Istoriya intimnoy gigieny


Cite item

Full Text

Abstract

Perfice te (лат. – совершенствуй себя) В истории медицины с древности до наших дней мы находим отголоски интересующей нас проблемы. Личная гигиена и, в частности, интимная гигиена человека когда-то была вопросом частным, когда-то общественным, когда-то запретным и неприличным. В настоящее время это целая индустрия, приносящая огромные прибыли. С одной стороны, это рекламная компания, своеобразный гигиенический «ликбез», уже навязчиво «достающий» нас через средства массовой информации. Бархатным голосом известного актера нам объясняют про то, что это «нежнее нежного» и что это не для рук, не для ног и не для лица, т.е. для других частей тела. Это и розовощекие младенцы, упакованные счастливыми мамами в совершенствующиеся памперсы. Это и летающие «крылышки» или тампоны, которые весьма стыдливо промокают чем-то синим и т.д. С другой стороны,это целый и весьма важный и нужный раздел гигиены как науки о здоровье человека и пропаганды этого правильного и современно-разумного здорового образа жизни.

Full Text

Уважаемые коллеги! Значение интимной гигиены в настоящее время следует рассматривать не только в отношении гигиены женщины, но и как профилактику целого ряда гинекологических заболеваний, особенно инфекционного характера. В этой связи в журнале «Гинекология» будет рассмотрен ряд вопросов этой чрезвычайно важной проблемы. Начинаем публикацию статей с вопроса об истории интимной гигиены. Профессор В.Н.Прилепская Perfice te (лат. – совершенствуй себя) В истории медицины с древности до наших дней мы находим отголоски интересующей нас проблемы. Личная гигиена и, в частности, интимная гиги- ена человека когда-то была вопросом частным, когда-то общественным, ко- гда-то запретным и неприличным. В настоящее время это целая индустрия, приносящая огромные прибыли. С од- ной стороны, это рекламная компания, своеобразный гигиенический «лик- без», уже навязчиво «достающий» нас через средства массовой информации. Бархатным голосом известного актера нам объясняют про то, что это «нежнее нежного» и что это не для рук, не для ног и не для лица, т.е. для других частей тела. Это и розовощекие младенцы, упакованные счастливыми мамами в совершенствующиеся памперсы. Это и летающие «крылышки» или тампоны, которые весьма стыдливо промокают чем-то синим и т.д. С другой стороны, это целый и весьма важный и нуж- ный раздел гигиены как науки о здоро- вье человека и пропаганды этого пра- вильного и современно-разумного здорового образа жизни. ÉË„ËÂ̇ ‚ ÔÂ‚Ó·˚ÚÌÓÏ Ó·˘ÂÒÚ‚Â История косметики и гигиены, в том числе интимной, начинается с древ- нейших времен, когда первобытные люди стали умываться, очищать и смяг- чать кожу, защищать ее от солнца, вет- ра, дождя, снега. Наблюдения археоло- гов и ученых, изучающих различные артефакты и жизнь племен и народов, сохранившихся до нашего времени и стоящих на низших ступенях развития, подтверждают это. Не может быть ни- какого сомнения в том, что еще в самых глубинных временах истории, когда собственно человек еще не был челове- ком разумным, он оказывал себе и сво- им детям посильную помощь для само- сохранения и избавления от телесных страданий или неудобств, как это дела- ли и делают животные. Конечно, труд- но достоверно определить, когда человек впервые понял, что, прежде всего, вода – универсальное средство гигие- ны, которое прекрасно избавляет от грязи, ведущей к болезням. Мелкий пе- сок и зола служили прообразами мою- щих средств, лекарственные растения и минералы помогали при лечении не- которых заболеваний. Эмпирически найденные приемы лечения и защиты от болезней, первые навыки личной ги- гиены закреплялись в обычаях перво- бытного человека и постепенно соста- вили народную медицину и гигиену. Ñ‚ÌËÈ ÇÓÒÚÓÍ Много тысячелетий назад в сердце человеческой цивилизации – Месопо- тамии была создана древнейшая из до- шедших до нас пропись – «фармако- пея» медицинского содержания с большим количеством лекарственных трав и минералов. У древних шумер, вавилонян и ассирийцев были выра- ботаны строгие гигиенические прави- ла, основанные на коллективном опы- те и народной традиции: мыть руки и тело, стричь волосы, использовать благовония и др. Более того, на шумер- ском и аккадском языках врачевателей называли а-зу или асу – «знающий во- ду» и изображали в одежде в виде ры- бы [1]. Уже одно это позволяет нам сде- лать смелый вывод о том, что водные процедуры расценивались древними врачевателями Месопотамии как важ- нейшее средство интимной гигиены и общий залог здоровья. Компоненты их лекарственных средств насчитыва- ли не одну сотню наименований и могли использоваться при втираниях, полосканиях и обмываниях, а также применятся в виде мазей, пилюль, све- чей и тампонов [2]. В древности в религиозных тради- циях многих восточных народов, в том числе древних евреев, были уже закреплены некие правила поведения при естественных физиологических процессах, происходивших в организ- ме человека. «Если женщина имеет ис- течение крови, текущей из тела ее, то она должна сидеть 7 дней во время очищения своего и всякий, кто при- коснется к ней, нечист будет до вечера; и все, на чем она ляжет в продолжение очищения своего, нечисто; и все, на чем сядет, нечисто; и всякий, кто при- коснется к постели ее, должен вымыть одежды свои и омыться водою и не- чист будет до вечера; и всякий, кто прикоснется к какой-нибудь вещи, на которой она сидела, должен вымыть одежды свои и омыться водою, и не- чист будет до вечера» [3]. В последую- щие исторические периоды, помимо догматических установок, человечест- во постепенно приходило к мысли о необходимости изобретения практи- ческих гигиенических средств. àÌÚËÏ̇fl „Ë„ËÂ̇ ‚ Ñ‚ÌÂÏ Ö„ËÔÚ Принято считать, что родина совре- менной интимной гигиены – страны Древнего Востока и, прежде всего, Еги- пет. Когда удалось прочесть египетские папирусы, возникла картина уровня знаний за 3 тысячи лет до нашей эры. Сведения о различных болезнях и их лечении встречаются в «Гинекологи- ческом папирусе» из Кахуна, «Ветери- нарном папирусе», папирусах Эруса, Бругша и др. В настоящее время из- вестно 10 основных папирусов, пол- ностью или частично посвященных врачеванию. Папирусы, посвященные вопросам медицины, содержат и кос- метические рецепты, и описание гиги- енических процедур, часто вперемеш- ку с молитвами и заклинаниями. В Лейпциге хранится знаменитый «Па- пирус Эберса», датируемый 2000 г. до н. э. В нем описываются способы омо- вения миртовым маслом, елеем, олив- ковым или кунжутным маслом, а также бальзамом, который доставляли из Се- верной Африки, Аравии и Палестины. Египетским целителям были известны лекарственные растения, многие из которых – касторовое масло, льняное семя, полынь и опий – применяются и в современной медицине. Египетские врачи приготавливали из них отвары, пилюли, мази, целебные свечи. Осно- вами для приготовления лекарств слу- жили молоко, мед, пиво, вода священ- ных источников, растительные масла. Некоторые прописи содержали до 40 компонентов, многие из которых не удается пока идентифицировать, что затрудняет их изучение [4]. Высокого уровня достигла и гигиена Древнего Египта: диета и соблюдение чистоты входили в религиозные пред- писания. Бога мудрости Тота египтяне обычно изображали в виде человека с головой птицы ибис или в виде самой птицы [5]. Причина изображения его ибисом заключается, по всей видимо- сти, в том, что эта птица известна как истребительница змей, червей, скор- пионов и вредных насекомых – бича Египта. Особенно древние египтяне опасались червей, поскольку они, как считали древние врачи, могли появ- ляться в организме человека не только в результате приема плохой, загряз- ненной пищи и воды, но и в результате порчи его «соков». В результате таких представлений о причинах болезней основу их предупреждения и лечения составляли очистительные мероприя- тия: омовения, изгнание видимых и невидимых червей, удаление «дурной «крови и «испорченного «воздуха, прием больным слабительных, потогонных, рвотных и других очисти- тельных средств. В эпоху позднего царства этому богу приписывалось ав- торство так называемых «Герметиче- ских книг», которыми регламентиро- валось лечение болезней в эпоху пос- ледних фараонов, персидских и грече- ских властителей [6]. Понятно глубокое почтение египтян к богу Тоту, которому они припи- сывали изобретение клизмы [7]. Дан- ное изобретение, а самое главное – его широкое и повсеместное исполь- зование в Египте, навевает мысли и о том, что уже тогда использовалось и спринцевание. Тем более, что именно из Египта ведут свою историю и сред- ства менструальной гигиены. Сведе- ния, содержащиеся в египетских ману- скриптах, позволяют нам узнать о там- понах, сделанных из льняных воло- кон, которые «вводились в плоть» во время менструации. Гиппократ (460–377 г. до н.