Особенности психосексуального развития детей, рожденных женщинами, получавшими гормональную терапию во время беременности


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Гормональная терапия широко применяется в акушерско-гинекологической практике с целью лечения невынашивания беременности, но, несмотря на известные факты об определяющем влиянии гормонов на половую дифференцировку мозга, отдаленные эффекты внутриутробного воздействия стероидных лекарственных средств (ЛС) на формирование сексуального поведения недостаточно изучены. В связи с этим цель исследования состояла в оценке показателей психосексуального развития детей, матери которых получали гормональные ЛС во время беременности. В одномоментное поперечное исследование были включены 148 детей, матери которых принимали эстрогены, и/или прогестагены, и/или глюкокортикоиды, или не принимали стероидные препараты (группа контроля). Проведена оценка показателей психического развития детей с использованием методов «Половозрастная идентификация», «Фигура-поза-одежда», «Рисунок себя»,«Рисунок человека сзади, спереди».Результаты. У большинства детей половое развитие соответствовало норме, половозрастная идентификация была сформирована по возрасту и без особенностей, элементы сексуального дизонтогенеза наблюдались в единичных случаях. Отклонения чаще наблюдались у девочек, матери которых принимали эстрогены и прогестагены, и у мальчиков, чьи матери получали глюкокортикоиды, однако доли таких детей статистически значимо не отличались от доли детей в группе женщин, не получавших гормональную терапию.Заключение. Полученные данные опровергают предположения о связи приема гормональных ЛС во время беременности с развитием нарушений полового созревания и аномалий полового поведения у потомства.

Полный текст

П отеря беременности остается одной из самых акту- альных проблем акушерства и гинекологии и имеет не только медицинское, но и социальное значение. В популяции частота самопроизвольного выкидыша со- ставляет от 10 до 25%, и 75-80% потерь приходится на срок до 12 нед гестации. В комплексной терапии невынашивания беременности широко используются синтетические аналоги стероидных гормонов, в том числе глюкокортикоиды, прогестагены и эстрогены [1-3]. Первые работы о возможности проведе- ния сохраняющей терапии с помощью стероидных гормо- нов появились в печати в 1953 г., с тех пор накоплен огром- ный опыт проспективных и ретроспективных исследова- ний, оценивающих эффективность и безопасность стеро- идной терапии невынашивания беременности. Наибольшее число исследований посвящено прогести- нам, что закономерно в связи с ключевой ролью эндогенного прогестерона в обеспечении имплантации и разви- тии беременности. Поиск оптимальных лекарственных средств (ЛС) из этой группы стероидных гормонов привел к выводу о безусловном преимуществе в лечении невына- шивания беременности аналогов прогестерона, и осо- бенно дидрогестерона, обладающего доказанным иммуно- регуляторным воздействием на эндометрий, децидуальную ткань и миометрий. Безопасность аналогов прогестерона, а именно отсутствие у них эмбриотоксического и тератоген- ного воздействия, также была доказана в экспериментах и клинической практике. Применение глюкокортикоидов тоже признано безопасным, но однозначного ответа в от- ношении внутриутробного влияния этого вида гормонов на головной мозг и отсроченного постнатального эффекта нет [4, 5]. Драматичная история применения эстрогенных препаратов на заре гормональной терапии хорошо из- вестна. И хотя диэтилстильбэстрол давно снят с производ- PREGNANCY F AILURE ства, а современные эстрогены идентичны натуральному эстрадиолу, тема эстрогенного импринтинга, особенно в плоскости развития онкологических заболеваний, далеко не закрыта [6, 7]. Экспериментальные исследования демон- стрируют отклонения полового поведения у особей, под- вергшихся внутриутробно действию эстрогенов [8]. Таким образом, далеко не все аспекты влияния гормо- нальных препаратов на внутриутробное и постнатальное развитие потомства хорошо изучены. В том числе в клини- ческих исследованиях уделялось мало внимания вопросам внутриутробного действия экзогенных стероидов на раз- витие нервной системы и особенностям психосексуаль- ного развития детей, матери которых получали гормоны во время беременности. Это обусловливает актуальность даль- нейших исследований. Цель исследования - оценка показателей психосексу- ального развития детей, матери которых получали гормо- нальные ЛС во время беременности. Материалы и методы Для решения поставленных задач в период с 2009 по 2013 г. проведено обследование 148 детей женщин на базах кафедры акушерства и гинекологии №1 лечебного факуль- тета и Клиники акушерства и гинекологии им. В.Ф.Снеги- рева, кафедры детских болезней лечебного факультета и клиники детских болезней Первого МГМУ им. И.М.Сече- нова, Научного центра психического здоровья. Участие в исследовании предлагалось женщинам, наблюдавшимся в клинике акушерства и гинекологии им. В.Ф.Снегирева Пер- вого МГМУ им. И.М.Сеченова и получавшим гормональную терапию с целью пролонгирования беременности. Возраст 142 матерей на момент наступления беременно- стей, закончившихся родами включенных в исследование детей, колебался от 21 до 38 лет и в среднем составил 31,2±1,2 года. У 62 (43,7%) женщин беременность была первой, у 80 (55,3%) - повторной. У 6 (4,2%) женщин была мно- гоплодная беременность (бихориальная биамниотическая двойня). У 32 (22,5%) женщин беременность наступила в результате стимуляции функции яичников: 18 женщин - после использования кломифена цитрата, 4 - после приме- нения аналогов гонадотропных гормонов, 8 - после лапа- роскопической каутеризации яичников. Гормональную терапию во время беременности полу- чали 90 матерей включенных в исследование детей. Пово- дом для назначения гормональной терапии была угроза са- мопроизвольного выкидыша или его профилактика в груп- пах высокого риска. В 44 (48,9%) наблюдениях гормональ- ная терапия была назначена в процессе прегравидарной подготовки, в том числе в 21 (23,3%) случае женщинам с привычным невынашиванием беременности. В 46 (51,1%) наблюдениях гормональная терапия назначалась в I триме- стре беременности (от 3 до 8-й недели). Применялись сле- дующие препараты: дидрогестерон (20-40 мг/сут), декса- метазон (0,25-0,5 мг/сут), метилпреднизолон (2-8 мг/сут), эстрадиола валерат (2-4 мг/сут). Дидрогестерон использовался у всех женщин, получав- ших гормональную терапию. Длительность его применения во время беременности в среднем составила 13,4±2,1 нед с минимальной и максимальной продолжительностью от 9 до 20 нед соответственно. У 34 (37,8%) женщин беремен- ность наступила на фоне приема дексаметазона или мети- преда, назначенных в связи с антифосфолипидным синдро- мом, или неклассической дисфункцией коры надпочечни- ков, или по другим причинам, не указанным в медицинской документации. Продолжительность приема глюкокорти- коида во время беременности составила от 12 до 32 нед. Препараты эстрадиола назначались 26 (28,9%) женщинам в случаях недостаточного роста эндометрия на фоне стиму- ляции функции яичников или при появлении кровяных вы- делений во время беременности, продолжительность приема эстрогенов во время беременности составила от 2 до 10 нед. Исследование носило характер одномоментной сравни- тельной оценки показателей физического, полового и пси- хического развития детей в возрасте от 7 до 9 лет (средний возраст 8,1±1,2 года). Всего было обследовано 148 детей, из них 97 (65,5%) девочек и 51 (34,5 %) мальчик. Обследован- ные дети были разделены на группы: в контрольную группу были включены 53 ребенка (15 мальчиков и 38 девочек), матери которых не полу- чали гормональных ЛС во время беременности; в основную группу были включены 95 детей, из них 36 мальчиков и 59 девочек, матери которых получали гормональные ЛС во время беременности. Основная группа была разделена на подгруппы: в 1-ю подгруппу основной группы были включены 32 ребенка (12 мальчиков, 20 девочек), матери которых принимали гормональные ЛС во время беременности (только прогестагены); во 2-ю подгруппу основной группы были включены 35 детей (16 мальчиков и 19 девочек), матери которых принимали во время беременности прогестагены и глюкокортикоиды; в 3-ю подгруппу основной группы включили 28 детей (8 мальчиков и 20 девочек), матери которых прини- мали во время беременности прогестагены и эстро- гены. Из исследования исключались дети, родившиеся до 37 нед беременности или имевшие какие-либо нарушения, потребовавшие интенсивной терапии и наблюдения в от- делении патологии новорожденных. Родители всех обсле- дованных детей подписали письменное информированное согласие на участие ребенка в исследовании. Клиническое обследование детей включало анализ анам- нестических данных, оценку антропометрических показа- телей, формулы полового развития, психического статуса и поведенческих особенностей. Оценку телосложения проводили с учетом данных роста, массы тела, окружности грудной клетки, суммы попереч- ных размеров таза, ширины плеч. О степени полового раз- вития судили согласно оценке вторичных половых призна- ков по Таннеру. Для комплексного психологического обследования ис- пользовали следующие методы: «Половозрастная идентифи- кация» Н.Л.Белопольской, проективная методика исследова- ния полоролевой идентичности «Фигура-поза-одежда» (ФПО), модифицируемый вариант проективной методики «Рисунок себя», проективная методика «Рисунок человека сзади, спереди», методика «10 слов», методика «Конструиро- вание объектов», малая предметная классификация, таблицы Шульте, методика фигуры Липера. Метод оценки половозрастной идентификации предна- значен для исследования уровня сформированности тех аспектов самосознания, которые связаны с идентифика- цией пола и возраста. Исследование полоролевой идентич- ности ФПО относится к проективным методам, позволяю- щим сенсибилизировать оценку полового самосознания человека. Оно основывается на многофакторной теории половой идентичности, согласно которой психологиче- ский пол индивида не ограничивается осознанием себя как представителя определенного пола или выраженностью маскулинности и фемининности. Проективная методика «Рисунок человека сзади, спереди» оценивает нарушения половой идентичности. Статистическая обработка полученных данных выпол- нена на ПК при помощи пакета программ для статистиче- ской обработки данных Statistica for Windows 8.0. Опреде- ление достоверности различий между качественными по- казателями сравниваемых групп проводили с помощью критерия 2 (хи-квадрат) с учетом поправки Йетса для сравнения частот бинарного признака в двух несвязанных группах парных сравнений. Критический уровень досто- верности нулевой статистической гипотезы принимали равным 0,05. Результаты исследования Перед психологическим тестированием были проведены общетерапевтическое обследование у педиатра и оценка степени полового развития. Существенных отклонений в физическом здоровье и половом развитии, которые могли бы стать причиной аномалий формирования психики, вы- явлено не было. Психологическое обследование показало, что у боль- шинства детей половозрастная идентификация соответ- ствовала возрасту. В группе детей, не подвергавшихся внут- риутробному действию гормонов, нормальные показатели характеризовали всех (100%) участников исследования, в основной подгруппе были выявлены отклонения (табл. 1). Максимальным число случаев несоответствия половоз- растной идентификации возрасту было в 3-й подгруппе - 4 (14,3%), реже во 2-й подгруппе - 3 (8,6%), и всего 1 (3,1%) наблюдение в 1-й подгруппе. Случаи отклонений половозрастной идентификации также чаще всего наблюдались в 2 и 3-й подгруппах - 2 (5,7%) и 2 (7,1%) соответственно. Кроме того, одно наблю- дение отклонений половозрастной идентификации было зафиксировано в контрольной группе у ребенка с избыточ- ной массой тела (1,9%). В 1-й подгруппе случаев отклоне- ния половозрастной идентификации отмечено не было. Обнаружено достоверное отличие частоты несоответствия половозрастной идентификации в 3-й подгруппе по сравнению с контрольной группой. Элементы сексуального дизонтогенеза при психологиче- ском обследовании детей были выявлены в группе конт- роля у 1 (1,9%) ребенка с избыточной массой тела, в 3-й подгруппе - в 1 (3,6%), 2-й подгруппе - 2 (5,7%) случаях на- блюдения (табл. 2). В 1-й подгруппе элементов сексуаль- ного дизонтогенеза у детей обнаружено не было. Эго-идентичность у всех (100%) детей контрольной группы была сформирована по возрасту (табл. 3). Среди де- тей, рожденных женщинами, получавшими гормонотера- пию, наблюдались единичные случаи несоответствия эго- идентичности возрасту: 1 (3,1%), 2 (5,7%), 1 (3,6%) в 1, 2, 3-й подгруппах соответственно. Структура эго-идентичности имела особенности у 6 (11,3%) детей контрольной группы, сравнимого числа детей - 4 (14,3%) 1-й подгруппы и более часто у детей 2-й - 7 (20%), 3-й - 6 (21,4%), хотя межгруппо- вые отличия не достигали уровня достоверности. Половое самосознание обследованных детей в основном соответствовало возрасту. У детей контрольной группы от- клонение было зафиксировано в 1 (1,9%) наблюдении, так же как и в группе детей, матери которых принимали проге- стагены - 1 (3,1%). У детей группы, матери которых прини- мали глюкокортикоиды, отклонения встречались чаще - 3 (8,6%), как и в группе детей, подвергшихся внутриутробно воздействию эстрогенов - 4 (14,3%), хотя межгрупповые различия не были достоверными (табл. 4). Заключение В настоящее время имеются отдельные сообщения о предполагаемой связи между патологией полового разви- тия, включая органические и функциональные нарушения у юношей и девушек, и применением их матерями во время беременности стероидных препаратов и синтетических прогестагенов [5, 9]. В числе потенциальных отклонений обсуждались также нарушения половой дифференцировки, синдром поликистозных яичников, аномалии полового по- ведения по типу транссексуализма и гомосексуализма. Однако в 2011 г. Food and Drug Administration одобрило применение прогестагенов для предотвращения прежде- временных родов. Эффективность такой терапии была, в частности, проанализирована в работе E.Norwitz и A.Caughey (2011 г.) [10]. Прогестагены оказывают протек- тивное влияние на развитие беременности путем опосре- дованного воздействия через систему цитокинов. Еще до оплодотворения прогестерон вызывает децидуальные пре- вращения эндометрия, подготавливая его к имплантации, способствует росту и развитию миометрия, его васкуляри- зации, поддерживает миометрий в состоянии покоя путем нейтрализации действия цитокинов, снижения синтеза простагландинов. Прогестерон является одним из основ- ных гормонов, который ингибирует опосредованную че- рез Т-лимфоциты реакцию отторжения плода. В целом применение прогестагенов при угрозе прерывания бере- менности патогенетически обосновано, так как способ- ствует купированию симптомов этого осложнения и повы- шает шансы на удачный исход беременности [1, 4]. Пока- зано также, что при применении прогестагенов в I и II три- Таблица 1. Оценка половозрастной идентификации обследованных детей (n=148) Половая идентификация Контрольная группа (n=53) Основная группа (n=95) 1-я подгруппа (n=32) 2-я подгруппа (n=35) 3-я подгруппа (n=28) Абс. % Абс. % Абс. % Абс. % Половозрастная идентификация соответствует возрасту 53 100 31 96,9 32 91,4 24 85,7 Не соответствует возрасту - - 1 3,1 3 8,6 4 14,3* Половозрастная идентификация без отклонений 52 98,1 32 100,0 33 94,3 26 92,9 Имеются отклонения 1 1,9 - - 2 5,7 2 7,1 *Отличия достоверны при сравнении с контрольной группой при р<0,05. Таблица 2. Оценка наличия элементов сексуального дизонтогенеза у обследуемых детей (n=148) Наличие элементов сексуального дизонтогенеза Контрольная группа (n=53) Основная группа (n=95) 1-я подгруппа (n=32) 2-я подгруппа (n=35) 3-я подгруппа (n=28) Абс. % Абс. % Абс. % Абс. % Не выявлены 52 98,1 32 100,0 32 94,3 27 96,4 Выявлены элементы сексуального дизонтогенеза 1 1,9 - - 2 5,7 1 3,6 Таблица 3. Оценка степени сформированности эго-идентичности у обследуемых детей (n=148) Контрольная группа (n=53) Основная группа (n=95) 1-я подгруппа (n=32) 2-я подгруппа (n=35) 3-я подгруппа (n=28) Абс. % Абс. % Абс. % Абс. % Сформирована по возрасту 53 100 31 96,9 33 94,3 27 96,4 Не соответствует возрасту - - 1 3,1 2 5,7 1 3,6 Структура эго-идентичности без особенностей 47 88,7 28 87,5 28 80,0 22 78,6 Структура эго-идентичности имеет особенности 6 11,3 4 12,5 7 20,0 6 21,4 Таблица 4. Оценка степени сформированности полового самосознания у обследуемых детей (n=148) Сформированность полового самосознания Контрольная группа (n=53) Основная группа (n=95) 1-я подгруппа (n=32) 2-я подгруппа (n=35) 3-я подгруппа (n=28) Абс. % Абс. % Абс. % Абс. % Сформировано по возрасту 52 98,1 31 96,9 32 91,4 25 90,3 Не соответствует возрасту 1 1,9 1 3,1 3 8,6 3 10,7 местрах беременности в 2 раза уменьшается частота разви- тия фетоплацентарной недостаточности и преэклампсии. Одновременно проводятся исследования по оценке со- стояния здоровья детей, подвергшихся внутриутробному действию гормонов. Внимание сфокусировано в основном на прогестагенах, поскольку этот вид терапии значительно шире распространен и, в отличие от эстрогенов и глюко- кортикоидов, официально одобрен для лечения невына- шивания беременности. По некоторым данным, у детей, матери которых принимали дигидрогестерон во время бе- ременности, на первом году жизни в 1,5 раза снижается ча- стота патологии нервной системы по сравнению с детьми, матери которых не принимали гормональные ЛС. Однако у детей, подвергшихся внутриутробно действию прогестаге- нов, наблюдается более высокая, чем в группе сравнения, частота инфекционно-воспалительных заболеваний и ги- похромной анемии [1]. Это может быть связано как с боль- шей отягощенностью матерей женщин, принимавших дид- рогестерон [1], так и с иммуносупрессивным действием прогестагенов. Вопрос о потенциальном действии стероидных ЛС на половую дифференцировку мозга до настоящего времени не закрыт. Наше исследование имеет ряд ограничений ввиду небольшой выборки, но, несмотря на выявленную тенденцию в повышении частоты отклонений в психосек- суальном развитии детей, матери которых принимали глю- кокортикоиды, и особенно эстрогены, в целом существен- ных нарушений психосексуального развития детей, рож- денных женщинами, получавшими гормональную терапию во время беременности, обнаружено не было. Единичные случаи нарушений полового развития и психологические отклонения наблюдались как у детей основной группы, так и у детей, матери которых не получали гормональную тера- пию. Причем наличие избыточной массы тела выступало как негативный фактор, увеличивающий риск формирова- ния нарушений вне зависимости от наличия или отсут- ствия внутриутробного действия гормонов. У подавляющего большинства участников исследования элементы сексуального дизонтогенеза отсутствовали и определялись только у 3 (3,1%) детей женщин, получавших гормонотерапию во время беременности, причем прием исключительно прогестагенов не ассоциировался со слу- чаями сексуального дизонтогенеза. Половозрастная иден- тификация была сформирована по возрасту и без особен- ностей, у большинства детей отмечалась способность иден- тифицировать себя с обобщенным половым и половозраст- ным образом, определять свои прошлые и будущие поло- возрастные роли и выстраивать полную последователь- ность образов. Отклонения наблюдались в 1 (1,9%) и 4 (4,2%) случаях у детей женщин, не получавших и получав- ших гормоны, соответственно, и все 4 случая отклонений были выявлены у детей, подвергшихся внутриутробно соче- танному действию эстрогенов и прогестагенов или глюко- кортикоидов и прогестагенов, тогда как прием только про- гестагенов не ассоциировался с нарушением половозраст- ной самоидентификации. Это опровергает предположения об аномалиях полового поведения у детей женщин, прини- мавших во время беременности препараты прогестерона. Сформированность эго-идентичности детей контроль- ной группы соответствовала возрасту. Среди детей мате- рей, получавших гормональную терапию, отклонения были отмечены у 4 (4,2%). Структура эго-идентичности имела особенности у 6 (11,6%) и 17 (17,7%) детей контроль- ной и основной групп соответственно, различия не были статистически значимыми. Генерализация этого знания на других людей и на собственный жизненный путь соответ- ствовала возрасту. Сформированность полового самосо- знания была оценена как адекватная, структура полороле- вой эго-идентичности (из анализа данных о степени иден- тификации субъекта с объектами, различающимися по полу) не имела особенностей. Безусловно, необходимо проведение дальнейших иссле- дований по влиянию медикаментозной терапии на физи- ческое, половое и психическое развитие детей, матери ко- торых принимали стероидные гормоны во время беремен- ности. Результаты таких наблюдений позволят прояснить особенности внутриутробной половой дифференцировки мозга и в то же время определить пользу и риск гормональ- ной терапии с позиций сохранения здоровья будущих по- колений.
×

Об авторах

Ирина Всеволодовна Кузнецова

ГБОУ ВПО Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М.Сеченова Минздрава России

Email: ms_smith@list.ru
д-р мед. наук, проф., глав. науч. сотр. научно-исследовательского отд. женского здоровья Научно-исследовательского центра ГБОУ ВПО Первый МГМУ им. И.М.Сеченова 119991, Россия, Москва, ул. Трубецкая, д. 8, стр. 2

Алла Нагапетовна Григорян

ГБОУ ВПО Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М.Сеченова Минздрава России

Email: allagrig77@mail.ru
119991, Россия, Москва, ул. Трубецкая, д. 8, стр. 2

Наталья Анатольевна Геппе

ГБОУ ВПО Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М.Сеченова Минздрава России

Email: geppe@mma.science.ru
д-р мед. наук, проф., зав. каф. детских болезней ГБОУ ВПО Первый МГМУ им. И.М.Сеченова 119991, Россия, Москва, ул. Трубецкая, д. 8, стр. 2

Алексей Александрович Коваль-Зайцев

ФГБНУ Научный центр психического здоровья

Email: koval-zaitsev@mail.ru
канд. психол. наук, науч. сотр. отд. медицинской психологии ФГБНУ Научный центр психического здоровья 115522, Россия, Москва, Каширское шоссе, д. 34

Список литературы

  1. Марченко С.Ю. Особенности продукции простагландинов у пациенток с невынашиванием беременности. Автореф. дис. ... канд. мед. наук. М., 2007.
  2. Миронов А.В. Отдаленные прогнозы лечения невынашивания беременности в первом триместре. Автореф. дис. … канд. мед. наук. М., 2008.
  3. Рора Л.С. Прогестеронозависимые молекулярно - биологические эффекты у пациенток с осложненным течением первого триместра гестации и обоснование реабилитационных мероприятий в постабортном периоде. Автореф. дис. … канд. мед. наук. М., 2013.
  4. House S.H. Schoolchildren, maternal nutrition and generating healthy brains: the importance of lifecycle education for fertility, health and peace. Nutr Health 2009; 20 (1): 51-76.
  5. Ishimoto H, Jaffe R.B. Development and function of the human fetal adrenal cortex: a key component in the feto - placental unit. Endocr Rev 2011; 32: 317-55.
  6. Ho S.M, Lee M, Lam H.M, Leung Y.K. Estrogens and Prostate Cancer: Etiology, Mediators, Prevention, and Management. Endocrinol Metab Clin North Am 2011; 4(3): 591-614.
  7. Hilakivi-Clarke L, de Assis S, Warri A. Exposures to Synthetic Estrogens at Different Times During the Life, and Their Effect on Breast Cancer Risk. J Mammary Gland Biol Neoplasia 2013; 18 (1): 25-42.
  8. Brock O, Bakker J. Potential contribution of prenatal estrogens to the sexual differentiation of mate preferences in mice. Horm Behav 2011; 59 (1): 83-9.
  9. Bale T.L. Sex differences in prenatal epigenetic programming of stress pathways. Stress 2011; 14: 48-356.
  10. Norwitz E.R., Caughey A.B. Progesterone supplementation and the prevention of preterm birth. Rev Obstet Gynecol 2011; 4: 60-72.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ООО "Консилиум Медикум", 2015

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ПИ № ФС77-63961 от 18.12.2015.


Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах