологий в муниципалитетах. Одним из важнейших шагов в цифровизации станет внедрение систем умных городов, которые позволят отслеживать движение транспорта на дорогах, снизить количество пробок, что особенно актуально в мегаполисах. В 2025 году должно вырасти количество проектов, направленных на сохранение экологии и «озеленение» территорий.
–Мобильные приложения и цифровые инструменты для населения. Приложения, разработанные с учетом новых технологий, должны позволять гражданам записаться в поликлинику, подать заявление, получить справку из налоговой в одной цифровой системе. В 2025 году будет активно развиваться использование электронных документов с электронными печатями и подписями, которые при этом обладают юридической силой.
–Цифровизация здравоохранения. В 2025 году медицинские учреждения должны будут начать использовать электронные медицинские карты. Это поможет в небольшой срок обмениваться информацией между клиентом, клиникой, врачом, улучшая коммуникацию и диагностику. Еще пациенты смогут отслеживать свою медицинскую историю онлайн.
–Цифровизация в сфере образования: задачей является обеспечение получения доступного дополнительного образования в новых сферах, востребованных на рынке труда. Также целью является создание онлайн-сервисов для упрощения работы учреждений.
About the authors
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
Author for correspondence.
Email: laptevaa392@gmail.com
студентка, группа 7141-380404D, факультет государственного и муниципального управления
Russian Federation, СамараSupplementary files