э.) описал средства внутренней защиты, сделанные из свернутой в трубочку ткани, а также из круглого деревянного стержня, по- крытого абсорбирующим материа- лом. Согласно еще одному сохранив- шемуся источнику, «жительницы Египта, Сирии и Вавилона предпочи- тали внутренние средства гигиены в форме рулончика, который изготав- ливался из мягкого папируса (для бо- гатых) и из тростника (для бедных)». Существует и еще один любопыт- ный артефакт, на этот раз затрагиваю- щий вопросы интимной гигиены муж- чин. Дошедшие до нас признаки ис- пользования презерватива в Древнем Египте относятся к временам XIX Ди- настии (1350–1200 гг. до н.э.). По об- наруженным рисункам очень трудно судить о назначении кондомов – ре- лигиозном, интимном или контрацеп- тическом. Тем не менее в Националь- ном музее в Каире утверждают, что хранящийся у них кожаный мешочек и есть первый в истории презерватив, и носил его сам фараон Тутанхамон (1343–1325 гг. н.э.), правивший Егип- том в возрасте с 9 до 18 лет. Конечно, собственно медицинских сюжетов в художественных росписях и рельефах древнеегипетских гроб- ниц и храмов, скульптур и иллюстра- ций «медицинских папирусов» сохра- нилось не так уж много, но они явля- ются важным источником по истории древнеегипетской медицины. На од- ном из могильных памятников из Сак- кары сохранилось изображение риту- ала обрезания, говоря медицинским языком, циркумцизия (обрезание крайней плоти пениса), который египтяне совершали с гигиенической целью [6]. Операция проводилась с по- мощью кремневого ножа [8]. В Египте обычай обрезания несколь- ко раз упразднялся и вновь вводился в обиход. Геродот объяснял его заботой о личной гигиене, однако современ- ные ученые склонны рассматривать его и как магический акт, символизи- рующий кровавую жертву божеству. Кроме того, Геродот утверждает, что евреи, эдомитяне, аммонитяне и моа- витяне заимствовали обычай обреза- ния у египтян. Это кажется тем более вероятным, что в Месопотамии, откуда названные племена прибыли в Ханаан, такого обряда не существовало. Грече- ский историк утверждает, что египтя- не, в свою очередь, переняли обычай обрезания у эфиопов. История обреза- ния подробно описана в Библии. Авра- ам, который вел свой народ из Ирака в Палестину, услышал глас Божий, пове- левший ему обрезать острым камнем крайнюю плоть. С тех пор так должно поступать всем иудеям мужского пола в знак союза с Господом. Однако если взглянуть на эту проблему с другой стороны, то обрезание, безусловно, присутствующее и в первобытном об- ществе, и позже – в первую очередь, вопрос личной гигиены. Этим издрев- ле и объясняется его популярность среди народов пустыни и степных ко- чевников, для которых вода до сих пор ценится дороже золота. Для большин- ства из них это был обряд, подтвержда- ющий возмужание мужчины, инициа- цию. Обрезание всегда было распро- странено у арабов; оно вошло в обиход и у мусульманских народов. Таким образом, возвращаясь к меди- цине Древнего Египта, отметим, что она находилась на очень высоком уровне и в значительной степени по- влияла на развитие медицины в Древ- ней Греции. Тот же Геродот в своей «Истории» упоминал, что египетские врачи считаются лучшими в мире. Египтяне, от которых во многом унас- ледовали медицину греки, придержи- вались идеи четырех основных сти- хий – огня, воды, воздуха и земли, ко- торые, по их мнению, оказывали влия- ние на здоровье человека. Ñ‚Ìflfl ÉˆËfl Ë êËÏ Античная эпоха оставила глубокий след в истории мировой цивилизации. Древние греки и римляне заложили основы европейской культуры. Сами древние греки во многом опирались на опыт и знания Древнего Египта, Ва- вилона, Ассирии и Финикии. О меди- цинских знаниях и врачебной практи- ке древних греков и римлян мы можем судить как по письменным, так и по материальным источникам. Это – над- писи и рисунки на посвятительных стелах и бытовых предметах, папирус- ные и пергаментные свитки, эпичес- кие («Илиада» и «Одиссея») и литера- турные произведения, мифы и леген- ды, философские труды и медицин- ские трактаты. Только «Гиппократов сборник» со- держит ряд специальных работ: «О природе женщины», «О женских бо- лезнях», «О бесплодии» и др. В заклю- чительный период истории Древней Греции – эпоху эллинизма – занятие акушерством и гинекологией стало выделяться в самостоятельную про- фессию. Так, известным акушером сво- его времени был ученик Герофила Де- метрич из Апамеи (II в. до н.э.). Другой александрийский врач Клеофант (II в. до н.э.) составил обширное сочинение по акушерству и женским болезням. В I–II вв. н.э. в Риме работал хирург и акушер Архивен, который впервые применил при обследовании влагали- ща и шейки матки зеркало, названное им диоптра (греч. dioptra; от diopleuo видеть всюду). Общеизвестно, что в Древней Гре- ции был особый, прославленный ис- торией и литературой культ тела, чис- тоты, гигиены, здоровья. После дли- тельных и тщательных омовений лица и тела в кожу втирали кремы, масла, ароматические средства. Ближний Во- сток оказал сильное влияние на Древ- нюю Грецию, поставляя ей не только благовония, но и передав культуру ги- гиены. В трудах того же Гиппократа можно найти много советов из облас- ти косметики и личной гигиены. Он уделял особое внимание изучению дерматологии. В качестве средств, способствующих сохранению и оздо- ровлению кожи, рекомендовал пра- вильное питание, свежий воздух, мас- саж, а главное – разумный образ жиз- ни. В Греции изготавливались арома- тические масла, жиры и многие другие косметические средства. Из Древней Греции культура гигие- ны и эстетики тела попала в Рим, где получила дальнейшее развитие. Всем известны римские термы (бани), кото- рые занимали большое место в жизни знатных римлян. Они служили местом отдыха, спортивных упражнений и развлечений, здесь происходили встречи политических деятелей, лю- дей искусства и литературы. Патриции проводили в публичных купальнях лучшее время. В банях применялись разные виды массажа для сохранения стройности фигуры, силы мышц и эластичности кожи. В те времена уже существовали специалисты-парфюмеры, готовившие масла для умащивания и растирания. Достигшая высокого расцвета меди- цина Древней Греции нашла отраже- ние в культах обожествленного врача Асклепия и его дочерей: Гигиеи – ох- ранительницы здоровья (отсюда гиги- ена) и Панакии – покровительницы лечебного дела (отсюда панацея). Од- на из лечебниц Эллады, известная це- лебными минеральными водами, обя- зана своим именем древнему городу Термон, название которого происхо- дит от «термия» («теплая») [9]. Дочь и верная помощница Асклепия, юная Ги- гиея, обычно изображалась красивой женщиной в традиционном одеянии, с чашей лекарства в руке и волшебной змеей, обвившейся вокруг чаши. Гиги- ея единственная из детей Асклепия, имела свои храмы и алтари, и потому ее статуи, вырезанные в мраморе и камне, отлитые в бронзе, дошли до нас в сравнительно большом количестве [10]. На многочисленных греческих вазах имеются также художественные изображения сцен личной гигиены и правильного ухода за телом [11]. В этой связи приходит на ум замеча- тельное высказывание Платона: «Вода смывает все людское зло» [12]. Нео- быкновенно поэтичны и изящны ри- сунки с изображением купальщиц, женщин за утренним туалетом. Часто встречающимся сюжетом было изо- бражение бань, мужских и женских. Выполняя свое прямое назначение – задачи гигиенические, бани вместе с тем были в Древней Греции своеоб- разными общественными клубами, в которых свободные граждане встре- чались не только для омовения, но и для отдыха, обсуждения проблем по- лиса и даже для развлечений [13]. Так, великий Гомер свидетельствует о соблюдении норм личной и общест- венной гигиены. Моются гомеровские герои, можно сказать, до самозабве- ния, везде, где есть вода. Вот Навсикая вместе с подругами купается в устье реки (Одиссея. Песнь VI, 96), а затем и Одиссей обмывается в потоке этой же речной воды: Одиссей же, в поток погрузившийся, тину, Грязно облекшую плечи и спину его и густые Кудри его облепившие, смыл освежительной влагой. (Одиссея. Песнь VI, 224–6). Тот же Одиссей вместе с Диомедом идут купаться в море после убийства троянского разведчика Долона: Сами же тою порой, погрузившися в волны морские, Пот и прах смывали на голенях и бедрах. (Илиада. Песнь Х, 572–3). Для омовений гомеровские герои ис- пользовали не только естественные водоемы, но и специальные купальни или бани: Там, положивши на кресла и стулья свои все одежды, Начали в гладких купальнях они умываться. (Одиссея. Песнь XVII, 86–7). Поэмы Гомера позволяют утвер- ждать, что уже в древнейшие времена у Купальщицы греков сложилась система норм лич- ной, в том числе интимной, гигиены: мытье рук и ног, омовение и умащение тела, уход за посудой и одеждой. По- мимо воды как главного средства ги- гиены, упоминаются также оливковое масло, серные окуривания. Древние гречанки также отдавали предпочтение внутренней гигиене: пользовались самодельными тампона- ми, сделанными из свернутой в тру- бочку ткани или из круглого деревян- ного стержня, покрытого абсорбиру- ющим материалом. Согласитесь, что дерево и тростник вряд ли могли обес- печить комфортные ощущения. Такие тампоны не могли принимать форму тела и нередко вызывали внутренние повреждения стенок влагалища. Древние римлянки использовали более щадящие, с точки зрения так- тильных ощущений, предшественни- ки тампонов – рулончики мягкой шерсти, слегка смазанные жиром. Ви- зантийские аристократки предпочи- тали только самую лучшую шерсть, импортируемую с Кавказа, которая особым образом вычесывалась и ска- тывалась в тампоны. В этот период был сделан первый шаг к массовому использованию и средств мужской защиты и гигиены. В античном Риме прототипы презерва- тивов использовались как для украше- ния, так и для контрацепции и защиты от заболеваний. В то время уже догады- вались о венерических заболеваниях. Применялись кондомы более демокра- тично, чем в Египте, и сырье для их производства стало доступнее. Досто- верно известно, что полководцы Древ- него Рима заботились о заготовке на время длительных походов и выдавали солдатам высушенные кишки домаш- него мелкого скота для использования в качестве презервативов. Кроме того, мочевые пузыри скота использовались как женские презервативы. К сожалению, следом за просвещенным антич- ным Римом наступили темные Средние века. Использование презервативов в Европе практически прекратилось. В этот период на помощь воде и ги- гиене пришло мыло. Древнеримский писатель и историк Плиний сообщает, что в его время (I в. н.э.) мыло уже было хорошо известно и производилось в промышленных масштабах из золы и животного жира. Наилучшим сырьем считались жир козы и зола бука. Вво- дить в состав мыла ароматические до- бавки стали значительно позже, поэто- му не только женщины, но и мужчины пользовались духами, разными арома- тическими мазями и притираниями, основной целью которых было заглу- шить неприятный запах, оставшийся после мытья. Зато в отношении ком- форта в ванной римляне даже опере- дили нашу эпоху. Судя по системе труб, найденной при раскопках вилл бога- тых горожан, в их дома подавалась не только горячая и холодная, но и теплая вода. Иногда имелись даже специаль- ные ванные комнаты для купания в хо- лодной и в горячей воде. Трубы к этим ваннам шли от общественных бань, ко- торыми пользовались люди победнее. Впрочем, и знатные римляне любили иногда посещать общественные бани, служившие чем-то вроде клуба. Ритуал посещения бани состоял из пребыва- ния в парной, купания в ванне с горя- чей, а затем с холодной водой. Соглас- но традициям того времени, баня счи- талась действенным средством враче- вания, первейшим средством личной гигиены, и широко использовалась при лечении многих болезней. В сти- хотворении неизвестного древнерим- ского поэта «Похвала баням» говорит- ся о целебных ее свойствах: Даров источник многих в банях мы найдем: Смягчить мокроту могут, влагу тела взять, Избыток желчи гонят из кишок они, Смягчают зуд, – приятен и докучен он… Забывчивость уносят, память же хранят, Для размышленья разум прояснят вмиг, К беседе оживленной направляют речь, А тело все блестит от омовенья там [13]. Ñ‚Ìflfl êÛÒ¸ Прямой продолжательницей замеча- тельных гигиенических традиций ан- тичности и Византии стала Русь. Ко- нечно, в силу климатических условий банные процедуры у нас носили иной характер, но они являлись неотъемле- мой частью жизни всех слоев общества. Древние славяне, бывшие, как свиде- тельствует история, крепким и здоро- вым народом, жившим в условиях су- рового климата, применяли массаж и баню в целях закаливания. В ходу были растирания всего тела вместе с похлопыванием и стеганием березовым и дубовым вениками. Об этой форме массажа, которая у древних славян на- зывалась «хвощеванием», говорит тот факт, что часто одно племя платило другому дань березовыми вениками. В летописях Нестора (около 1113 г.) есть такое описание: «Как ся мыют, хво- щут... видех бани древяны и пережгут их вельми, и сволокуться, и будут нази, и обольются мытелью, и возьмут вет- вие и начнутся бити... и обливаются во- дою студеную и такс живуи». Русская баня была неотъемлемой частью быта Древней Руси и издавна считалась за- мечательным средством врачевания [5]. Баня была самым чистым помеще- нием в усадьбе. Вот почему наряду со своим прямым назначением она ис- пользовалась и как место, где прини- мали роды, осуществляли первый уход за новорожденным, вправляли выви- хи, делали кровопускание, проводили массаж и «накладывали горшки», лечи- ли простуду и болезни суставов, расти- рали лекарствами, сваренными из трав, масел и др. Через столетия выда- ющийся российских врач и акушер Н.М.Максимович-Амбодик писал: «Рус- ская баня до сих пор считается неза- менимым средством от многих болез- ней. Во врачебной науке нет такого ле- карства, которое равнялось бы си- лою… бане» [14]. Даже в те далекие вре- мена, когда еще не было представле- ния о парфюмерной промышленно- сти, у жителей Руси существовала ги- гиеническая культура, возникшая па- раллельно с народной медициной. Для сохранения не только здоровья, но и молодости, красоты рекомендовались умеренность в питании, омовения в источниках, в том числе и целитель- ных, применение водяных, паровых, суховоздушных бань. Новорожденно- го ребенка купали в теплой воде с не- большим количеством щелока на со- ломенной золе. При опрелостях и сы- пях использовали присыпку из рас- толченного мела или растертого в по- рошок каменного кирпича. Наиболь- шее распространение в народной кос- метике и личной гигиене имели ли- стья ромашки, зверобой, подорожник, чистотел, лопух, дубовая кора, крапи- ва, мята и др. Рекомендации об их при- менении сохранились в отдельных травниках и лечебниках. Настои рас- тений применяли в виде умываний и протираний, ванн, примочек. Муд- рость многих поколений способство- вала обогащению и развитию этого поистине народного метода лечения. Английский посланник Дж. Флетчер с нескрываемым изумлением писал в своем очерке «О государстве русском»: «Они ходят два или три раза в неделю в баню, которая им служит вместо вся- ких лекарств. Вы нередко увидите, как они для закалки тела выбегают из бань в мыле и, дымясь от жару, как поросе- нок на вертеле, кидаются нагие в реку или окатываются холодной водой да- же в самый сильный мороз» [15]. В «Домострое» – замечательном письменном свидетельстве XVI в. – нормы гигиенического поведения также нашли свое отражение: «А пока хлебы пекут, тогда и одежды стирают так, что и с одной топки и дровам не убыточно, но нужно приглядывать, как нарядные рубашки стирают и лучшую одежду, и сколько мыла идет, и золы на сколько рубашек, чтобы хорошо по- стирать и прокипятить, и начисто прополоскать, и высушить, и погла- дить и скатерти, убрусы, и платки, и полотенца». И далее в главе «Как всякую одежду жене носить и хранить»: «Платья и рубашки и платки на себе носи бережно всякий день, чтобы не извалять, не запятнать, не измять, не залить, на кровавое и на мокрое не класть» [16]. По уровню развития гиги- ены и санитарии древнерусское госу- дарство в X–XIV вв. не только не отста- вало, но и опережало многие страны Западной Европы. Купание в богатом доме. ë‰ÌË ‚Â͇ Ë ÇÓÁÓʉÂÌË Общеизвестно, что в эпоху Средне- вековья наблюдался некий общий упа- док культуры и санитарно-гигиениче- ских норм. Но, несмотря на скучен- ность населения в городах, отсутствие канализации, богатые европейские го- рожане утром принимали горячую ванну в деревянной бадье. В подвалах замков феодалов были оборудованы парилки с деревянными полами и лав- ками. В предбаннике хранились ог- ромные кувшины с настоями аромат- ных растений и трав. Были выпущены правила поведения, предписывающие перед едой и особенно утром омове- ние рук и лица [17]. В средневековых замках во Франции сохранились не- большие помещения с фонтаном по- средине, на стене или на поверхности фонтана была сделана надпись нази- дательного характера: «Нужно мыть руки, чтобы быть чистым, идя к столу». Позже в учебниках хорошего тона XVI в. настойчиво продолжают напо- минать о том, что «лицо и руки реко- мендуется мыть ежедневно». Философ и писатель Монтень очень сетовал, что перестали принимать ежедневные ванны, способствующие восстановле- нию бодрости духа. Он писал: «Я высо- ко ценю полезную для здоровья ванну и думаю, что мы навлекаем на себя не- домогания, утратив обычай, соблю- давшийся в прежние времена». В до- мах богатых горожан и знати продол- жали подавать дорогие миски или не- большие тазики с водой для полоска- ния рук, но обычай мыть руки перед едой постепенно был утрачен. Вместо этого гости в угоду хозяину обмакива- ли кончики пальцев в воду, быстро вытирая их салфеткой. Интимная гигиена европейских женщин того периода заключалась в том, что они носили в период менстру- ации обычную тканевую повязку, сло- женную в несколько раз и приколотую к поясу юбки. Хотя такая прокладка не была особенно надежной и вызывала у женщин дискомфорт, окружающие благодаря тому, что юбок на женщине было много, не замечали пятен, остаю- щихся на нижнем белье. Такие ткане- вые прокладки использовались неод- нократно, очищаясь с помощью обыч- ной стирки. Мощнейшим толчком к повторному изобретению презервати- вов в Европе, как незаменимых помощ- ников гигиенических противоинфек- ционных средств, явилась первая экс- педиция Христофора Колумба в Аме- рику, а точнее, команда корабля, которая привезла в Европу в 1494 г. сифи- лис с острова Гаити. Этой болезнью че- рез несколько лет были охвачены пра- ктически все европейские страны. К XVI в. сифилис стал самой распростра- ненной болезнью в мире. По разным оценкам в отдельных странах, напри- мер, в Италии больны были до 70% по- ловозрелого населения. В 1564 г. по- смертно было опубликовано произве- дение «De Morbo Gallico» Габриеля Фал- лопия (1523–1563 гг.). В нем итальян- ский анатом описал льняной презерва- тив и возможность его усовершенство- вания с помощью вымачивания в спе- циальном химическом растворе и просушки в тени. Презерватив исполь- зовали для защиты от венерических за- болеваний. Фаллопий протестировал презерватив среди 1100 мужчин и ни один из них не заразился. Более удоб- ные и изысканные презервативы из ливера домашнего крупного и мелкого скота получили распространение бла- годаря придворному врачу Карла II – полковнику Его Величества королев- ской армии, графу Кондому (Condom или Condum, Condon, Conton). Доктор сделал для короля противозачаточно- гигиенические колпаки – мешочки из масла и бараньих кишок. По предложе- нию других аристократов, от которого доктор Кондом не мог отказаться, воз- никло мелкосерийное производство презервативов. Таким образом, про- изошло первое из известных нам в ис- тории человечества превращение име- ни собственного в торговую марку и имя нарицательное. В литературном языке слово «кондом» закрепилось уже к 1706 г.: в стихотворении под названи- ем «Шотландский ответ Британии» есть ссылки на специальные инстру- менты для борьбы с венерическими за- болеваниями, в том числе и кондомы. çÓ‚Ó ‚ÂÏfl В истории мировой культуры пери- од Нового времени, начало которому положили нидерландская и англий- ская буржуазные революции, характе- ризуется переходом к прогрессивным взглядам в искусстве, науке и, в частно- сти, в медицине. Многочисленные ис- следования и открытия в области фи- зики, химии, биологии способствова- ли сближению науки, практики и про- изводства. В эпоху Возрождения в Ита- лии, а затем во Франции развиваются парфюмерия и косметическая про- мышленность. Начинается выпуск одеколонов, духов, масел, кремов. Од- нако самый главный шаг в развитии средств личной и интимной гигиены был сделан в конце XIX и в XX в. XIX–XX ‚‚. Современный подход к интимной гигиене сложился в конце XIX – нача- ле XX в., прежде всего, в Европе и Се- верной Америке. Средства гигиены стали использоваться, что называется «a capillis usque ad ungues» (лат.) – «от волос до ногтей». Технический про- гресс, разумеется, коснулся абсолютно всех сторон жизни человека, и даже интимной. По мере изобретения но- вых материалов с уникальными для своего времени свойствами начинают появляться и новые виды гигиениче- ской продукции. Важнейшим революционным ша- гом было изобретение горячей вулка- низации резины в 1839 г. Ч.Гудиером (США). Презервативы из резины стали массовым продуктом после 1844 г., ко- гда полученная по новой технологии резина получила применение в конт- рацепции и как средство личной гиги- ены. Одним из первых в мире резино- вых заводов, использующих новую технологию, стало «Товарищество Российско-Американской резиновой мануфактуры» в Санкт-Петербурге, ос- нованное в 1859 г. Позже, в конце XIX в., завод получил название «Резиновая мануфактура «Треугольник». К этому времени завод обзавелся и собствен- ным научно-исследовательским цент- ром, очень авторитетным и весьма продвинутым. Центр был одним из мировых лидеров в разработке рези- новых технологий. Выпускал завод и протекторы для предохранения и сни- жения заболеваемости венерически- ми болезнями. Уже в 1930-х годах в СССР был построен Баковский завод резинотехнических изделий (Москов- ская область). Завод начал работать в 1936 г. и сразу прославился на всю страну выпуском презервативов, или, по-другому, резинового изделия №2. Смысл этого обозначения объяснялся просто: изделием №1 на заводе, да и в стране, был противогаз. Когда в начале 1980-х годов был выявлен ВИЧ-вирус, который вызывает СПИД, стало оче- видно, что только использование пре- зервативов и защищенный секс могут остановить мировую эпидемию. Первые женские прокладки, изгото- вленные промышленным способом, появились в США. В то время женщи- ны все еще пользовались для интим- ной гигиены специальным бельем или отрезками ткани, которые после оче- редной стирки использовали повтор- но. Во время первой мировой войны медицинские сестры для своих «гигие- нических нужд» стали употреблять но- вый перевязочный материал – целлю- котон. Его высокая степень впитывания сразу была оценена по достоинст- ву и немедленно использована в каче- стве лучших для того времени само- дельных гигиенических средств. С 1920 г. началось коммерческое произ- водство прокладок. Первый тампон – прототип тампаксов, котексов, o.b и др. – был изобретен позже, в 1930-е го- ды. В 1936 г. американская компания «Tampax» впервые представила совре- менный тампон промышленного про- изводства. Этот интравагинальный тампон изобрел в 1933 г. хирург Эрл Хаас из американского штата Колора- до. Эрл Хаас сделал гениальное изо- бретение не ради славы, а желая по- мочь своей жене (ее не устраивали су- ществующие в то время прокладки, они мешали кататься на лошади). По просьбе супруги доктор Э.Хаас свер- нул тампон из хирургической ваты, пришил по всей его длине шнур и по- местил тампон в картонную трубочку, которую впоследствии назвали аппли- катором. Тампон был назван им «Tam- pax», от английских слов «tampon» (тампон) и «pack» (упаковка). Через 3 года тампон доктора Э.Хаас был при- знан ценнейшим открытием в области гигиены. На сегодняшний день средств ин- тимной гигиены очень много. Это уже общеизвестные и общеприменяемые во всех странах мира презервативы, тампаксы и др., всевозможные про- кладки, памперсы, специальное мыло, салфетки и многое другое. Только не все эти товары современной цивили- зации нежно ухаживают за интимной сферой и облегчают соблюдение норм личной гигиены. Сегодня интимная гигиена индивидуализирова- на: это означает, что при выборе средств ежедневного ухода учитыва- ются пол, возраст и состояние здоро- вья. Итальянская фармацевтическая компания «Rottapharm» учла все осо- бенности интимной сферы при созда- нии серии продуктов для гигиены «Са- угелла». В европейских странах – Гер- мании, Италии, Португалии и США – это широко известная и уважаемая торговая марка, в России же ее исто- рия только начинается.
×

About the authors

I E Rozanova

References

  1. Сорокина Т.С. История медицины: 3-е изд. М.: Академия, 2004; 45, 49.
  2. Оппенхейм А.Л. Древняя Месопотамия. Портрет погибшей цивилизации. Пер. с англ. М.: Наука, 1980; 304–6.
  3. Библия. Левит 15: 19–23.
  4. Культура Древнего Египта. М.: Наука. 1976; 254–5.
  5. Сорокина Т.С. История медицины. 3-е изд. М.: Академия, 2004.
  6. Сорокина Т.С. Атлас истории медицины.
  7. Первобытное общество. Древний мир. М.: Изд - во ун - та Дружбы Народов, 1987.
  8. Геродот. История в девяти книгах. Пер. с древнегреч. 2-е изд. М., 1888; 2: 77.
  9. Афанасьева В.К., Луконин В.Г., Померанцева Н.А. Искусство Древнего Востока. Малая история искусств. М.: Искусство, 1976.
  10. Зеленин С.Ф. История медицины. Краткий курс. Учебное пособие. Томск: Сибирский издательский дом, 2004.
  11. Грибанов Э.Д. Медицина в символах и эмблемах. М.: Медицина, 1990.
  12. Заблудовский П.Е., Крючок Г.Р., Кузьмин М.К., Левит М.М. История медицины. М.: Медицина, 1981.
  13. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.: Мысль, 1986.
  14. Медицина в поэзии греков и римлян. Сост. Ю.Ф.Шульц. М.: Медицина, 1987.
  15. Максимович-Амбодик Н. Врачебное веществословие. Спб., 1783; 35.
  16. Проезжая по Московии (Россия ХVI–XVII веков глазами дипломатов). М., 1991.
  17. Домострой. Ярославль, 1991; 50, 65. История средних веков: Учебник для вузов. М.: Высшая школа, 1977.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2009 Consilium Medicum

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ПИ № ФС77-63961 от 18.12.2015.


This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies