Акушерские аспекты гемолитической болезни новорожденных при АВО-изоиммунизации

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Обоснование. В настоящее время проблема иммунологического конфликта вследствие несовместимости по системе АВО и развития гемолитической болезни (ГБ) плода/новорожденного (ГБП/Н) не теряет своей актуальности. В отличие от резус-изоиммунизации при АВО-несовместимости развитие ГБП/Н возможно при первой беременности, отсутствует специфическая профилактика.

Цель. Установить прогностически неблагоприятные акушерские предикторы у матерей, новорожденные которых имели ГБ по системе АВО.

Материалы и методы. В ретроспективное поперечное исследование вошли 40 пар – новорожденный и мать. Основную группу составили 17 новорожденных с подтвержденным диагнозом ГБ по системе АВО и их матери, в контрольную группу вошли 23 новорожденных, не имеющих ГБП по системе АВО, и их матери. Изучена медицинская документация, которая позволила оценить анамнестические, клинические данные и содержала полный комплекс общеклинического, лабораторного, функциональных методов исследования.

Результаты. При оценке состояния новорожденных основной группы выявлено, что ГБ легкой степени выявлена в 58,8±4,2% случаев (желтушная форма), в 41,2±5,2% – средней степени тяжести (анемическая форма – 11,8%, желтушная форма – 29,4%). Репродуктивные потери у женщин основной группы выявлены в 1,8 раза чаще, чем в контрольной группе (38,6 и 20,9% соответственно; р=0,003). В основной группе 75,5% пациенток имели тот или иной острый инфекционный процесс во время беременности. У матерей, родивших детей с ГБ, отмечались высокие титры антител (анти-А) в крови и отсутствовала взаимосвязь со степенью тяжести ГБН.

Заключение. Согласно существующим нормативным документам рутинно обследовать всех беременных с 0(I) группой крови на определение иммунных антител не рекомендуется. Необходимо выделить пациенток группы высокого риска по развитию ГБН по системе АВО и в 36 нед направить их на определение иммунных анти-А и анти-В-антител.

Полный текст

Введение

Один из вариантов нарушений иммунологических взаимоотношений между матерью и плодом – несовместимость по группе крови, резус-фактору или другим редким факторам крови, и при наличии определенных условий она приводит к развитию гемолитической болезни (ГБ) плода и/или новорожденного (ГБП/Н) [1].

В последние годы одной из основных причин анемии и гипербилирубинемии новорожденных является ГБН вследствие несовместимости по системе АВО, встречаемость которой значительно выше (89,6%), чем по резус-конфликту (10,4%), она может развиться при первой беременности [2]. АВО-изоиммунизация встречается в 15–20% случаев всех беременностей в мире, как правило, в этом случае ГБП/Н протекает в легкой и среднетяжелой форме, в то же время у негроидного и азиатского населения значительно чаще выявляются тяжелые формы заболевания [2, 3]. Степень выраженности клинических проявлений ГБП/Н зависит от показателей материнских анти-А и анти-В алло-антител, плотности АВO-антигенов на эритроцитах плода и новорожденных, а также других факторов [1, 4, 5].

В настоящее время существует определенная позиция согласно клиническому протоколу «Нормальная беременность», где сказано, что «не рекомендовано рутинно направлять беременную пациентку на определение антител к группе крови 0(I)» [6]. Доказательная база предикции ГБП по системе АВО отсутствует [6], в то же время необходимо еще на антенатальном этапе определить группу беременных высокого риска, у которых возможно развитие ГБП/Н вследствие АВО-изоиммунизации. Именно у этой когорты беременных своевременное обследование и правильная маршрутизация позволят снизить заболеваемость и значительно смягчить течение заболевания у новорожденного.

Цель исследования – установить прогностически неблагоприятные акушерские предикторы у матерей, новорожденные которых имели ГБП по системе АВО.

Материалы и методы

Проведено ретроспективное одномоментное поперечное исследование на базе КГБУЗ «Алтайский краевой клинический перинатальный центр» (г. Барнаул) в 2021 г., которое включало обследование 40 пар «новорожденный-мать». При этом в основную группу вошли 17 новорожденных с подтвержденным диагнозом ГБ по системе АВО и их матери, в контрольную группу включили 23 новорожденных, не имеющих ГБ по системе АВО, и их матери. Критерии исключения из обеих групп: наличие врожденных пороков развития плода и новорожденного, тяжелая экстрагенитальная патология матери, резус-изоиммунизация, многоплодная беременность, информированный отказ от участия в исследовании.

Изучена медицинская документация, которая включала оценку ведения пациенток, результатов обследования, состояния новорожденных на основании изучения историй родов и новорожденных, индивидуальных карт беременных и родильниц, включающих полный комплекс общеклинического, лабораторного, функциональных методов исследования. Обследование новорожденных проводилось по итогам оценки морфофункционального состояния, лабораторного и функциональных методов. Диагностика ГБН осуществлялась на основании клинических данных (степень окрашивания кожных покровов), результатов иммунологического обследования, определения прямой пробы Кумбса, лабораторного обследования (биохимический и клинический анализ крови). Выявление антиэритроцитарных антител (гелевый тест) проводилось методом агглютинация в геле, для этого использовалась венозная кровь (сыворотка – 0,5 мл).

Все пациентки сопоставимы по месту родоразрешения, экстрагенитальной и гинекологической патологии.

Статистический анализ полученных данных осуществлялся с применением пакета прикладных программ Statistica 7.0 (StatSoft Inc., США), статистического процессора IBM SPSS 21. Относительные величины представлены в виде процентных долей с учетом их стандартных отклонений (р±σр%). Оценка значимости представленных величин проводилась с использованием построения таблиц сопряженности 2×2. При сумме всех частот в таблице меньше 20 и/или при наличии ожидаемых частот менее 5 использовался точный двусторонний критерий Фишера. В случае если сумма частот составила более 20, применялся критерий Хи-квадрат (χ2) с поправкой Йейтса на непрерывность. Проверка на тип распределения осуществлялась с использованием теста Шапиро–Уилка. Количественные признаки X, имеющие нормальное распределение, представлены в виде среднего значения (M) ± стандартное отклонение; не имеющие нормального распределения – в виде медианы (Мe), минимального (min) и максимального (maх) значения. Сравнение количественных признаков, прошедших проверку на соответствие нормального распределения между собой, проводилось с применением двухвыборочного t-теста. При отсутствии признаков нормального распределения использовалось сравнение групп по критерию Манна–Уитни. Различия принимались как статистически значимые при р<0,05. Проводилась оценка относительного риска (ОР) на основании двухвходовых таблиц (по общепринятой формуле).

Результаты

Новорожденные основной группы в 88,2% случаев имели А(II) группу крови, по 1 (11,8%) ребенку – В(III) и АВ(IV). При оценке состояния новорожденных основной группы выявлено, что ГБ легкой степени выявлена в 58,8±4,2% случаев, средней степени тяжести – в 41,2±5,2%. Все новорожденные с легкой формой имели желтушную форму ГБ. У детей с ГБ средней степени тяжести в 11,8% случаев была анемическая форма, в 29,4% – желтушная.

При этом больше чем у 1/2 (64,7±6,2%) новорожденных ГБ развилась в первые 6 ч жизни, а у остальных (35,3%) – в первые 18–36 ч.

При определении билирубина в пуповинной крови новорожденных основной группы показатель составил 55,1±12,2 мкмоль/л, на 3-и сутки уровень общего билирубина крови детей – 198,8±42,2 мкмоль/л. Все новорожденные основной группы в качестве лечения получали консервативную терапию. Выписаны домой на 4-е сутки 2 (11,8%) детей, переведены на 2-й этап выхаживания новорожденных – 15 (88,2%). В контрольной группе 95,7% новорожденных выписаны домой и лишь 4,3% переведены на 2-й этап (р=0,01).

В группе беременных с диагностированной ГБН 94,1% женщин имели 0(I) группу крови, при этом в контрольной группе таких пациенток было только 8,7% (р=0,001). Вторая группа крови А(II) чаще выявлялась у женщин контрольной группы (43,5%), в основной группе – лишь у 5,9% (р=0,001). В контрольной группе 34,8% пациенток имели В(III) группу, 13,0% женщин – АВ(IV); р=0,01.

Возраст матерей основной группы составил 31,6±3,1 года, во 2-й подгруппе – 24,0±2,2 (р<0,05). Первобеременных женщин в основной группе было 3 (17,6%), повторнобеременных – 82,3%, в контрольной группе первобеременных выявлено 21,7%, повторно – 78,3% (р>0,05). В среднем в основной группе у пациенток было 3,4 беременности (Ме 3,4; min1, max9), родов – 2,4 (Ме 2,4; min1, max9), в контрольной группе – 2,9 (min1, max5), родов – 2,2 (min1, max4), без значимых различий (р>0,05).

Репродуктивные потери при расчете на общее количество беременностей у женщин основной группы выявлены в 1,8 раза чаще, чем в контрольной группе (38,6 и 20,9% соответственно; р=0,003). Как показано на рис. 1, среди репродуктивных потерь в основной группе в 4,0 раза чаще встречалось самопроизвольное прерывание беременности до 22 нед (р=0,001), при этом частота медицинских абортов в сравниваемых группах не различалась (р>0,05).

 

Рис. 1. Репродуктивные потери у женщин сравниваемых групп (%). / Fig. 1. Reproductive loss in women of the groups compared (%).

 

Анализ особенностей течения беременности показал, что острая респираторная вирусная инфекция (ОРВИ) выявлена у более чем 1/2 (58,8%) женщин основной группы, при этом 70,0% этих пациенток перенесли ОРВИ в I триместре. В контрольной группе лишь в 34,8% (р=0,01) случаев отмечена ОРВИ во время беременности, и 37,5% пациенток перенесли данное заболевание в I триместре. Кровотечения во время беременности как проявление угрожающего самопроизвольного выкидыша установлены у 17,6% женщин основной группы, при этом в контрольной группе подобных проявлений не было (р<0,05). Плацентарная недостаточность выявлена у 100,0% пациенток основной группы, в контрольной группе – лишь в 43,5% случаев (р=0,001). Вместе с тем четко прослеживается инфекционный генез данного осложнения беременности, так как практически все беременные (75,5%) основной группы имели тот или иной острый инфекционный процесс во время беременности, а некоторые – с периодическими рецидивами. Так, у женщин основной группы в 16,7% случаев выявлен острый бронхит и фарингит; бессимптомная бактериурия – в 23,5%, острый пиелонефрит – у 23,5% пациенток. Ротовирусная инфекция обнаружена в 5,9% случаев, впрочем, как и острая герпетическая инфекция (5,9%). Вероятнее всего, плацентарная недостаточность, обусловленная инфекционным процессом, увеличивает фетоматеринскую трансфузию и является одним из условий АВО-изоиммунизации и развития ГБН.

При анализе зависимости тяжести ГБН от титра антител матери выявлено, что высокие титры иммунных антител (1:1024) практически с одинаковой частотой имели пациентки как с легкой, так и средней степенью тяжести ГБН (20,0 и 14,3% соответственно; р=1,000); табл. 1.

 

Таблица 1. Степень тяжести ГБП в зависимости от титра иммунных антител матери / Table 1. Severity of hemolytic disease of the fetus (HDF) depending on the maternal antibody titers

Титр анти-А-антител в крови матери

ГБН (n=17), абс. (%)

легкой степени тяжести (n=10)

средней степени тяжести (n=7)

1:128

1 (10,0)

1 (14,3)

1:256

5 (50,0)

2 (28,6)

1:512

3 (30,0)

2 (28,6)

1:1024

2 (20,0)

1 (14,3)

Примечание: р>0,05 – различия между сравниваемыми группами статистически не значимы.

 

Следовательно, согласно приведенным данным (см. табл. 1), отсутствует взаимосвязь между уровнем анти-А-антител в крови матери и степенью тяжести ГБ у новорожденных. Полученные результаты согласуются с данными литературы [5].

При оценке относительного риска развития ГБН в зависимости от различных факторов показано, что острое респираторное вирусное заболевание увеличивает риск в 2,96 раза (ОР 2,96; 95% доверительный интервал ДИ – 2,26–3,53; p=0,0001), острый инфекционный процесс или обострение хронического процесса вне зависимости от локализации, но преимущественно бактериальной природы – в 3,9 раза (ОР 3,86; 95% ДИ 3,16–4,53; p=0,0001). Самопроизвольное прерывание беременности до 22 нед в анамнезе увеличивает риск развития ГБН у женщин с 0(I) группой крови в 6,2 раза (ОР 6,18; 95% ДИ 5,96–7,16; p=0,0001).

Обсуждение

Согласно существующим нормативным документам [6] рутинно всех беременных с 0(I) группой крови на определение иммунных антител направлять не рекомендуется. Необходимо выделить пациенток группы высокого риска по развитию ГБН вследствие несовместимости по АВО. К группе высокого риска можно отнести женщин, имеющих 0(I) группу крови, у которых в анамнезе были случаи рождения детей с ГБ, репродуктивные потери (самопроизвольное прерывание беременности), во время настоящей беременности перенесли острый инфекционный процесс (вирусной или бактериальной этиологии). Пациенток группы высокого риска необходимо в 36 нед направить на определение иммунных антител анти-А и анти-В. При выявлении иммунных антител требуется отразить данные в медицинской документации и своевременно предоставить неонатологам. Лечения во время беременности ГБП/Н при АВО-изоиммунизации не существует.

Заключение

Таким образом, на антенатальном этапе наблюдения необходимо выделить беременных высокого риска по развитию ГБН по системе АВО, у этой когорты пациенток своевременно провести обследование на выявление иммунных антител (в 36 нед) и составить план маршрутизации, что позволит снизить заболеваемость и значительно смягчить течение заболевания у новорожденного.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Conflict of interests. The authors declare no conflict of interest.

×

Об авторах

Юлия Алексеевна Дударева

ФГБОУ ВО «Алтайский государственный медицинский университет» Минздрава России

Автор, ответственный за переписку.
Email: iuliadudareva@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-9233-7545

д-р мед. наук, доц., проф. каф. акушерства и гинекологии с курсом ДПО

Россия, Барнаул

Валентина Андреевна Гурьева

ФГБОУ ВО «Алтайский государственный медицинский университет» Минздрава России

Email: iuliadudareva@yandex.ru

д-р мед. наук, проф. каф. акушерства и гинекологии с курсом ДПО

Россия, Барнаул

Наталья Юрьевна Ручейкина

ФГБОУ ВО «Алтайский государственный медицинский университет» Минздрава России

Email: iuliadudareva@yandex.ru

студентка Института клинической медицины

Россия, Барнаул

Список литературы

  1. Обухова П.С., Качанов А.В., Позднякова Н.А., Зиганшина М.М. Межгрупповой АВО-конфликт матери и плода: роль антигликановых алло-антител в развитии гемолитической болезни новорожденных. Медицинская иммунология. 2021;23(1):17-34 [Obukhova PS, Kachanov AV, Pozdniakova NA, Ziganshina MM. Mezhgruppovoi AVО-konflikt materi i ploda: rol antiglikanovykh allo-antitel v razvitii gemoliticheskoi bolezni novorozhdennykh. Meditsinskaia immunologiia. 2021;23(1):17-34 (in Russian)]. doi: 10.15789/1563-0625-AOM-1977
  2. Белкина М.Л., Верещагина В.С., Абинова А.В., и др. Особенности течения гемолитической болезни новорожденных в Республике Мордовия по данным ГБУЗ РМ ДРКБ г. Саранска. Научный форум. Сибирь. 2019;5(1):65-8 [Belkina ML, Vereshchagina VS, Abinova AV, et al. Osobennosti techeniia gemoliticheskoi bolezni novorozhdennykh v Respublike Mordoviia po dannym GBUZ RM DRKB g. Saranska. Nauchnyi forum. Sibir. 2019;5(1):65-8 (in Russian)].
  3. De Haas M, Thurik FF, Koelewijn JM, van der Schoot CE. Haemolytic disease of the fetus and newborn. Vox Sang. 2015;109(2):99-113. doi: 10.1111/vox.12265
  4. Kattimani VS, Ushakiran CB. Hemolytic disease of the newborn due to ABO incompatibility. Int J Contemp Pediatr. 2018;5(2):605. doi: 10.18203/2349-3291.ijcp20180564
  5. Алексанян К.В., Андрюшина И.В., Белоусова Т.В. Особенности эритроцитарных антигенов системы АВО у новорожденных. Медицина и образование в Сибири. 2014;3:60-5 [Aleksanian KV, Andriushina IV, Belousova TV. Osobennosti eritrotsitarnykh antigenov sistemy AVO u novorozhdennykh. Meditsina i obrazovanie v Sibiri. 2014;3:60-5 (in Russian)].
  6. Нормальная беременность. Клинические рекомендации Минздрава России, 2020 [Normal'naia beremennost'. Klinicheskie rekomendatsii Minzdrava Rossii, 2020 (in Russian)].

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Репродуктивные потери у женщин сравниваемых групп (%).

Скачать (83KB)

© ООО "Консилиум Медикум", 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ПИ № ФС77-63961 от 18.12.2015.


Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах